Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ольга Юрьевна ОЖЕРЕЛЬЕВА




Старший преподаватель кафедры
социальных и политических дисциплин Пятигорского филиала
Северо-Кавказской академии государственной службы

http://www.elcom.ru/~human/2008ns/46oou.htm

 

9. Смысложизненные ориентации современного человека

В настоящее время возрастающая неуверенность в осмысленности су­ществования связана с большой изменчивостью, секуляризованностью и не­определенностью направления социального бытия и развития. Принципи­альный плюрализм трактовок современного общества порождает сомнение в возможности его целостного понимания и оборачивается эрозией осмыслен­ности социума и человеческой жизни. Однако эти разногласия могут быть смягчены целостными концепциями смысла жизни, поскольку они импли­цитно формируют представление о современном им обществе.

Довольно широкий спектр представлений о смысле жизни объясняется двойственной природой данного феномена: с одной стороны, он представ­ляет собой результат воздействия на человека окружающего мира, с другой – элементы действительности получают свое представительство в сознании только после их осмысления. Несмотря на такой разброс мнений, практиче­ски все исследователи этой проблемы определяют смысл через отношение, которое строится не на определенной связи между субъектом и действи­тельностью, а прежде всего на сложной системе связей, которые обусловли­вают взаимодействие как субъективных отношений с действительностью, так и обратное отношение. При этом смысложизненные ориентации выражаются в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания, а для того чтобы такое отношение осуществилось, необходим, прежде всего субъект этого отношения. Поскольку сознание присуще только человеку, то смысл как феномен сознания, отражая его человеческую при­роду, и делает человека субъектом отношения. Смысложизненные ориента­ции отражают системное свойство личности и имеют транссубъективную природу. У человека есть «чувство смысла», «инстинкт смысла» – врожден­ное стремление к смыслу, и только неблагоприятные обстоятельства жизни и воспитания заглушают и сводят на нет это стремление. Но, с другой стороны, мы знаем немало фактов, свидетельствующих о том, что неблагоприятные обстоятельства могут быть «катализатором» поиска смысла жизни. Именно в тот момент, когда сгущаются тучи, когда следующие один за другим удары судьбы уводят почву из-под ног, когда кажется, что продолжать жизнь бес­смысленноЮ – именно в этот момент обостряется «задача на смысл» [1].

Феномен смысла жизни – наиболее адекватное, наиболее концентриро­ванное проявление личности, его смысложизненных ориентаций. Процесс поиска и обретения смысла жизни невозможен без установления определен­ного отношения человека к самому себе. Именно на этой основе возможно удовлетворение потребностей человека в самореализации – потребности «дать себе чрез себя самого объективность в объективном мире и осущест­вить, выполнить себя» [2]. На основе этой потребности возникает стрем­ление к поиску и обретению смысла жизни, который задает пути и спо­собы самореализации. Система смысложизненных ориентаций не останавли­вается в своем развитии. Начиная с юношеского возраста и на протяжении дальнейшей жизни задачи развития и эффективного функционирования пе­ред человеком ставит сама жизнь. На стадии ранней взрослости большинство людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, намечают жиз­ненные цели и начинают их осуществлять. В процессе профессиональной деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, граж­данской и др.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности. Одним из факторов изменения системы смысложизненных ориентаций явля­ются социально-исторические условия, на фоне которых происходит разви­тие и функционирование личности. Социально-экономические, политиче­ские, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения сис­темы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закре­пленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального про­цесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

Ценности и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в ре­зультате деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Вследст­вие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот (наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте) [3].

Помимо сознательного (осмысленного) отношения человека к действитель­ности, уровневая организация смысловой системы личности должна отра­жать социальную сущность человека. «Реальный способ отношения к дру­гому человеку, другим людям, человечеству в целом», – Б. С. Братусь называет отношение к другому человеку, «тем самым общим критерием, водоразделом, отделяющим собственно личностное в смыслообразовании от неличност­ного…»[4]. Такой подход предполагает наличие определенных этических стан­дартов, социальных норм и моральных ценностей, которые являются отраже­нием культуры определенного социального слоя, национальной и религиоз­ной принадлежности, политической и историко-культурной системы.

Направленность чувственного сознания индивида на элементы объек­тивной реальности, в том числе и на личность другого человека, на его мир, на процесс и результат своей деятельности относительно других людей вы­ражается во внутренней свободе, основанной на способности принимать ре­шения в ситуации выбора и реализовывать их. Только свободный человек может помочь освободиться другому человеку. Для осмысленного понима­ния мира другого человека (и соответственно понимания его личностных ка­тегорий добра и зла, норм, ценностей, счастья и смыслов) прежде необхо­дима четкая идентификация себя как субъекта [5].

Для личности всегда характерен разрыв между тем, что она есть, и тем, чем она хочет быть – разрыв, порождающий противоборство. Подобное рас­согласование коренится в двойственной природе человека: субъект является и пассивным наблюдателем (объектом), и активным творцом собст­венной жизни (субъектом). Балансируя между двумя противоположными полюсами, личность выступает частичкой общего «царства ценностей» и в тоже время – его причиной, основанием. Ей, как субъекту формирования моральных при­ори­тетов, требуется группа, в которой нравственные ориентиры стали бы нормой, ей необходим социум, с которым можно было бы вступить в проти­воречие (ибо рождение новых универсалий возможно только через ценност­ный конфликт). И одновременно с этим ей как объекту необходима культура, из которой можно черпать готовые нрав­ственные принципы [6].

В каждый момент своего существования человек совершает ценност­ный выбор, принимает нравственное решение, разрешает моральный кон­фликт, модифицирует нормы культуры, подвергает изменениям собственные принципы, устанавливая на какое-то время непротиворечивую систему смы­словых универсалий. Таким образом, он осознанно, ответственно и сво­бодно формирует значимое для себя – сейчас, на­полняет смыслом бытие.

Смысложизненные ориентации как способ отношения к миру реализу­ются личностью во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убе­ждений. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится и свое отношение к политическим реалиям, социально-экономиче­ским преобразованиям, культуре, профессии, карьере и т.д.

«Пресловутая рука рынка пошарила не только в карманах, но и в голо­вах людей», и действительно, коммерциализация социальной жизни, кино, телевидения, коммерциализация досуга, превращающая его в индустрию раз­влечений, производят глубокие изменения в сознании человека, способст­вуют формированию деструктивного смысла жизни [7]. Социальный характер общества обуславливает у человека определенный способ удовлетворения его потребностей и формирует тем самым его социальные установки, исходя из которых, он действует в последствии. Одной из характеристик современ­ного информационного общества является чрезмерное потребление. Под воз­действием рекламы, формированием у человека стремления стать обладате­лем какой-то вещи, сквозь рекламу проходит и образ «социального Я», ус­пешного владельца предлагаемых товаров, окруженного благополучием. Данный образ становится определенной установкой в достижении жизнен­ных целей и формирует стратегию поведения: сила, уверенность в себе, ко­торые обязательно ведут к престижу и устроенной жизни. Сами законы рынка с его конкуренцией обусловливают установку на борьбу за свою вы­году, о чем косвенно свидетельствует рост исследований и литературы, по­священной лидерству, технологиям влияния и власти. Явно и незримо в со­временном обществе начинает транслироваться установка на влияние ради достижения собственных целей. Для личностного роста в профессии необхо­димо постоянно выходить за ее пределы в смежные области деятельности. Однако когда пишут о профессии как смысле жизни индивида, забывают, что полное погружение в профессию также чревато различными личностными нарушениями. Наиболее благоприятным случаем является такой, когда смысл жизни и смысл профессиональной деятельности совпадают. Однако, возможен и такой вариант, когда они противоположны друг другу. Данное положение ведет к неустойчивости личности, повышенной тревожности, ут­рате собственного «Я», и здесь, возможны несколько вариантов. Либо смысл жизни начинает конституировать и отношение к профессии, либо отношение к профессии «поведет» за собой и преобразует по своему подобию смысл жизни. Третий вариант также возможен. В этом случае с помощью психоло­гической защиты возможно как бы параллельное существование этих двух смысловых пространств, но функционирование психологической защиты не проходит для личности бесследно: личность неизбежно регрессирует, что внешне выражается в появлении различного вида невротических, психосома­тических и психических расстройств.

Сказанное не свидетельствует против социума, основанного на рыноч­ных отношениях. Оно свидетельствует против социума, в котором создаются благоприятные условия для формирования у человека структурной иерархии смысла жизни, где интересы бизнеса, обогащения, эгоистического самоут­верждения становятся не только главными, но фактически единственными, подчиняющими себе и вытесняющими истинно человеческие чувства и стремления.

«…Проблема смысла бытия включает в себя взаимосвязанные вопросы о смысле человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Комплекс этих вопросов со­ставляет проблему смысла жизни в ее широком значении, поскольку без от­вета на них ее решение невозможно. То есть смысл жизни человека является не только частью, но и основной формой смысла бытия» [8]. В ходе жизнедея­тельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют ког­нитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения. Человек, находящийся в развитии, непрерывно дифференцирует себя из об­щей массы и в то же время понимает свою интеграцию с более широким ми­ром. Этот процесс становится возможным благодаря тому, что на каждой стадии развития старое становится частью нового. По мере взросления смы­словая система становится уникальной, сохраняя общность со смысловыми системами других людей.

Переоценка ценностей, рефлексия и переориентировка жизненных смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом и заключается основной момент личностного развития в старшем и зрелом возрасте. Следует отметить, что процесс развития в эти периоды жизни носит индивидуальный «вневозрастной» характер, поскольку он обусловлен имеющимся жизненным опытом и сложившейся индивиду­альной системой отношений человека к себе и к действительности.

Таким образом, смысложизненные ориентации личности не останав­ливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни.

[1] Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр. тр. М., Воронеж, 2006. С. 45.

[2] Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., 1994.

[3] См.: Серый А. В. Система личностных смыслов. Кемерово, 2004. С. 154

[4] Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. С. 100

[5] См.: Серый А. В. Указ. соч. С. 102

[6] См.: Серый А. В. Указ. соч. С. 159.

[7] Киселев Г. С. Смысл и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. № 4.

[8] Международной конференции г. Волгоград. Т.2. С. 317.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.