КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные дидактические концепции. Развивающее обучение
В школе предмет усвоения – теоретические знания. Поэтому – развивающий характер деятельности. Л.С. Выготский: основные изменения школьного возраста связаны с осознанием и овладением психическими процессами обязаны своим происхождением именно обучению «осознание приходит через ворота научных понятий». Задачи школьного обучения: - формирование учебной деятельности; - приобретение детьми знаний и умений(равнозначные задачи) Школьное развитие ребенка как личности и субъекта деятельности предполагает: 1. Развитие интеллекта 2. развитие эмоциональной сферы 3. устойчивости к стрессам 4. уверенности в себе и самопринятия 5. позитивного отношения к миру и принятия других 6. самостоятельности, автономности 7. мотивации самоактуализации, самосовершенствования (так же развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотива саморазвития) Развивающее обучение – одно из условий перестройки общеобразовательной школ – это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированны на всестороннее развитие ребенка: - содержание учебного материала; - воспитание культуры; - развитие интеллекта. Современная педагогическая наука и практика располагает 4 основными концепциями развивающего обучения: 1. Л.В. Занкова (дидакт. система для начальной школы) 2. Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (для разных типов образовательных структур) 3. В.С. Библера (развивающаяся система «Школа диалога культур») 4. Ш.А. Амонашвили (система развития младшего школьника на основе реализации принципа сотрудничества) «Ум – это то, что остается после того как мы забываем все, чему нас учили» Развитие – это появление новообразований в личности, возникновение новых психических качеств или становление их на новый уровень (способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций и т.д.).
(философия, психология, педагогика) развитие – результат усложняющейся деятельности человека, в процессе которой он вступает в новые для себя отношения, накапливает опыт, формирует мотивы оценки, отношения. Развитие не существует вне деятельности и отношений (новое качество – повторение в создаваемых учителем ситуациях – генерализация, обобщение качества (С.Л. Рубинштейн) – интериоризация качества (Талызина, Гальперин) – превращение во внутреннее достояние человека, черты личности). (Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксировании относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Предполагает логический переход от единичного к общему, о мене общего к более общему суждению, знанию, оценке. Интериоризация – преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания) («присвоение») Основное положение отечественной психологии и педагогики: Л.С. Выгодский – ведущая роль обучения по отношению к психическому развитию. Обучение должно опережать достигнутый уровень развития. Овладение знаниями – внесение новых элементов в деятельность – формирование новых отношений – развитие.
Развивающее обучение должно носить «задачный» характер, т.к. проблемный характер мышления возникает при наличии противоречия между познанным и непознанным (Рубинштейн, Матюшкин, Ильенков). Изучение темы или раздела необходимо строить как логическую последовательность познавательны задач, учебный процесс – цепь учебных ситуаций. Познавательная задача 1. уровень актуального развития 2. зона ближайшего развития Условия задачи должны быть адресованы на достигнутый (актуальный) уровень развития (понятно, доступно), а требование или вопрос должны быть адресованы на уровень «ближайшего» развития.
!! Сложность – зона «ближайшего» развития у каждого ученика своя, а общий подход далеко не всегда достигает цели (часто не получается вовсе). !! Необходим учет логики движения содержания изучаемого и логики развития ученика (чаще всего – приоритет содержания). Логика учебного процесса должна определяться логикой движения учебного материала, трансформированной с учетом логики познания и развития учащихся (М.А. Данилов). Движущей силой процесса обучения является разрешаемое и вновь постоянно возникающее противоречие между достигнутым ребенком уровнем знаний и развития и тем уровнем ближайшего развития, который необходим для решения задачи. Задача составляет структурную ситуацию учебного процесса – конкретную динамическую учебную ситуацию. Решение задачи – переход к новой задаче – к новой учебной ситуации. !! Реальный учебный процесс – «очеловечивание» компонентов и факторов обучения (личностное содержание – сознание, воля, эмоции, индивидуальность педагогов и учащихся).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |