Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила речевого этикета




Выражения, помогающие завершить беседу.

Выражения несогласия и отказа.

Выражения сомнения и неопределенности.

 

У меня пока не сложилось окончательного мнения по этому вопросу.

Меня несколько смущает…

Я бы попросил вас уточнить…., т.к. у меня по этому поводу другая информация.

Мы придерживаемся иной точки зрения.

Мы видим решение этой проблемы в другом.

Вы, конечно, имеете право на свою точку зрения, но мне кажется….

 

 

 

В целом ваше предложение интересно, но…

Моя точка зрения расходится с вашей.

Я понимаю это несколько иначе.

Разрешите с вами не согласиться.

К сожалению, я не могу с вами согласиться.

Позвольте с вами не согласиться.

Моя точка зрения кардинально отличается от вашей.

При всем уважении к вам, я не могу с вами согласиться.

Простите, но я думаю иначе (по-другому.)

 

 

 

 

Итак, мы подходим к концу нашей беседы.

Таким образом, учитывая все вышесказанное….

Подводя итог нашей беседе,…

В заключении, хочется сказать…

Благодарю вас за участие в беседе,..

Надеюсь, что наше сотрудничество буде продолжаться.

 

 

Речевой (вербальный этикет)- правила, установленные в общении.

 

1.Любую речь начинать с приветствия.

 

Варианты: Здравствуйте! Добрый день (вечер, утро)! Рада приветствовать вас! Рада видеть вас в добром здравии! И т.д.

 

2.Обязательно завершать речь на восходящей интонации с пожеланием дальнейшего сотрудничества и успехов в труде и учебе.

 

3.Обращаться к слушателям, предпочтительнее, по имени. Если это невозможно, принести предварительные извинения за то, что это невозможно.

 

4.Произносить правильно фамилию человека. Извиниться, если допущена ошибка.

 

5.Нельзя повышать голос (срываться на крик).

 

6.Обращаться к слушателям на «вы».

 

7.Не допускать тона превосходства, уничижительных интонаций, быть доброжелательным, улыбаться.

 

8.К женщине(ам) уместно обращение: Сударыня, милые дамы.

К девушке (ам) девушка, голубушка, милая.

 

9.К мужчине(ам): господа, уважаемые мужчины.

 

10.К людям различных профессий вполне уместно обращение по профессии: уважаемые доктора, учителя, профессоры, и т.д.

 

11.Недопустимо использовать при обращении к людям фразы, типа: «Эй, вы…», «Как вас там…», и т.д.

 

12.Недопустимы оскорбления ни в каком виде.

 

13.Закончив выступление, не забудьте попрощаться и поблагодарить слушателей за проделанную работу.

 

Тема: Текст как основа любой речи. Строение текста. Типы речи.

Текст (от лат textum – ткань, связь, соединение)- ряд предложений и абзацев, связанных между собою по смыслу и грамматически.

 

Основные признаки текста:

1.Тематическое единство частей текста

2.Композиционное единство частей текста

3.Наличие грамматической связи между частями текста.

4.Смысловая цельность и законченность.

 

Тема текста – основная мысль.(О чем это текст?) То, что описывается в тексте.

 

Идея текста – что именно автор хочет сказать по данной теме. (Что говорится?)

 

Сюжет - события произведения в хронологической последовательности.

 

Фабула – событийный ряд произведения.

 

Композиция текста – построение, расположение частей текста.

Виды композиции:

А) прямая – события располождены в хронологическом порядке.

Б) обратная – события расположены с нарушение хронологии (пример И.О.Гончаров – «Обломов», детективные романы, когда действие начинается с развязки.)

 

Виды связи предложений в тексте:

1)
1.Параллельная

 
 

 

 


2.Цепная.

3)
2)
1)

 

 

Признаки параллельной связи:

1.Предложения не сцепляются, а противопоставляются или сопоставляются.

2.Ситнаксический параллелизм (одинаковая конструкция предложений).

3. Повтор ключевого слова (лексический повтор).

 

Признаки цепной связи:

1.Предложения связываются как бы по цепочке.

2.Повтор ключевого слова, замена его синонимом.

3.Семантические соответствия и ассоциации.

 

Абзац – отступ в начале строки; красная строка, микротема текста.

 

Строение абзаца:

1.Абзацный зачин.

2.Комментирующая часть.

 

 

Строение текста: (в зависимости от типа текста строение варьируется.)

 

1.Вступление.

 

2.Основная часть(комментирующая часть.)

 

3.Заключение, выводы.

 

 

Типы текстов:

 

1.Текст- повествование

 

2.Текст – описание

 

3.Текст – рассуждение.

 

4.Текст смешанного типа.

 

Таблица «Типы речи»

 

 

Тип текста Строение Лексико-синтаксические особенности
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о событии или ряда событий 1.Экспозиция 2.Завязка действия 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Развязка 1.Обилие глаголов 2.Осложненные причастными и деепричастными оборотами синтакс. конструкций.  
ОПИСАНИЕ: - изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его основных признаков. Виды описания: портрет, Пейзаж, описание процесса 1.Общее представление о предмете 2.Отдельные признаки предмета, индивидуализация образа. 3.Авторская оценка   1.Обилие различных художественно-выразительных средств. 2.Осложненные причастными оборотами синтаксических конструкции.  
РАССУЖДЕНИЕ-словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Форма рассуждения: письмо, статья, рецензия, доклад. 1.Тезис 2.Доказательство или агрументация мысли. 3.Мотивированное заключение, вывод. 1. Обилие вводных конструкций. 2. Наличие терминов и профессионализмов.

 

Виды сокращения текста:

 

1. Конспект - краткое изложение основных положений статьи.

2. Тематический конспект (конспект на заданную тему по нескольким источникам, предполагает систематизацию материала).

3. Реферат – развернутое сообщение на заданную тему. Вид тематического конспекта..

4 .Доклад – основательное исследование какой-либо проблемы с рассмотрением различных точек зрения и последующим обсуждением.

5. Аннотация – краткое изложение основных положения статьи, книги, кинофильма с обязательным указание выходных данных.

6. Рецензия – письменный разбор, отзыв о чем-либо и критическим анализом.

 

Письмо Д.С.Лихачева «Как писать».

Тема: «Культура письменной речи»

КАК ПИСАТЬ? Письмо 21

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Сейчас речь у меня пойдёт только о письменном языке и по преимуществу о том виде письменного языка, к которому я сам больше привык, то есть о языке научной работы (литературоведческой в основном) и о языке журнальных статей для широкого читателя.

Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).

Обогащение и лёгкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

Главное – нужно стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы. Например, на с.79 моей работы «Человек в литературе Древней

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правильным для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий нужно употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует.

Ритмичность и удобочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были лёгкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.