Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская премия качества

(Премия Правительства РФ в области качества)

(www.gost.ru, www.vniis.ru)

 

Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) была учреж­дена в апреле 1996 года и вручается с 1997 года на конкурсной основе.

При разработке Россий­ской премии по качеству организаторами, Госстандартом России и ВНИИС, одновременно решались две за­дачи:

1. обеспечение совместимости с зарубежными преми­ями;

2. максимально возможный учет российской специфики.

Приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспече­нием российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствова­ния качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.

В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Оценка претендентов производится также по девяти критериям, объединённым в две группы:

· Предпосылки:

1. Роль руководства в организации работ — 100 бал­лов.

Оценивается приверженность руководства идее со­вершенствования качества, их личное участие в деятель­ности по управлению качеством, эффективность ру­ководства. Содействие процессу совершенствования ка­чества может осуществляться посредством грамотной расстановки приоритетов, выделения ресурсов для обу­чения, вовлечения персонала в решение проблем каче­ства, стимулирования достижений в области качества.

2. Использование потенциала персонала — 120 баллов.

Оцениваются процедура найма, системы обучения и повышения квалификации, поощрительная система, со­гласованность кадровой политики с политикой каче­ства, уровень общественной активности персонала, сте­пень социальной защиты персонала, его осведомлен­ность в вопросах безопасности труда и экологии.

3. Планирование в области качества — 100 баллов.

Оценке подлежат информационная база планирова­ния, структура планов, целостность системы планиро­вания работ по качеству, процедура разработки планов, степень осведомленности персонала организации о пла­нах, регулярность анализа и корректировки планов.

4. Рациональное использование ресурсов — 100 бал­лов.

По всем видам ресурсов организации (сырьевым, финансовым, информационным и т. д.) оцениваются полнота учета, эффективность использования, непре­рывность контроля, согласованность ресурсной базы с необходимостью совершенствования качества.

5. Управление технологическими процессами — 130 баллов.

Рассматриваются наличие регламентированных тре­бований к производственным процессам, наличие и ка­чество технологических инструкций, эффективность используемых технологических режимов, динамика процесса совершенствования приемов работы, степень владения персонала современными приемами управле­ния технологическими процессами.

· Результаты:

6. Удовлетворенность персонала работой в органи­зации — 90 баллов.

Оценке подлежат мотивированность персонала (воз­можность карьерного роста, участия в управлении, на­личие системы общественного признания заслуг), усло­вия работы (оплата труда, условия найма, рабочий мик­роклимат и т. д.), условия отдыха (система отпусков, медицинское обслуживание и т. п.).

7. Удовлетворенность потребителей — 180 баллов.

Конкретными показателями могут выступать, на­пример, число жалоб или рекламаций на продукцию (услуги), доля постоянных потребителей. Качественны­ми показателями являются отношение потребителей к продукции и услугам (соответствие требованиям, цены, своевременность поставки и т. д.), отношение к серви­су (гарантийное обслуживание, качество документации, техническая помощь и др.), отношение к фирме (активность, отзывчивость, мобильность и т. п.).

8. Результаты деятельности организации — 120 бал­лов.

Рассматриваются показатели прибыли и убытков, объемов продаж, величины заемных средств, размеров фондов, движение финансовых потоков, а также коэффи­циенты ликвидности, финансовой устойчивости и т. д.

9. Безопасность продукции для общества — 60 баллов.

Оценивается, в первую очередь, экологичность продукции.

Однако, существуют различия в балльной оценке критериев. В Российской премии общая балльная оценка пер­вой группы критериев составляет 550 баллов, а второй - 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать ра­боту российских организаций в области совершенство­вания внутрифирменной деятельности, связанной с каче­ством. В то же самое время Европейская премия оцени­вает предпосылки и результаты одинаково.

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

- не более 250 человек;

- свыше 250 человек.

Среди победителей последних лет ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и другие.

Во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются не только плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работ по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.

С основными положениями Российской премии качества можно ознакомиться в Руководстве для организаций-участников конкурса 2008 года. (См. отдельный файл).

Японская премия качества (www.jqac.com)

 

Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана в 1995 году на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.

Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе.

Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.

Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных критериев:

1. лидерство и принятие решений,

2. социальная ответственность в управлении,

3. понимание клиентов и рынка и работа с ними,

4. разработка и реализация стратегии,

5. обучение и развитие персонала,

6. процесс создания ценностей,

7. информационный менеджмент,

8. результаты работы.

Премия качества ежегодно вручается по трем категориям, в зависимости от специфики организации-участника:

1. промышленное производство,

2. сфера обслуживания,

3. малый и средний бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий.

С 2003г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе.

Среди организаций, получивших Японскую премию качества, есть NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Европейская Премия Качества | Некоторые национальные награды за качество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.