КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российская премия качества
(Премия Правительства РФ в области качества) (www.gost.ru, www.vniis.ru)
Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) была учреждена в апреле 1996 года и вручается с 1997 года на конкурсной основе. При разработке Российской премии по качеству организаторами, Госстандартом России и ВНИИС, одновременно решались две задачи: 1. обеспечение совместимости с зарубежными премиями; 2. максимально возможный учет российской специфики. Приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Оценка претендентов производится также по девяти критериям, объединённым в две группы: · Предпосылки: 1. Роль руководства в организации работ — 100 баллов. Оценивается приверженность руководства идее совершенствования качества, их личное участие в деятельности по управлению качеством, эффективность руководства. Содействие процессу совершенствования качества может осуществляться посредством грамотной расстановки приоритетов, выделения ресурсов для обучения, вовлечения персонала в решение проблем качества, стимулирования достижений в области качества. 2. Использование потенциала персонала — 120 баллов. Оцениваются процедура найма, системы обучения и повышения квалификации, поощрительная система, согласованность кадровой политики с политикой качества, уровень общественной активности персонала, степень социальной защиты персонала, его осведомленность в вопросах безопасности труда и экологии.
3. Планирование в области качества — 100 баллов. Оценке подлежат информационная база планирования, структура планов, целостность системы планирования работ по качеству, процедура разработки планов, степень осведомленности персонала организации о планах, регулярность анализа и корректировки планов. 4. Рациональное использование ресурсов — 100 баллов. По всем видам ресурсов организации (сырьевым, финансовым, информационным и т. д.) оцениваются полнота учета, эффективность использования, непрерывность контроля, согласованность ресурсной базы с необходимостью совершенствования качества. 5. Управление технологическими процессами — 130 баллов. Рассматриваются наличие регламентированных требований к производственным процессам, наличие и качество технологических инструкций, эффективность используемых технологических режимов, динамика процесса совершенствования приемов работы, степень владения персонала современными приемами управления технологическими процессами. · Результаты: 6. Удовлетворенность персонала работой в организации — 90 баллов. Оценке подлежат мотивированность персонала (возможность карьерного роста, участия в управлении, наличие системы общественного признания заслуг), условия работы (оплата труда, условия найма, рабочий микроклимат и т. д.), условия отдыха (система отпусков, медицинское обслуживание и т. п.). 7. Удовлетворенность потребителей — 180 баллов. Конкретными показателями могут выступать, например, число жалоб или рекламаций на продукцию (услуги), доля постоянных потребителей. Качественными показателями являются отношение потребителей к продукции и услугам (соответствие требованиям, цены, своевременность поставки и т. д.), отношение к сервису (гарантийное обслуживание, качество документации, техническая помощь и др.), отношение к фирме (активность, отзывчивость, мобильность и т. п.).
8. Результаты деятельности организации — 120 баллов. Рассматриваются показатели прибыли и убытков, объемов продаж, величины заемных средств, размеров фондов, движение финансовых потоков, а также коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и т. д. 9. Безопасность продукции для общества — 60 баллов. Оценивается, в первую очередь, экологичность продукции. Однако, существуют различия в балльной оценке критериев. В Российской премии общая балльная оценка первой группы критериев составляет 550 баллов, а второй - 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством. В то же самое время Европейская премия оценивает предпосылки и результаты одинаково. Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности: - не более 250 человек; - свыше 250 человек. Среди победителей последних лет ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и другие. Во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются не только плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работ по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях. С основными положениями Российской премии качества можно ознакомиться в Руководстве для организаций-участников конкурса 2008 года. (См. отдельный файл). Японская премия качества (www.jqac.com)
Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана в 1995 году на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе.
Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования. С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных критериев: 1. лидерство и принятие решений, 2. социальная ответственность в управлении, 3. понимание клиентов и рынка и работа с ними, 4. разработка и реализация стратегии, 5. обучение и развитие персонала, 6. процесс создания ценностей, 7. информационный менеджмент, 8. результаты работы. Премия качества ежегодно вручается по трем категориям, в зависимости от специфики организации-участника: 1. промышленное производство, 2. сфера обслуживания, 3. малый и средний бизнес. В каждой категории участников вручается не более двух премий. С 2003г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе. Среди организаций, получивших Японскую премию качества, есть NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |