КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические проблемы профессионально-педагогического общения
ЛЕКЦИЯ №18
ПЛАН: 1. Барьеры в педагогическом общении и взаимодействии. 2. Конфликты в профессионально-педагогическом общении их предупреждение и разрешение. 3. Манипуляции в профессиональном общении.
1. Барьеры в педагогическом общении и взаимодействии
Специальным предметом исследования в педагогической психологии стала проблема трудностей, или барьеров, в общении. Они проявляются как субъективные переживания человеком «сбоя», несовпадения реального результата с планируемым, некоторой остановки нормального течения деятельности и общения (Маркова Аэлита Капитоновна. Зимняя Ирина Алексевна). Такие затруднения нарушают общение, но могут выполнять и позитивную функцию, ибо указывают на совершенную ошибку или использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи. В основе такого рода затруднений могут лежать совершенно различные причины. И. А. Зимняя выделяет следующие комплексы трудностей общения: 1. Этносоциокулътурный. В основе такого непонимания чаще всего лежат особенности этнического сознания, систем ценностей, стереотипов и установок; 2. Статусно-позиционно-ролевой. Затруднения в общении связаны с различиями социального статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению (преподавателя и ученика); 3. Возрастной. Трудности в общении проистекают из неспособности представителей разного возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению, особенно в тех случаях, когда преподаватель моложе учащихся (например, слушателей ФПК); 4. Индивидуально-психологические затруднения. Здесь непонимание возникает в силу типовых несовпадений — личностных, характеров, темпераментов, познавательных процессов у разных людей.
5. Затруднения, связанные со спецификой самой педагогической деятельности. Эти затруднения часто вызываются недостаточным уровнем профессионального мастерства педагога или недостаточным владением им предметным материалом. Виктор Абрамович Кан-Калик приводит следующие причины барьеров педагогического общения на примере школьного обучения, которые в полной мере могут рассматриваться применительно к высшей школе: 1. Несовпадение установок —педагог приходит с замыслом интересного урока, а класс не настроен на серьезную работу; преподаватель, не владея техникой создания необходимой установки у учеников, начинает нервничать, раздражаться и т. п.; 2. Боязнь аудитории — предвосхищая негативную реакцию учеников, преподаватель ведет себя скованно и неуверенно; 3. Отсутствие контакта — преподаватель действует «автономно», без учета реакции аудитории; 4. Сужение функций общения — педагог нацелен на реализацию только информационных задач общения, упуская из виду мотивационные, социально-перцептивные и другие функции общения; 5. Негативная установка на аудиторию, класс (сформированная, например, на основе отзывов других преподавателей или собственного негативного опыта взаимодействия с данным классом); 6. Боязнь педагогических ошибок; 7. Подражание — молодой преподаватель пытается механически воспроизводить манеру общения других педагогов, которая оказывается не соответствующей его индивидуальным особенностям или уровню подготовки. 8. Барьер прошлого негативного опыта.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |