Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы (виды) государственного и муниципального долга




Законодатель в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ закрепил не формы, а виды долговых обязательств. Об этом говорит название ст. 98 БК РФ "Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации". Государственный долг Российской Федерации складывается из долговых обязательств, которые в соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ могут существовать в виде обязательств по:

а) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

б) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

в) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

г) государственным гарантиям Российской Федерации;

д) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Наиболее распространенной формой (видом) формирования государственного долга Российской Федерации являются долговые обязательства, возникающие по кредитам, привлеченным Российской Федерацией как заемщиком. В качестве источников рассматриваемого вида могут выступать государственные, банковские и бюджетные кредиты.

Необходимость использования кредитных отношений в бюджетном праве обусловлена нехваткой доходов бюджета для покрытия (финансирования) государственных (муниципальных) расходов. Этому могут способствовать различные субъективные и объективные факторы. Привлечение кредитов позволяет государству избегать использования такого финансового инструмента, как эмиссионная деятельность, которая не лучшим образом отражается на курсе внутренней валюты.

Немаловажным источником формирования государственного долга Российской Федерации может выступать бюджетный кредит. Необходимо учитывать, что предмет бюджетного кредита могут составлять исключительно денежные средства.

Законодателем определено понятие бюджетного кредита как денежных средств, предоставляемых бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Условия и пределы бюджетных ассигнований предоставления бюджетных кредитов бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ не регламентируются и предусматриваются законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом положений бюджетного законодательства. Такой договор является разновидностью договора займа (ст. 817 ГК РФ).

Одно из основных требований, предъявляемых к бюджетному кредиту как к форме бюджетного финансирования, - его возвратность и возмездность. Возмездность в данном случае заключается в уплате заемщиком кредитору процентов за пользование бюджетными средствами. Размер процентов (платы) за пользование бюджетными средствами может быть регламентирован Бюджетным кодексом РФ либо установлен соответствующими законами (иными нормативными правовыми актами).

Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня.

Заемщик обязан возвратить в соответствующий бюджет полученную сумму займа в срок и в порядке, предусмотренном договором. Установленный в договоре предоставления бюджетного кредита срок возврата заемных средств должен соответствовать лимитам, указанным при утверждении бюджета на финансовый год. Сумма бюджетного кредита может быть возвращена досрочно с согласия займодавца. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления денежных средств на его банковский счет (ст. 810 ГК РФ).

От имени Российской Федерации договоры о предоставлении бюджетных кредитов заключают государственные органы, уполномоченные на это федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Кроме этого, данным категориям государственных органов предоставлено право представительствовать во всех правоотношениях, возникающих в связи с заключением кредитно-бюджетного договора.

Если кредитором является кредитная организация, то речь следует вести о банковском кредите, на который распространяются правила, установленные гражданским законодательством. В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Это так называемая коммерческая форма (вид) образования государственного долга, поскольку, выдавая кредит, банк преследует исключительно коммерческие цели с учетом того, что кредит, выдаваемый Российской Федерации, для кредитора (банка) наиболее предпочтителен, так как его возврат гарантируется казной Российской Федерации.

Подробнее следует рассмотреть кредиты, выдаваемые иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права. Статья 6 БК РФ определяет понятие целевого иностранного кредита (заимствования) как форму финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ, услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц и нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц представляют собой форму привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ, услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора. В свою очередь, нефинансовые кредиты международных финансовых организаций определяются бюджетным законодательством как форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ, услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

В соответствии со ст. 108 БК РФ программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.

Подобная программа составляется одновременно с проектом бюджета и содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования. Например, в соответствии с п. 2 ст. 108 БК РФ для целевых иностранных заимствований в программе указывается конечный получатель, цель заимствования и направления использования, источник и суммы заимствования, срок погашения, наличие гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии, а также оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года и прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Законодатель предусмотрел, что стороны в условиях договора бюджетного кредита, предоставляемого за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), устанавливают основания, порядок предоставления, использования и возврата полученных средств. Перечисленные условия являются существенными, т.е. при их отсутствии или несогласии одной стороны с хотя бы одним условием договора последний не может считаться заключенным.

Одна из самостоятельных форм государственных заимствований от имени Российской Федерации - выпуск и размещение государственных ценных бумаг. Этот вид долговых обязательств Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - Закон об эмиссии). В соответствии со ст. 2 Закона об эмиссии ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, являются государственными ценными бумагами. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимает Правительство России. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета. В настоящее время таким органом является Минфин России, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329.

В данном случае государство выпускает так называемые эмиссионные ценные бумаги, определяемые в ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" как любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги. Эмиссионная деятельность государства в обозначенном аспекте урегулирована, как отмечалось ранее, Законом об эмиссии, которым установлены порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств России и ее субъектов, муниципальных образований; процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством РФ. Кроме этого, предусмотрено, что правовые основы участия России в отношениях, возникающих в результате проведенной эмиссии государственных ценных бумаг, устанавливаются Законом об эмиссии и иным законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 114 БК РФ предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Одним из видов государственного заимствования, влекущего за собой возникновение долгового обязательства государства, является бюджетный кредит, который подробно рассмотрен в начале данной темы.

Другой самостоятельный вид долгового обязательства Российской Федерации - государственная гарантия Российской Федерации. Рассматриваемый институт относится к сфере гражданско-правового регулирования и является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. В гражданском праве такой институт называется банковской гарантией, в силу которой банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Согласно определению, данному в ст. 6 БК РФ, государственная гарантия (государственная гарантия России) - это вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в чью пользу предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

В отличие от аналогичного способа обеспечения исполнения обязательств, урегулированного нормами гражданского права, государственная гарантия Российской Федерации имеет особенности, присущие бюджетному праву как публично-правовой отрасли права.

Государственная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства), а также возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения и возникших обязательств, и обязательств, которые возникнут в будущем.

Условия государственной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару по государственной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право отозвать государственную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет за собой ее недействительность (ничтожность). Государственные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

И, наконец, последний вид долгового обязательства Российской Федерации - иные долговые обязательства, ранее отнесенные законодательством на государственный долг Российской Федерации. В данном случае имеет место новация, основанная на специально принимаемых нормативных правовых актах. Условием отнесения подобных долговых обязательств третьих лиц на счет государственного долга Российской Федерации является принятие актов высшей юридической силы, законов, до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 414 ГК РФ новация, или соглашение сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, приводит к прекращению обязательств. Из общего смысла закона следует, что новация применима не только к обязательственным, но и к публичным правоотношениям. Как уже было сказано выше, в ряде случаев новация осуществляется в силу закона. Так, Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" казначейские обязательства СССР были переведены в целевые долговые обязательства РФ - целевые казначейские обязательства РФ (ст. 7). Сертификаты Государственного сберегательного Банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства РФ - целевые сертификаты РФ (ст. 8).

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 99 БК РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) государственным ценным бумагам субъекта РФ; 2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов; 3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; 4) государственным гарантиям субъекта РФ. Анализ приведенного перечня видов долговых обязательств субъекта РФ позволяет сделать вывод о том, что виды долговых обязательств Российской Федерации и субъектов РФ фактически совпадают, за исключением последнего, пятого пункта (иные долговые обязательства).

Структура муниципального долга, в отличие от государственного долга, содержит практически те же виды, за исключением того, что муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций.

Приведенные и проанализированные перечни форм (видов) долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования исчерпывающие и в иных формах (видах) существовать не могут. Этим обстоятельством и определяется объем долговых обязательств Российской Федерации (внутренний и внешний), ее субъекта (внутренний и внешний) и муниципального образования.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включается: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

В свою очередь, в объем государственного внешнего долга Российской Федерации включается: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; 3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. Государственный внешний долг Российской Федерации выражен в иностранной валюте, т.е. в денежных знаках в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории иностранного государства.

Размер государственного долга Российской Федерации - нормативная величина. Ежегодно в федеральном бюджете утверждается его верхний предел.

В объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации включается: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации; 5) объем обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); 6) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 3) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте; 4) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Законодателем установлено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными - менее одного года, среднесрочными - от одного года до пяти лет, и долгосрочными - от пяти до 30 лет включительно.

Статья 100 БК РФ устанавливает, что в объем муниципального долга включается: 1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; 2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; 3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; 4) объем обязательств по муниципальным гарантиям; 5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

По сравнению с долговыми обязательствами субъекта РФ долговые обязательства муниципального образования имеют сокращенные сроки и могут быть краткосрочными - менее одного года, среднесрочными - от одного года до пяти лет, и долгосрочными - от пяти до 10 лет включительно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.