КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. 2. Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации
План лекции ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЛЕКЦИЯ 3. 1. Общие положения 2. Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации 3. Виды медицинских стандартов 4. Основные принципы и направления стандартизации в здравоохранении
Под стандартизацией в здравоохранении следует понимать деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг. В основе процесса стандартизации лежит понятие "стандарт". В общем понимании стандарт (standard) — этонормативный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Применительно к системе здравоохранения это понятие может быть расширено: стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный соответствующим органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения. При формулировке этого определения используется термин "консенсус". В данном случае под консенсусом понимается общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.
Необходимость стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение в активизации этой работы как на международном уровне, так и в нашей стране. Накопленный мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены исключительно средствами стандартизации. Эффективность стандартизации в условиях развитых рыночных отношений обеспечивается следующими ее основными функциями: экономической, социальной и коммуникативной.
Экономическая функция охватывает следующие аспекты: • предоставление информации о продукции и ее качестве, • содействие конкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основных параметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравнение; • обеспечение совместимости и взаимозаменяемости от • рационализация управления технологическими процесса Социальная функция стандартизации предусматривает определение такого уровня параметров и показателей товаров и услуг, который соответствует требованиям общественного здоровья, санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасность людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.
Коммуникативная функция стандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видов человеческого восприятия информации, а также унификацию терминов и определений, классификаторов, методов измерений и испытаний, обеспечивая тем самым необходимое взаимопонимание с учетом международных регламентов. Разработка глоссариев определений и терминов является одной из важнейших задач реализации коммуникативной функции стандартизации.
Основными исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в Российской Федерации являются: • признание необходимости государственного регулирования рыночной экономики, с одной стороны, и высокий • интеграция России в европейскую, мировую экономику и • сохранение приоритетности торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства в рамках СНГ; • необходимость поэтапного снижения импортозависимости рынка отечественных товаров и услуг; • выявление областей науки и техники (открытые информационные системы), где стандартизация также должна носить опережающий характер.
Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является правовой статус стандартов. За рубежом большинство стандартов носят рекомендательный характер, в то время как в России (в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О стандартизации") они содержат обязательные требования. Например, требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.
Директивность государственных стандартов определяется следующими нормативно-правовыми актами: законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, постановлениями и приказами иных органов федеральной исполнительной власти и др. Законодательную и нормативно-правовую основу стандартизации вообще, в том числе в здравоохранении, составляют следующие законы Российской Федерации: "О стандартизации", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", основополагающие стандарты государственной системы стандартизации и др. Приоритетные направления стандартизации. В мировой практике общепризнанными приоритетными направлениями работ по стандартизации являются: • безопасность и экология; • информационные технологии; • ресурсосбережение. К важнейшему направлению стандартизации относится также нормативное обеспечение качества товаров и услуг с целью защиты прав потребителей. В числе приоритетных как за рубежом, так и в России сформировалось социальное направление, в частности, стандартизация в сфере медицинских товаров и услуг. Международное сотрудничество в области стандартизации. В последние годы удалось в основном гармонизировать порядок и правила организации работ в отечественной системе стандартизации с принятыми в большинстве зарубежных стран международными процедурами разработки и принятия стандартов. Это позволяет экономить ресурсы на пополнение фонда отечественных стандартов новыми, а также затраты на актуализацию требований действующих стандартов. Участие России в международном сотрудничестве в области стандартизации и других закрепленных за Госстандартом России направлениях деятельности должно содействовать, прежде всего, созданию и развитию рыночной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей Российской Федерации с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Организационно-финансовой основой системы отечественной стандартизации является Федеральный фонд стандартов.
Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации как одно из приоритетных направлений совершенствования медицинской помощи предусматривает обеспечение ее качества и безопасности путем проведения комплекса работ по стандартизации, лицензированию и сертификации. Решение этой задачи в условиях снижения финансирования и децентрализации управления здравоохранением возможно путем планомерного внедрения комплексной системы нормативного обеспечения организаций здравоохранения, позволяющей регулировать и осуществлять контроль за их деятельностью и обеспечивать защиту прав граждан в области охраны здоровья. Создание системы стандартизации в здравоохранении, определение основных методических подходов к разработке и совершенствованию стандартов, отраслевых норм и правил позволяет более активно влиять на профилактический, диагностический, лечебный и реабилитационный процесс, управление качеством медицинской помощи в целом. Отсутствие в настоящее время систем стандартизации и сертификации в здравоохранении ограничивает возможности стратегического планирования, существенно тормозит развитие медико-социального страхования. В такой ситуации органами управления здравоохранением в различных регионах России осуществляется разработка нормативных документов, часто взаимоисключающих друг друга, не связанных единой идеологией, что приводит к неэффективному использованию имеющихся ресурсов и снижает управляемость отраслью. Развитие системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации существенным образом отличается от развития соответствующих систем стандартизации зарубежных стран, что обусловлено, в первую очередь, особенностями организации медицинской помощи в Российской Федерации. Так, например, существующая в США система здравоохранения ориентирована на то, что значительный объем амбулаторной медицинской помощи оказывают не медицинские работники, а "парамедики" (представители немедицинских специальностей). Эта парамедицинская помощь оказывается по достаточно жестким стандартам, причем "парамедики" не занимаются установлением диагноза, а действуют строго в рамках предписанного в соответствии со сложившейся ситуацией алгоритма лечения угрожающих жизни больного состояний. Подходы и традиции отечественной медицины исходят из принципов индивидуализации оказания медицинской помощи, лечения не болезни, а больного, тесного взаимодействия пациента с лечащим врачом. Эти принципы закладывались земскими врачами, успешно реализовывались при создании участковой службы, находят свое новое развитие в системе врачей общей (семейной) практики. Таким образом, существующие различия в организации медицинской помощи в разных странах отражают особенности развития систем стандартизации в здравоохранении. Кроме того, на разработку стандартов накладывает большой отпечаток состояние законодательной и материально-технической базы системы здравоохранения, наличие и развитость в ней различных форм собственности (соотношения государственного и частного секторов), платежеспособность населения, формы медицинского страхования и др. Еще одной особенностью российской системы стандартизации в здравоохранении является развитие ее на научной основе, с использованием международного опыта и методологических подходов отечественной Концепции стандартизации, в то время как во многих странах стандартизация развивалась эмпирически, путем проб и ошибок, не имея строгих научных и методологических основ. Результатом этого явилось создание систем, которые не могут быть описаны единым алгоритмическим языком, их невозможно запрограммировать. Таким образом, изучение проблем стандартизации в здравоохранении других стран показывает, что, несмотря на длительную историю развития и множество разработанных нормативных документов, простой перенос существующих зарубежных систем стандартизации в практику отечественного здравоохранения невозможен. Вместе с тем, разрабатывая собственную систему стандартизации в здравоохранении, необходимо учитывать многолетний богатый международный опыт в этой области.
Рис. 1. Основные принципы стандартизации в здравоохранении
Многочисленные отечественные разработки по стандартизации в здравоохранении, выполненные различными организациями в предыдущие годы, можно классифицировать следующим образом: • Первая группа - стандарты ведения больных (диагностика и лечение заболеваний). • Вторая группа — стандарты, регламентирующие действия медицинского персонала в отдельных ситуациях (оказание экстренной медицинской помощи, выполнение манипуляций и др.). • Третья группа — стандарты, регламентирующие условия оказания различных видов медицинской помощи (материально-техническое оснащение организаций здравоохранения, санитарные, строительные нормы и правила и др.) • Четвертая группа — стандарты технологических требований к изготовлению, применению лекарственных средств и медицинской техники. • Пятая группа — стандарты, регламентирующие требования к уровню профессионального образования (медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала).
Рис. 2. Классификация медицинских стандартов
Однако анализ действующих документов показал, что стандарты первой и второй группы не отвечают формальным требованиям Государственной системы стандартизации (ГСС) ни по оформлению, ни по содержанию. Стандарты — это нормативные документы прямого действия, и они должны выполняться всеми участниками процесса, регламентированного этими документами. В документах, касающихся технологии выполнения медицинских услуг, встречаются алгоритмы, которые или предполагают многовариантность, или, наоборот, строго регламентируют схемы лечения, вплоть до назначения конкретных лекарственных препаратов и их дозировок. Методология стандартизации исключает как тот, так и другой подходы. Требования должны быть сформулированы однозначно. Не допускается разное их толкование. Вместе с тем требования могут быть сформулированы таким образом, что, не допуская произвольной трактовки, создают медицинскому работнику достаточный диапазон действий для реализации его профессиональных знаний и навыков, сохраняя тем самым творческий подход в искусстве врачевания. Создание единой системы стандартизации в здравоохранении направлено на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию, сертификации, аккредитации. Это в свою очередь будет способствовать рациональному использованию финансовых, кадровых, материальных, информационных ресурсов, оптимизации профилактического и лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику. Существующая система требований к материально-технической базе организаций здравоохранения детально разработана только санитарно-эпидемиологической службой. К этим требованиям относится большой перечень, включающий санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), используемые при проектировании, строительстве и эксплуатации лечебно-профилактического учреждения, требования к условиям труда медицинского персонала и его охране, наличие необходимого медицинского и вспомогательного оборудования, лекарственного обеспечения и т. д. Одним из основных документов, составленных на основе этой системы требований, является паспорт санитарно-технического состояния условий труда в учреждениях здравоохранения. Другим важным набором требований является табель оснащения организации здравоохранения - перечень оборудования и приборов, которые необходимо иметь для достижения высокого качества профилактического или лечебно-профилактического процесса. Такой табель оснащения (спецификация включенного в него медицинского оборудования, техники, инструментария) должен формироваться в зависимости от конкретных задач, решаемых персоналом данной организации здравоохранения. Ранее подобные табели оснащения учреждений здравоохранения разрабатывались и утверждались. Однако за годы реформ изменились подходы к организации медицинской помощи, появились учреждения здравоохранения нового типа (например, офис врача общей практики, центры профилактической медицины и др.), внедряются современные медицинские технологии. Тем не менее стандартизованные подходы к формированию новых табелей оснащения до настоящего времени отсутствуют. Помимо перечня необходимого медицинского и вспомогательного оборудования, в стандартизации нуждаются и сами приборы, инструментарий, средства медицинского назначения, трансфузионные среды и т. д. Было бы неправильным утверждать, что в этом направлении нет нормативных актов. Напротив, существует огромное количество ГОСТов, ОСТов, технических требований и условий. Но, как показал анализ ситуации, и они просто не успевают за появлением новых образцов медицинской техники и оборудования. Другим значимым аспектом стандартизации является профессиональная аттестация кадров, цель которой — определение уровня компетентности специалиста на данном рабочем месте. Также одним из способов оценки профессиональной подготовки медицинского персонала является обязательная сертификация с дальнейшим подтверждением сертификата раз в 5 лет. Сертификация подразумевает соответствие подготовки специалиста образовательному стандарту теоретических знаний, навыков и умений. Такие образовательные стандарты разрабатываются для всех специалистов. Современная система подготовки медицинского персонала устанавливает в основном временные требования к овладению профессией и специальностью. Регламентированные перечни обязательного объема знаний и умений для подавляющего большинства специальностей в отечественной медицине пока отсутствуют. Наиболее важным и сложным объектом для оценки качества и стандартизации являются медицинские услуги. Существуют два основных подхода в объяснении термина "медицинская услуга". Первый, более ранний, сформировался с момента появления платных услуг в медицине. Здесь под медицинской услугой понимается отдельно взятая манипуляция или процедура (например, клинический анализ крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и т. д.). Другое представление о медицинской услуге стало формироваться вместе с появлением медицинского страхования и подразумевает некоторое законченное действие по профилактике, диагностике, лечению или реабилитации конкретного заболевания. Современная классификация медицинских услуг определяет медицинскую услугу по степени сложности, функциональному назначению и по условиям ее оказания (в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в стационаре, в процессе транспортирования). Наиболее распространен подход, основанный на подборе групп пациентов, каждая из которых представляет совокупность, классифицируемую с учетом исходного состояния пациентов и достижения сравнимых результатов оказания им медицинской помощи (принцип: "the right man - the right place", т. е. "определенному человеку — определенное место"). Именно на этом принципе базировалась проведенная в США работа по созданию диагностически родственных групп (DRG) или, как их еще называют, КСГ - клинико-статистических групп. Иную точку зрения отстаивают ряд специалистов, считающих, что услуга всегда имеет непосредственное отношение к определенному заболеванию и не может рассматриваться отдельно от него. Стандарты выполнения медицинских услуг также должны быть "привязаны" к нозологической форме. Такой "нозологический" подход в медицине традиционен. Роберт Хэгглин (1997) отмечал, что "в основе каждого врачебного действия лежит диагноз". Тот же нозологический принцип нашел отражение в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС № 363/77 от 24.10.96 г. "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", в котором подчеркнуто: "Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней". Создание таких "унифицированных наборов и объемов диагностических и лечебных мероприятий" базируется на тысячелетнем опыте медицины. В клинической медицине есть общие подходы и требования к организации диагностического процесса, формированию диагностической гипотезы на основании имеющихся симптомов и синдромов. Также имеются общие подходы к применению различных схем лечения и методик оценки эффективности результатов лечения и прогноза. Эти подходы и требования, пусть не регламентированные нормативными актами, достаточно традиционны и используются в медицинской практике на протяжении всего времени ее существования, совершенствуясь по мере развития медицинской науки и технологий. В отечественной медицине существует ограниченное число разработанных и используемых на практике программ (протоколов) ведения больных, регламентирующих порядок проведения клинических, лабораторных и инструментальных исследований на всех этапах диагностики, лечения и наблюдения за больным. Наибольший опыт их разработки накоплен в гематологии и онкологии. Так, например, в Гематологическом научном центре РАМН используются протоколы обследования пациентов, страдающих лимфогранулематозом, гемолитическими анемиями, лимфомами и т. д. Они не только содержат перечень необходимых для постановки диагноза или контроля за ходом лечения больного показателей, но и регламентируют своевременность их проведения (при обращении больного, после завершения химиотерапии, после лучевой терапии и т. д.). Такие протоколы "стандартизируют" обследование больного и отражают весь спектр возможностей для специализированного лечения пациента. Отношение различных специалистов к разработке и использованию стандартов для ведения больных и оценки качества медицинской помощи неоднозначно. По мнению одних, использование подобных стандартов методически некорректно. Другие подчеркивают, что стандарты являются единственно возможным способом определить гарантированный объем медицинской помощи пациенту, который не может быть выражен в любой другой, например описательной, форме. Стандартный методологический подход с четким описанием требований и условий проведения диагностического процесса наиболее развит в лабораторном деле. Вопрос стандартизации и унификации лабораторных методик для получения сравнимых результатов и облегчения их оценки — не новый в медицине. Он возник в связи со значительным увеличением числа лабораторных диагностических тестов. Сейчас, как правило, для определения одного лабораторного показателя существует не один метод. Так, например, исследование активности ферментов биологических жидкостей проводится двумя способами: колориметрическим (тест Ройтмана и Френкеля для трансаминаз) и кинетическим (основанным на оптическом тесте). И тот, и другой методы достаточно широко употребим. Поэтому вопрос состоит в том, какому из них отдать предпочтение и включить в стандартный набор диагностических исследований. Заметное увеличение числа и доступности лабораторных исследований неизбежно привело к тому, что информации, получаемой с их помощью, стали уделять значительно больше внимания при решении клинических задач. Сейчас лабораторные тесты редко назначаются по отдельности. Существует практика назначений целых "блоков" исследований. Появились издания, предлагающие системный подбор справочных данных по лабораторной и инструментальной диагностике, что существенно облегчает диагностический поиск, позволяя врачу самостоятельно создать некий "диагностический стандарт" при подозрении на определенное заболевание. Необходимо отметить и тот факт, что в литературе отсутствует единая терминология в отношении, казалось бы, общепринятых медицинских понятий. Например, на равных основаниях применяются термины: сепсис, септическое состояние; глубокий тромбофлебит, тромбоз глубоких вен нижних конечностей; острый панкреатит, панкреонекроз, синдром Золлингера-Эллисона, гастринома, инкреторная гранулоцитома, гормонально-активная опухоль поджелудочной железы. Нередко часть терминов не отражает истинной патогенетической сущности заболевания, а является свидетельством ошибочных представлений о патогенезе в период появления этих терминов. Тем не менее они становятся настолько традиционными, что порой несколько поколений врачей пользуются ими, осознавая их несоответствие истинному положению вещей. Например, острый панкреатит — по сути, заболевание, при котором изначально превалируют процессы некробиоза клеток поджелудочной железы, и лишь в последующем присоединяется воспаление, которое преимущественно вовлекает забрюшинную клетчатку, а не саму поджелудочную железу. Тем не менее термин "острый панкреатит" гораздо более популярен среди хирургов, чем термин "панкреонекроз", отражающий истинную суть заболевания. Все это, безусловно, осложняет общение специалистов, интерпретацию общепринятых терминов и, в конечном итоге, препятствует успешной диагностике и лечению пациента. Обязательным условием оказания пациенту медицинской помощи надлежащего качества является последовательное решение специалистом ряда функциональных задач в ходе лечебно-диагностического процесса. На этом представлении базируются все попытки создания технологических стандартов медицинской помощи, которые по разным источникам имеют различные названия: "технологические стандарты обследования, лечения"; "стандарты лечебно-диагностического процесса"; "медико-технологические стандарты"; "медико-экономические стандарты" и др. Подобные стандарты должны разрабатываться с учетом общих правил стандартизации и представлять собой перечень обязательных профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий, осуществляемых врачом (средним медицинским работником) при различных нозологических формах на определенном этапе оказания медицинской помощи. Или другая проблема — отсутствие общепринятой классификации возможных исходов или результатов оказания медицинской помощи. Чаще всего встречаются такие понятия исходов, как: "благоприятный", "неблагоприятный", "положительный", "отрицательный", "ожидаемый", "нежелательный", "выздоровление", "улучшение", "ухудшение", "переход в хроническое состояние", "смерть" и др. Эту группу понятий исходов или результатов оказания медицинской помощи можно отнести к так называемым альтернативным, или качественным, оценкам. В то же время для анализа результативности оказания медицинской помощи нередко используются различные количественные оценки в виде статистических показателей. Это могут быть прогнозируемые на определенный момент времени (для группы пациентов) — уровень общей заболеваемости или с временной утратой трудоспособности, первичный выход на инвалидность, больничная летальность, процент осложнений, улучшений и т. д. Однако такой подход не дает возможность оценить качество, результативность каждого в отдельности случая оказания медицинской помощи. Поэтому в данном случае для оценки (достигнуты или не достигнуты запрограммированные результаты лечения) предлагается использовать сравнительные стандарты результативности. К последним относят такие индивидуальные параметры состояния пациента, как результаты клинико-биохимических, иммунологических, функциональных, морфологических и других исследований. И для проведения таких сравнений, опять же, эти показатели (для определенных групп пациентов, страдающих теми или иными заболеваниями) должны быть стандартизованы. Одним из критериев, который в последнее время используется для оценки качества медицинской помощи, является удовлетворенность пациента результатами оказанной ему медицинской помощи, причем этот критерий можно использовать для оценки качества медицинской помощи как на уровне отдельных структурных подразделений, организаций здравоохранения, так и системы здравоохранения в целом. Однако следует согласиться, что низкий уровень оценок удовлетворенности может свидетельствовать не столько о проблемах организации медицинской помощи, с которыми пациент столкнулся, находясь на лечении в конкретном учреждении здравоохранения, сколько об общих неблагополучных тенденциях в системе здравоохранения. Вместе с тем существует и другая точка зрения, что показатель удовлетворенности пациента качеством медицинской услуги в принципе не может достигнуть некой предельной величины. С точки зрения пациента, не может существовать абсолютно совершенной услуги, поскольку всякая реализованная на данный момент потребность порождает новую, более сложную по качеству и уровню исполнения. Все это еще раз подчеркивает актуальность работ по стандартизации в обеспечении и оценке качества медицинской помощи населению, причем эта проблема требует своего решения не только в России. Она является приоритетным направлением развития здравоохранения и в экономически развитых странах. Необходимость стандартизации определяется целым рядом и других факторов. Это, безусловно, неуклонно растущая стоимость медицинской помощи, что связано с совершенствованием (и, соответственно, удорожанием) медицинских технологий, демографическим постарением населения и повышением уровня требований пациентов. Непрерывно растущая стоимость медицинской помощи при ограниченных возможностях ее ресурсного обеспечения является наиболее серьезным противоречием в современном обществе. Один из путей его разрешения — разработка и внедрение стандартных унифицированных алгоритмов оказания тех или иных видов медицинской помощи или услуг, имеющих определенные показатели объемов, качества и стоимости. Это становится актуальным и в связи с наметившейся тенденцией увеличения диагностических и лечебных процедур без должных на то показаний, причем это касается не только относительно безобидных анализов, но и инвазивных диагностических методов и оперативных вмешательств. На практике это бывает как результатом перестраховки, добросовестного заблуждения, осознанных действий, так и результатом низкой квалификации персонала. Но, как бы то ни было, они существенно удорожают стоимость медицинской помощи и могут реально принести вред здоровью пациентов. Действительно, врачу сегодня сложно принимать единственно правильные клинические решения, поскольку приходится выбирать их из значительного числа имеющихся у него альтернатив, и с каждым днем их количество увеличивается. Практически ежедневно появляются новые методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, и нередко бывает трудно сравнить эффективность традиционных и новых подходов. Врач нуждается в достоверной информации, которая позволила бы ему выбирать наиболее действенные методы диагностики, лечения и наиболее эффективные лекарственные средства. Процесс выбора в отечественном здравоохранении осложняется еще и тем, что в условиях ограниченных материально-технических и финансовых ресурсов и все возрастающих претензий общества к уровню обеспечения качества медицинской помощи среди врачей нередко отсутствует единое мнение по поводу эффективности тех или иных методик. Таким образом, анализ существующих в здравоохранении проблем позволяет выявить следующие основные причины, которые определяют приоритетность работ по стандартизации: • отсутствие единых подходов к формированию нормативной базы отрасли; • несоответствие государственных обязательств по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и реальным ее ресурсным обеспечением; • необходимость рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов на фоне растущей стоимости медицинской помощи; • постоянный рост числа новых медицинских технологий, который усложняет процесс выбора и принятия врачом оптимального клинического решения; • тенденция увеличения стоимости и числа диагностических и лечебных процедур без должных на то обоснований; • увеличение числа медицинских школ, пропагандирующих различные подходы в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации одних и тех же заболеваний.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |