Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью




Вопрос 1.

У детей с различными нарушениями

Тема: Методика формирования количественных представлений

Лекция № 4

План:

1. Формирование количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью

2. Формирование количественных представлений у детей с нарушениями зрения

3. Формирование количественных представлений у детей с нарушениями речи

 

Литература:

1. Калиниченко Анна Викторовна. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Баряева Людмила Борисовна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-мето­дическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. [Серия «Коррекционная педагогика»].

3. Плаксина Л.И. Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения. – М., 1994. – 94 с.

4. Чумакова И.В. О состоянии количественных представлений у выпускников специального дет­ского сада для детей с нарушением интеллекта // Коррекционная направленность обучения и воспи­тания в специальных учреждениях для детей с на­рушением интеллекта. Саранск, 1995

5. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология. – № 6, 2003, С. 51-54

6. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: Пособие для учителя / Ред.-сост. Валентина Федоровна Мачихина, Нина Ароновна Цыпина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.


При формировании количественных представлений у дошкольников с различными нарушениями педагогу необходимо исходить из следующих положе­ний:

· знание специфики нарушения;

· должны учитываться возмож­ности возраста;

· занятия по математике должны строиться с учетом как общедидактических, так и методических, коррекционных принципов:

ü частая смена видов деятельности;

ü большое количество повто­рений на разнообразном материале;

ü пере­нос усвоенных знаний в новые условия;

ü игровой характер обучения;

ü организация предметно-практических действий каж­дого ребенка.

 

УО.

(Чумакова И.В.)

Исходя из особенностей детей с нарушения­ми интеллекта все обучение должно носить нагляд­но-практический характер, т.е. количест­венные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога и в про­цессе собственных практических действий с реальными предметами.

Опыт практических действий ребенка должен вначале четко фиксироваться в речи педаго­га, а затем в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи на занятиях по фор­мированию элементарных математических представлений уделяется большое внима­ние, т.к. четкие представления форми­руются только тогда, когда увиденное, вос­принятое зафиксировано в словесной фор­ме. Если же речь у ребенка не появлялась, то отрабатывались невербальные формы выра­жения — жесты, интонация. В процесс усво­ения математических знаний активно под­ключалась рука (осязание) как важнейшее познавательное средство в обучении умст­венно отсталых детей. При формировании представлений: мно­гомало, пустойполный и др. — ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощутить его.

В ходе эксперимента Чумаковой И.В. вы­яснилось, что многие умственно отсталые дошкольники испытывают значительные трудности при выделении предметов и их группировке. Поэтому работа по формиро­ванию количественных представлений в специальном детском саду должна начи­наться с этапа группировки предметов по качественному признаку и выделения от­дельных предметов из группы. Формирова­ние навыков классификации предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с изучением этих признаков (цвет, форма, величина). Качественная классификация способствует лучшему ус­воению сенсорных эталонов, а также фор­мирует у детей представление о множестве предметов. Первоначально задания выпол­няются по подражанию, образцу, а затем, по мере того как дети усваивали признаки предметов и их названия, по словесной ин­струкции. На данном этапе дети обучаются действиям примеривания, используя прием приложения для отбора предметов по каче­ственному признаку.

У детей педагог формирует основ­ные количественные обобщения: одинмаломного; учит отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях использо­вались абсолютно одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на их количестве, а не на их качест­венных особенностях. Далее, на стадии за­крепления, использовались различные иг­рушки (один мишка — много зайчиков; ма­ло шишек — много грибов), дети учатся находить один и много одинаковых предме­тов в окружающей обстановке. Такая рабо­та способствует развитию у детей восприятия количества. Это, в свою очередь, закрепляется в слове-названии и приводит к формированию представлений о коли­честве. В дальнейшем необходимо создавать условия для применения усвоенных количествен­ных представлений в различных видах дея­тельности.

Следующий этап – упорядочение множеств. Упорядочение мно­жеств является предпосылкой для форми­рования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше 2, 2 больше 1, и наоборот. На первом году обу­чения, составляя упорядоченный ряд пред­метов, не надо добиваться от детей отражения в речи промежуточных призна­ков (побольше, поменьше, еще меньше).

Детей необходимо зна­комить со способами установления количественных отношений между множе­ствами, формировать у них способность воспринимать и определять результат срав­нения — видеть равенство или неравенство множеств, обозначая количественные от­ношения словами больше, меньше, поров­ну. Основными приемами практического сопоставления являются наложение, при­ложение предметов, составление пар.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.