Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэзия 20-х годов




РАПП. Политика партии в области литературы

 

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) - литературное объединение, существовавшее с 1925 по 1932 год. В него входили Д. Фурманов, Ю. Либединский, В. Киршон, А. Фадеев и др. РАПП унаследовала тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе; выступления против своей платформы рассматривала как выступления против партии. Причём сама партия поставила эту организацию в исключительное, командное положение.

В истории литературы ассоциация знаменита, прежде всего, нападками на литераторов, не соответствующих, по мнению рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление оказывалось на М. Булгакова, В. Маяковского, М. Горького, А.Н. Толстого и др. Все эти явления были подвергнуты критике в постановлении ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы».

18 июня 1925 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» В этом документе утверждается, что страна вступила в период культурной революции. В области литературы – это развитие «новой литературы – пролетарской и крестьянской в первую очередь». Подчёркивалось значение классовой борьбы в литературе: «Как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства». При этом отмечалось, что это борьба уже не та, которая была до завоевания советской власти. Литература провозглашается орудием идеологической борьбы. В постановлении отмечалось, что нужно быть терпимее по отношению ко всем литературным слоям («попутчикам», интеллигенции), которые пойдут за пролетариатом. В постановлении говорилось, что партия высказывается за свободное соревнование различных группировок и течений в литературе, но между ними и малограмотным большинством возник большой разрыв. Постановление требовало одного: преодолеть камерность, оторванность, непонятность многих экспериментов широким массам. Необходимо было общенациональное искусство, а не кастовое. «Нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам».

 

 

Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции. Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.

В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры. Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.

Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество. Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.

Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев, В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы». Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира. Основные жанры – гимн, марш.

Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).

Культурологическая поэ зия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.

Поэзия с философской ориентацией (В. Хлебников, Н. Заболоцкий).

В поисках поэтического языка новой эпохи в поэзии происходят эксперименты со словом (В. Хлебников, А. Кручёных, поэты-обэриуты). Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.