Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоуправление в физической культуре и спорте

Противопоказания к применению БОС

Показания к применению БОС

Показания и противопоказания к применению методики БОС при заболеваниях легочной системы

Известно, что у больных с БА наряду с дыхательной в патологический процесс включается и сердечно-сосудистая система. Поэтому прежде всего необходимо определить резервные возможности кардиореспираторной системы, т. е. резервы адаптации организма.

В ряде исследований показана возможность функционального управления дыханием и сердечно-сосудистой системой у детей с БА, но положительный клинический эффект наблюдался только в единичных случаях. Основным условием для успешного применения в лечебных целях БОС является выбор параметров управления, адекватных заболеванию. Это в конечном счете и определяет эффективность лечебных действий.

Основываясь на таких известных фактах, как наличие дыхательной аритмии у здоровых детей и наличие прямой зависимости деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, попробовали воздействовать на дыхание, регулируя ЧСС на выдохе во время дыхательных упражнений.

В коррекции использовались приборы “Миотоник” и “Пульсотахометр”.

 

1. Оптимальный возраст – с 6 лет.

2. Мотивация больного к проводимому лечению.

3. Бронхиальная астма атопическая, инфекционно-зависимая (лёгкая, средняя и тяжёлая степень тяжести).

4. Психозависимая форма бронхиальной астмы.

5. Различные аллергические заболевания лёгких (аллергический трахеит, аллергический бронхит, астматический бронхит).

6. Гипервентиляционный синдром.

7. Функциональные нарушения паттерна лёгких.

4. Тяжёлые сопутствующие соматические заболевания.

5. Тяжёлые заболевания нервной системы.

6. Заболевание эндокринной системы.

Первые попытки использования адаптивного биоуправления в физической культуре и спорте были сделаны В. С. Фарфелем и его школой. Так, при проведении тренировок в режиме с заранее заданной ЧСС был применен метод БОС, при этом спортсменам предоставлялась обратная сенсорная информация об их ЧСС, и также была сделана установка на поддержание её на определённом уровне значений. В результате эффективность таких тренировок заметно возросла. Применение данного метода особенно необходимо для подготовки пловцов высокого класса, легкоатлетов. Кроме того, адаптивное биоуправление используется для обучения спортсменов оценивать величины своих дыхательных параметров в условиях физических нагрузок (Солопов И. Н., 1996; Красильников А. Н., 1996).

Наиболее важной конечной целью обучения человека биоуправлению в физической культуре является произвольное изменение в нужном направлении различных физиологических функций и параметров или, на основе контроля за ними, введения параметров деятельности человека в необходимое русло. К сожалению, в таком сложном виде человеческой деятельности, как спорт, принципы биоуправления ещё мало используются для сознательного контроля самими занимающимися различных параметров физиологических сдвигов и направленного изменения собственного функционального состояния.

В спорте метод БОС наиболее успешно зарекомендовал себя в процессе обучения движениям, который происходит успешнее, если человек видит результаты совершаемых им действий, если к нему поступает информация о параметрах движений.

Для целей спортивной практики могут быть весьма плодотворными такие направления исследований, в которых использование БОС может помочь в целом ряде аспектов оптимизации тренировочного процесса:

- обучение более точному осознаванию самых различных сдвигов физиологических функций (как двигательных, так и вегетативных, в том числе сдвигов во внутренней среде);

- изменение параметров двигательной деятельности, желаемых или необходимых сдвигов в организме;

- улучшение диагностики текущих и оперативных состояний;

- обеспечение оптимальной дозировки упражнений в сериях и т. п.

Что касается конкретного использования метода БОС в спорте, то на данном этапе наиболее приемлемо использование метода психофизиологического шкалирования (шкала оценки ощущаемого усилия Борга-RPE). Ожидаемый результат этих методов – настройка человека, знание о своих физиологических процессах, которые изменяются как функция по ряду параметров – tо, влажность, бессонница и сопряжение физиологических реакций (VO2, ЧСС, АД, объём лёгких и т. д.). Эти значения могут быть использованы в помощь спортсменам для работы на оптимальном уровне мощности без большого напряжения их систем. С помощью специальной установки спортсмен может приобретать способность для определения оптимального режима работы. Спортсмена можно обучить определять свой анаэробный порог, повышать экономичность движений, осуществлять более интенсивную работу в различных условиях, определять интенсивность работы и продолжительность отдыха в интервальной тренировке и т.д.

В целом, для спортсмена – это задача осознавать (т.е. давать отчёт) о своём физиологическом состоянии и действовать соответственно ему во время соревнований. Это нелёгкая задача, и, индицируя своё физиологическое состояние, человек может переключиться на окружающую обстановку, из чего дополнительно извлечь необходимую информацию для успешного выступления.

Активно рассматривается возможность использования БОС в спортивной физиологии (Sandweiss J. M. Biofuol Back and Sports Sci.-New Jork, London, 1985). Главный аспект такого использования заключается в том, что БОС необходима для повышения точности различных ощущений.

В спортивной тренировке осуществление методов оперативного и текущего контроля при условии получения срочной информации как тренером, так и самим спортсменом, и есть реализация принципов биоуправления в сложнейшем виде человеческой деятельности.

Как и всякий саморегулирующийся процесс, процесс управления должен складываться из наличия прямых и обратных связей между управляющим (тренер) и управляемым (спортсмен) объектом. Под прямыми связями следует рассматривать реализуемую программу тренировки и другие указания тренера, а под обратными – всю информацию, которую педагог получает о результатах тренировочной работы, сведения о состоянии спортсмена, о переносимости нагрузок, проявлениях адаптивных перестроек в организме.

Систему способов получения информации о подготовленности занимающегося и её динамике с целью управления процессом подготовки мы обозначаем физиолого-педагогическим контролем, так как, в конечном итоге, какими бы методами не пользовался педагог и его команда (исследователи, врач, биохимик и др.), ему нужна информация о состоянии функций организма спортсмена (Кучкин С.Н., Ченегин В.М., 1981; Кучкин С.Н. и др., 1996).

Полученные в результате исследований результаты служат тренеру обоснованием к изменению планов работы. С.М. Вайцеховский (1985) назвал его термином “параллельное планирование”. Параметры нагрузок, скоррективированные таким образом в определённых блоках подготовки, могут находить отражение в индивидуальной коррекции тренировочного процесса. Стрелка, идущая от результата исследования к спортсмену, обозначена как внутренняя биологическая обратная связь (для всей системы управления). Её роль трудно переоценить, так как её назначение заключается в том, чтобы спортсмен использовал значительную часть получаемой в процессе исследований информации и на основе её научился количественно оценивать свои многочисленные ощущения от работы мышц, внутренних органов, изменений в гомеостазе и т.д. Такой приём позволяет спортсмену в дальнейшем, ориентируясь на собственные ощущения, ставшие из “тёмных” вполне определёнными, выходить на необходимые режимы работы. Соединить работу головы спортсмена с его ногами – мечта каждого педагога. В биологии и медицине это получило наименование “адаптивное биоуправление” или просто “биоуправление” (Н. В. Черниговская, 1978, 1983; Н. Н. Василевский, 1990 и др.)

Методология биоуправления может быть использована для повышения человеком точности самооценки уровня и динамики физиологических сдвигов при обучении различным приёмам психорегулирующей тренировки и релаксации, повышение физической кондиции, реабилитации после травм и т.д.

Как и любой процесс управления, управление тренировкой невозможно без обратных связей, под которыми понимается информация тренера об изменениях, происходящих в организме спортсмена под влиянием тренирующих и огромного количества других воздействий, которые не в состоянии учесть даже самое совершенное планирование.

7. Литература:

1. Кабинеты БОС.- Санкт-Петербург “Биосвязь”, 1995.

2. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре.- Волгоград, 1998.

3. Кузьминчёва О.А. Применение метода БОС для коррекции двигательных нарушений // БОС.- 1999.- №3-. с. 6-11.

4. Метод БОС: методологические основы // БОС. - 1999. -№1.

5. Сметанкин А.А. Основные этапы развития в России теории и практики метода БОС для коррекции двигательных нарушений // БОС. -1999. - №3-. с.4-5.

6. Чугуев И.Г. Коррекция психологического состояния человека посредством БОС / И.Г. Чугуев, К.А. Лисицына //Медицинская техника.- 1991.- №2.

 

Лекция – беседа №15

«ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

 

План лекции

1. Введение.

2. Цветотерапия.

2.1. Метод красочной медитации.

2.2. Метод лечения цветной водой.

2.3. Диета – радуга.

3. Цвет в интерьере.

4. Цветовой тест Люшера.

5. Цвет и символика.

6. Литература.

7. Контрольные вопросы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыт лечения детей с психозависимой формой бронхиальной астмы методом БОС | Цветотерапия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.