Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность педагога к внедрению новшеств




 

По своему смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления педагога, который с этими новшествами связан.

Личность педагога должна быть готова к изменениям в обществе, готова к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми.

Личности педагога должно быть свойственно стремление к переоценке ценностей, к личностному росту, продвижению в профессиональном плане вперед. На сегодня существует глубинная потребность общества в новом типе личности педагога.

Инновационный процесс предполагает раскрепощение личностей педагога и ребенка, активный отклик на возникающие проблемные ситуации, диалогизм (М.Бахтин), готовность к конструктивному обсуждению проблем и общению, признание позиции другого – все это необходимые условия инновационной деятельности.

Инновационная деятельность призвана осуществляться в динамике столкновений различных «открытых», способных к самокритике и принятию на себя свободной ответственности систем.

М.Библер считает, что в сознании взрослого на правах самостоятельных диалогических голосов присутствует и сознание дошкольника и младшего школьника и подростка. Создается новый тип общения, в котором присутствует мышление в сотворчестве, развивается способность к внутреннему диалогу – основе самосознания и самопознания, способность к проблематизации общения, легкости смены позиций. Основная идея – максимальная осознанность всех процессов происходящих в личности педагога. Его психологическая зрелость.

Педагогу д.б. свойственны мотивы, стимулирующие познание, научную деятельность, мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования – все это формирует общую креативность личности.

Самое важное новообразование, которое несет педагогу-инноватору новая ситуация общения – это способность к созданию новой позиции личности по отношению к миру, к педагогической науке и практике и к себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм пед. опыта. Позиция продуктивной личности (не потребительской) формируется в атмосфере свободы независимости открытого общения.

Д.б. открытость педагога культуре, обществу, открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Д.б. изменения типа отношений. Это отношения сотрудничества, взаиморегуляции.

Но в то же время м.б. также и барьеры в инновационной деятельности педагога. Могут появиться боязнь, страх, неуверенность в себе, фрустрация. Все новое вызывает страх. Это свойственно и для индивидуального и для массового сознания., т.к. затрагивает образ жизни, интересы, привычки людей, блокируются жизненные потребности людей в безопасности и комфорте.

Это может проявляться в словесных формулировках типа: «это у нас уже есть», «У нас не получится», «Это не решает главных проблем», «Это все требует доработки», «Есть и другие варианты», «А надо ли вообще что-то менять» и пр.

Есть положительные и отрицательные моменты пессимистично настроенных педагогов. С одной стороны они препятствуют проведению в жизнь скоропалительных решений, заставляют обсудить все спорные моменты, непродуманные решения, показывают ярко недостатки, слабости, активизируют деятельность инициаторов процесса. С другой стороны они тормозят перемены, блокируют инновационную деятельность.

Причины фрустрации могут быть как внешнего плана – организационные, так и личностные, внутренние.

К внешним причинам относят следующие: чрезмерно быстро вводимые инновации, чрезмерно часто вводимые инновации, крупномасштабные системные, безальтернативные инновации.

Внутренние: когнитивные – страх перед новым, недостаточное знание о новом, регулятивные – недоверие к руководству, личностные – склонность к конформизму, боязнь оказаться белой вороной, боязнь показаться экстравагантной, возмездия со стороны коллег, личностная тревожность, ригидность мышления (вязкость).

Необходимо помнить, что инновационное поведение – это неприспособление, а максимальное развитие личности, индивидуальности. И оттого насколько педагоги сами нацелены на инновационный процесс, насколько они готовы отстаивать свои интересы и интересы детей и родителей, насколько компетентны в вопросах нововведений будет зависеть успешное развитие детского сада и рост профессионализма воспитателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.