Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. 1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений




1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.

2. Ролевые теории личности. Социальный статус личности.

3. Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.

 

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Но для того, чтобы разобраться с понятием «личность», необходимо разграничить понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Всем известна научная точка зрения, что человек произошел от животного, то есть, является продуктом биологической эволюции. Всякое животное рождается на свет с богатым набором инстинктов, которые определяют их поведение. Животные генетически приурочены к видовой поведенческой роли и никакая нужда не научит, например, рысь вести себя так, как ведут себя волк, лиса и т.п.

Иначе обстоит дело с человеком. Люди как биологический вид живут на Земле около 500 тыс. лет. Но до сих пор никому пока не удалось отыскать в человеке прирожденную поведенческую роль. Человек может вести себя по мерке любого животного.

То есть, хотя человек произошел от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному, определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование которого обусловлено включенностью человека в систему общественных отношений.

Многие ученые считают, что даже биологические особенности человека: прямохождение, строение мозга, очертание лица, форма рук – результат изменений, происходящих сотни тысяч лет под влиянием коллективного труда.

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в человеческом обществе. Человеческий младенец, попавший к животным, останется животным. Но, например, младенец-негритенок, попавший в начале жизни в Воронеж, с течением времени сделается стопроцентным воронежцем.

Однако нужно подчеркнуть, что биологические и социальные качества в человеке находятся в непрерывном единстве, то есть человек – существо биологическое и социальное.

Понятие «человек» указывает лишь на качественное отличие человека от животных. Существует множество определений понятия «человек», например такое «человек – это существо на двух ногах и без перьев». Но обычно выделяют такие признаки, отличающие человека от животных:

1. Умение создавать орудия труда.

2. Наличие речи, как средства эффективного общения.

3. И самый главный признак – наличие абстрактного мышления или разума.

Обычно понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. То есть, это понятие говорит, что в мире существует особая общность, как человеческий род или homo sapiens – человек разумный, или человечество, которое отличается от всех материальных систем.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое, самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода. При этом особенности реальной жизни и деятельности в содержание понятия «индивид» не входят.

Термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая природные и социальные, унаследованные и приобретенные свойства.

Рассматривая данные понятия, можно заметить, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного и современного. Чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека и используют понятие «личность». Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек получает и реализует в процессе взаимодействия с другими людьми.

Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, а личность – итог развития индивида.

В первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре, а отсюда, очевидно, произошло и слово «личина».

То есть личность – это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре – в социальной жизни. При этом важно подчеркнуть, что личность – любой человек, а не только выдающийся, талантливый, потому, что все люди включены в общественные отношения.

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблема социологической теории личности связана с процессом формирования личности. Проблема взаимовлияния социальных условий и деятельности человека – центральная проблема социологии.

В социологии существует множество теорий личности. Мы рассмотрим три из них: марксистскую теорию, диспозиционную теорию саморегуляции и ролевую теорию личности.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность при этом рассматривается как ансамбль общественных отношений, как продукт исторического развития и включения индивида в социальную систему. Большое внимание уделяется процессу формирования свойств личности в процессе деятельности.

Личность характеризуется автономностью, определенной независимостью от общества. Она может противопоставить себя обществу. Но личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности самосознания, то есть способности к самоанализу, самооценке и самоконтролю. Признак личности – ответственность за свои действия, поступки и их последствия.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основанную на мировоззренческих установках, ценностях, идеалах и нормах. Эти проблемы исследует диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Ее развивали Ф.Знанецкий, У.Томас и Ядов.

Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию деятельности и к определенному поведению.

Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие – регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:

1. Концепцию жизни и ценностные ориентации.

2. Обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации.

3. Ситуативные социальные установки на поведение в данных конкретных ситуациях.

Низшие диспозиции – поведение в определенных сферах деятельности.

При этом учитывается взаимовлияние высших и низших диспозиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.