Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Понятие и виды финансового мониторинга




Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения в сфере ПОД/ФТ

Функции Росфинмониторинга и банка России в сфере ПОД/ФТ

Понятие и виды финансового мониторинга

В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Тема 11. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

2. Основные меры по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

5. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (самостоятельно)

Отмывание доходов, полученных преступным путем, и финан­сирование терроризма являются одной из важных нерешенных про­блем XXI в. В целях противодействия функционированию «теневой экономики», развитию организованной преступности, террористиче­ской деятельности в большинстве стран мира созданы системы про­тиводействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или, иными словами, «системы фи­нансового мониторинга».

Существует множество теорий и версий относительно времени появления термина «отмывание преступных доходов». Наиболее распространенной версией является приписывание изобретения данного термина известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и про­дажи спиртного, для придания им правомерного характера смеши­вались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», что означает прачечную.

Аль Капоне (Альфонс Фьорелло Капони) (1899-1947), один из видней­ших представителей преступного мира первой половины XX в., главарь чикаг­ской преступной группировки. Основными видами преступных доходов явля­лись незаконное производство и продажа спиртного, содержание притонов и борделей, вымогательство, вооруженные ограбления, заказные убийства.

История создания системы финансового мониторинга в Россий­ской Федерации берет свое начало с принятия 7 августа 2001 года Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма».

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользова­нию или распоряжению денежными средствами или иным иму­ществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, под­готовки и совершения хотя бы одного из преступлений, преду­смотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступ­ного сообщества (преступной организации), созданных или соз­даваемых для совершения хотя бы одного из указанных престу­плений.

Кредитные организации являются субъектами финансового мо­ниторинга, а именно организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и осуществляющими меры по противодействию отмыванию преступных доходов и финан­сированию терроризма.

В Российской Федерации уполномоченным органом по противо­действию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Правовое положение Росфинмониторинга регулируется Поло­жением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307, и постановлением Правительства от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Для кредитных организаций надзорным органом в сфере соблю­дения кредитными организациями законодательства о противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Банк России.

В свою очередь, функции по контролю за соблюдением кредит­ными организациями законодательства в сфере противодействия ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также ряд других функций осущест­вляет Банк России.

Финансовый мониторинг - система мероприятий, осуществ­ляемых органами государственной власти и уполномоченными организациями и направленных на противодействие легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма.

Основные этапы (фазы) легализации доходов, полученных преступным путем. В настоящее время существует несколько то­чек зрения на количество этапов в рамках отмывания преступных до­ходов.

Наиболее распространенная точка зрения предполагает наличие трех основных этапов:

1) размещение денежных средств или имущества {placement)]

2) расслоение («оборот», «перемешивание», «смешивание») де­нежных средств (layering))

3) их интеграция или вливание в оборот (intergration).

Размещение денежных средств — процесс, в результате кото­рого денежные средства поступают в финансовую систему того или иного государства, например путем размещения денежных средств во вклады, путем приобретения ценных бумаг за наличный расчет, покупки доли бизнеса. Данный этап является наиболее опасным для «отмывателей», так как именно здесь прослеживается четкая связь между доходом и совершенным преступлением.

Расслоение («оборот», «перемешивание», «смешивание») денеж­ных средств — процесс, в ходе которого фактическим владельцем или его доверенным лицом совершается значительное количество операций с целью отдалить денежные средства от первоначального источника. Главная задача «отмывателя» на этой стадии — нивелиро­вать связь между источником получения денежных средств и самими денежными средствами и, что особенно важно, получить денежные средств из организации с хорошей деловой репутацией.

Интеграция — процесс, в результате которого размещенные де­нежные средства или имущество возвращаются в легальную эконо­мику, например, в виде приобретения недвижимости, драгоценно­стей, иных предметов роскоши.

Основными мерами, направленными на противодействие легали­зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма и осуществляемыми кредитными органи­зациями, являются:

• идентификация клиентов и их выгодоприобретателей;

• оценка риска осуществления клиентом отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

• мониторинг за операциями, подлежащими обязательному контролю («обязательный финансовый мониторинг»);

• мониторинг необычных операций («факультативный финан­совый мониторинг»);

• направление сообщений в Росфинмониторинг через Банк Рос­сии;

• документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному монито­рингу;

• подготовка и обучение кадров во вопросам ПОД/ФТ;

• предоставление информации по запросам Росфинмониторинга;

• обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых кредит­ными организациями.

В зависимости от вида операций и сделок, подлежащих монито­рингу, финансовый мониторинг делится на обязательный и факуль­тативный.

Обязательный финансовый мониторинг - совокупность кон­трольных мероприятий, осуществляемых кредитными организа­циями в отношении сделок и операций с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю.

Особенностью данного вида мониторинга является то, что при наличии законодательно установленных «количественного» и «каче­ственного» критерия и независимо от того, существуют ли у кредит­ной организации как субъекта финансового мониторинга какие-либо сомнения о связи данной операции или сделки с преступной деятель­ностью, информация о данной операции должна быть направлена в Росфинмониторинг в установленные сроки.

Кредитные организации направляют информацию в Росфинмо­ниторинг через территориальное управление Банка России не позд­нее следующего рабочего дня со дня проведения данной операции.

Объектом обязательного финансового мониторинга являются не только сделки и операции клиентов и их выгодоприобретателей, но и собственные операции и сделки кредитной организации.

Для отнесения сделки или операции к объекту обязательного финансового мониторинга необходимо одновременно наличие ко­личественного и одного из качественных критериев. Особенностью данных критериев является то, что они устанавливаются только на законодательном уровне путем принятия соответствующего феде­рального закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.