Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимо­действия




Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структу­ру (схема 12).

Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют:

· объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора,

· и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей.

Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

- Внешняя позиция ­эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъ­является сторонами своим оппонентам (так чаще всего называ­ются участники конфликтного взаимодействия).

- Она может сов­падать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представ­ляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включать­ся в конфликт.

 

Отметим, что внутренняя позиция зачастую скры­та не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъ­екта, так как является неосознаваемой.

 

Забегая вперед, хочу сказать, что осознание внутренней мотивации - это важный шаг к про­дуктивному разрешению конфликта.

 

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести

- типичный конфликт подростка и взросло­го, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддер­жания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

 

Конфликт становится психологической реальностью для уча­стников с момента возникновения инцидента.

 

2) Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации.

 

Он мо­жет протекать в различных формах:

Ø скрытой

Ø и открытой.

 

Ø Скрытый инцидент разворачивается на уровне осозна­ния участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.

 

Ø Открытый инцидент разворачивается как серия кон­фликтных действий участников по отношению друг к другу.

 

II. Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой.

Можно выде­лить четыре основные стадии развития конфликта (схема 13, Основные стадии развития конфликта).

 

I-я стадия Возникновение конфликтной ситуации

2-я стадия Осознание конфликта

3-я стадия Конфликтные действия

4-я стадия Разрешение конфликта

 

Таким образом,

Ø конфликт возникает с появлением объектив­ного противоречия в целях и интересах участников,

Ø становится для них психологической реальностью после осознания противо­речия,

Ø проходит стадию конфликтных действий

Ø и приходит к оп­ределенному разрешению.

 

Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.

 

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта.

Ø Объект конфликта, как прави­ло, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы перехо­дит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале).

Ø Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувст­вующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто пре­вращается в межгрупповой.

 

III. Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции.

Конфликт деструктивен, если он:

1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,

2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,

3) поляризует различия в ценностных ориентациях,

4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

 

Конфликт конструктивен, если он:

1) раскрывает важную проблему,

2) вовлекает индивидов в решение проблемы,

3) дает выход скопившимся негативным эмоциям,

4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

 

IV. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследо­ватели выделяют различные основания для классификации его типов (схема 14).

Схема 14. Классификация конфликтов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.