Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты налога

Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике. Инструменты экономической политики, используемые для восстановления равновесия в экономике.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

ТЕМА 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

Настройка рычагов на оптимальное макроравновесие является сложным и нескончаемым процессом.Его трудности умножаются с переходом к открытой экономике, поскольку он вносит дополнительный параметр оптимального развития - равновесный платежный баланс и его влияние на сам механизм макроравновесия.

В закрытой экономике процесс макроравновесия предполагал продвижение к сбалансированию различных внутренних рынков (внутреннее равновесие). Теперь сбалансированность внутреннего рынка должна выстраиваться с учетом внешнеэкономических условий, которые фиксируются состоянием платежного баланса.

Уравновешенный платежный баланс называют внешним равновесием.

Специфика направлений макроравновесия в открытой экономике заключается в:

· необходимости как внутреннего, так и внешнего равновесия;

· компромисс обоих видов равновесия. Каждый изних не должен подрывать позиции другого вида равновесия.

Компромисс обоих видов макроравновесия возможен при соблюдении следующих условий:

· развитие внутреннего рынка должно способствовать благоприятному платежному балансу;

· состояние платежного баланса должно цементировать устойчивое сбалансированное развитие страны,

Макроэкономическая политика, совмещающая указанные цели, фактически ориентируется не только на обеспечение как внутреннего, так и внешнего экономического равновесия, но на их совпадение.

Макроэкономическая политика экономического роста политики: может быть

· стратегической

· корректирующей.

1. Стратегическая политика подчиняется долговременным целям. Она направляет экономику на новую ступень эффективности, продвигает ее к более качественной структуре производства. Стратегическая политика получила название структурной. Иногда ее называют политикой развития. Стратегическую политику стараются проводитьвсе государства. Она активно и успешно проводилась развитыми странами после Второй мировой войны, способствуя прорыву в конкурентоспособности национального производства. Страны, шедшие по пути догоняющего развития (послевоенная Япония 50-х и 60-х годов, Китай, юго-восточные «тигры»), активно перестраивали свою хозяйственную структуру, не полагаясь исключительно на позитивную роль «невидимой руки рынка». Они взяли на вооружение структурную политику государства, поскольку стремились сформировать в относительно короткий срок новую структурную базу производства, основанную на прогрессивных технологиях. Задача по совершенствованию уже действующей структурной базы рассматривалась ими как явно недостаточная. Каждая страна искала свои национальные пути к успеху, так как экономическая теория как тогда, так и по сей день не располагает теоретическими моделями эффективного экономического роста долгосрочного действия.

2. Корректирующая политика. Кроме долгосрочных стратегий, каждая страна стремится в наибольшей степени использовать тот потенциал, который уже создан. Живя в рынке с присущей ему самоорганизацией, государство обычно пытается «облагородить» его механизм, предотвратив излишнюю анархию и диспропорциональность. Усилия подобного рода - суть корректирующей политики, нацеленной на стабилизационный результат в краткосрочном периоде-

В развитых странах современная конкурентоспособная структура уже сформирована. Поэтому весьма актуальной становится именно краткосрочная коррекция рынка, с тем чтобы ослабить диспропор­ции, сопутствующие рыночной стихии. Экономика развитых стран требовала от экономической теории теоретических моделей, ориенти­рованных на краткосрочный период. Вполне естественно, что такие модели были разработаны учеными этих стран. Успехи в разработке краткосрочных моделей значительно перевесили результаты поисков долгосрочных моделей развития. Последующее изложение будет по­священо основам эффективной коррекции открытой экономики.

Считается, что экономика работает в оптимальном режиме, когда она обладает способностью одновременно занять вполне конкретные допустимые хозяйственные позиции. К ним относятся:

1- Полная занятость, которая предусматривает тем не менее наличие фрикционной безработицы на уровне 3% в год.

2- Умеренная инфляция, находящаяся на уровне несколько меньше, чем 3% в год.

3- Годовой бюджетный дефицит, не превышающий 3% ВВП.

4- Государственный долг, который не должен быть больше 60% ВВП.

Достижение этих параметров считается признаком сбалансированного внутреннего рынка. Но для того, чтобы сохранить равновесие, необходимы дополнительные усилия. Поэтому к вышеперечисленным индикаторам оптимальности (пп. 1-4) добавляются еще три (пп. 5-7), которые отражают устойчивость экономического развития.

5- Устойчивый экономический рост на уровне 3% в год. Такой уро­вень позволяет предотвратить угрозы перегрева экономики, возможные при более высоких темпах роста, и в то же время является достаточным для расширенного воспроизводства. Последнее, в свою очередь, требует уровня накоплений в ВВП не менее 10%.

6- Разумная социальная политика, препятствующая чрезмерной дифференциации доходов населения. Она становится гарантом социальной устойчивости.

7- Равновесное состояние платежного баланса, которое должно формироваться при соблюдении указанных выше индикаторов внутренней сбалансированности экономики.

Хозяйственная практика формирования платежного баланса считает, что его структура оптимальна, когда:

· объем золотовалютных резервов достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трех месяцев;

· отношение текущих платежейпо обслуживанию внешнего долга не превышает 20% годовых доходов от экспорта.

При расхождении между внутренним и внешним балансом предпочтение отдается усилиям по обеспечению внутренней сбалансированности.

Это связано с двумя обстоятельствами:

· Внешняя сбалансированность в условиях рассогласования внутренних рынков устанавливается на позициях, невыгодных для страны. К примеру, при высокой инфляции равновесный платежный баланс потребует отЦБ расхода запасов валютных резервов. Иначе неизбежно обесценение национальной валюты, которое, в свою очередь, подхлестнет дальнейший рост инфляции.

· Возможности сбалансировать внутренний рынок, опираясь исключительно на коррекцию платежного баланса, весьма ограниченны. Такая коррекция помогает стимулировать имеющиеся потенции реального сектора, но не создавать в одночасье новые. Неустойчивость же внутренней экономики сокращает перспективы долгосрочного роста. Кроме того, она постоянно уводит платежный баланс от достигнутого равновесия: слабая конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей не сделает ее экспортной. Отсутствие привлекательного инвестиционного климата не позволяет закрепить и привлечь новый иностранный бизнес, В результате нестабильность внутреннего рынка снижает валютные притоки и ставит страну перед угрозами дамоклова мече в виде дефицитного платежного баланса.

Стабильный внутренний рынок становится надежным якорем, удерживающим направления потоков как внешней торговли, так и капитальных активов, выгодных для страны.

Внутренняя сбалансированность в большей степени

цементирует внешнюю сбалансированность по сравнению с обратным воздействием внешнего баланса на внутренний рынок.

Определив критерии устойчивого развития, хозяйственная практика выявила, «что такое хорошо и что такое плохо» для страны при балансировании экономического роста. Следующим шагом продвижения к намеченным рубежам является выработка стратегии устойчивого развития, которая обеспечила бы эффективные способы:

— продвижения к поставленной цели

— закрепления на благоприятных позициях.

Для решения этого непростого практического вопроса потребовалась специальная имитационная модель сбалансирования экономики. Она и должна показать набор вариантов макрокоррекции, ведущих страну к новому состоянию общего равновесия.При этом важно, чтобы найденное равновесие соответствовало новому, более высокому уровню ВВП.

Новые аспекты макроравновесия при переходе к открытой экономике связаны с:

· расширением границ процесса сбалансирования экономики;

· усложнением содержания (структуры) макроравновесия;

· изменении величины равновесного ВВП.

Рассмотрим сначала новое качество макроравновесия, приобретенное при переходе к открытой экономике. В этом нам могут помочь выводы кейнсианской теории о необходимости соблюдения равенства сбережений и инвестиций (I = S). Напомним, что кейнсианская модель орнентарована на поиски макроравновесия на основе анализа реального сектора экономики, который отражает динамику товарного рынка.

Эти выводы описывали условия макроравновесия в закрытой экономике, которые показывали возможность развиваться без инфляции и безработицы.

В условиях же открытой экономики отступление от указанной формулы не всегда приводит к экономическим деформациям. Теперь формула макроравновесия усложняется, приобретая иной вид.

Для понимания сути новых условий макроравновесия в открытой экономике рассмотрим предварительно реакцию рынка на нарушение кейнсианской пропорциональности, когда сбережения превышают инвестиции и, наоборот, когда инвестиционный спрос оказывается выше объема кредитных ресурсов.

1. Избыток сбережений в стране (S > I) не обязательно приводит к перенакоплению капитала и к дальнейшему спаду. В открытой экономике подобных негативных эффектов может и не произойти. Избыточные сбережения могут устремиться за границу, для чего потребуется обмен национальной валюты на иностранную. Не востребованные внутренним рынком сбережения уйдут из страны, но перевоплотившись в отток иностранной валюты. Это отразит рост пассивных операций платежного баланса по счетам капитальных активов. Равенство сбережений, оставшихся в стране, и инвестиций восстановится. Однако внутренняя сбалансированность в этом случае достигается на фоне неблагоприятного платежного баланса. Он оказался под угрозой разрастания пассивных операций по счету движения капитала.

2. Избыток инвестиций (I > S) над национальными сбережениями может осуществляться на здоровой неинфляционной основе, если он образовался за счет притока прямых иностранных инвестиций. Такой приток обеспечивают сбережения другой страны, ставшей инвестиционным донором.

Приведенные примеры показывают, что формула внутреннего равновесия (I = S достаточная для закрытой экономики, требует теперь более широкой трактовки. Она должна зафиксироватьрольвнешнего сектора экономики в ресурсообеспечении хозяйственного развития.

Напомним: во внешнем секторе импорт товаров рассматривается как поглощение иностранцами ВВП страны (утечки из национальной экономики), а экспорт - как прирост ВВП (инъекции в нее). Равенство утечек из экономики (сбережений) и инъекций в нее (инвестиций) должно быть скорректировано с поправками на экспортные и импортные операции.

Равновесие открытой экономики рассчитывается по формуле:

 

S + Im = I + X,

где Im - величина импорта;

Х - величина экспорта.

 

Включение в анализ величин импорта и экспорта существенно меняет ориентиры страны, стремящейся к макроравновесию. Теперь каждая сторона равенства представлена в виде суммы двух слагае­мых. Изменения одного из слагаемых уравнения должны быть скор­ректированы изменениями других позиций. Допустим, увеличению расходов страны на импорт должен сопутствовать адекватный рост ее экспорта и инвестиций в национальную экономику. Такие же процессы должны происходить при увеличении сберегательного процесса.

И наоборот: увеличение инвестиционных расходов и экспорта приводит к росту накоплений в стране, доходов ее граждан, позволяюших себе больше покупок импортных товаров.

Кроме того, в открытой экономике точка макроравновесия, соот­ветствующая определенной величине дохода Y или ВВП, меняет свои позиции по сравнению с тем положением, которое она занимала при равенстве инвестиций и сбережений (I = S). Она отображает иную величину равновесного ВВП.

Величина вливаний в экономику, обеспечивающих рост ее ВВП, будет определяться суммой инвестиций и экспорта (I + X), а утечки доходов из экономики — суммой сбережений и импорта (S + Im).

В результате равновесие в открытой экономике возникает не в точкеВ, которая фиксирует равенство сбережений и инвестиций, а в точке А,соответствующей равенству S + Im = I + X, (рис. 9.1).

 

S+IM

I+X, S+ IM

 

A I+X

S

B

I

 

Y

Y2 Y1

 

Рис. 9.1. - График макроравновесия в открытой экономике (кейнсианская модель) [8, с. 457]

 

Для прогноза отдаленных последствий от изменений каждого из компонентов уравнения макроравновесия следует использовать их мультипликаторы. В этом случае можно определить эффект взаимодействия различных факторов, допустим, одновременного роста экспорта и импорта, или сбережений и инвестиций. Если страна наращивает свой экспорт, у нее в дальнейшем будет прирастатьВВП. Но часть потенциального прироста будет поглощаться возросшими затратами на импорт. Это происходит потому, что население с ростом своих доходов покупает обычно больше импортных товаров. В результате рост экспорта улучшает состояние торгового баланса, но навеличину, меньшую, чем сам прирост экспорта.

Сила мультипликативного воздействия изменения каждого компонента меняет оптимум их сочетания и требует последующих корректировок экономической политики.

Большая открытая экономика (хозяйственный рост которой вызывает серьезное воздействие на развитие других стран) может значительно изменить состояние макроравновесия в малых открытых экономиках.

При экономическом росте большой страны равновесие в малых странах может быть достигнуто при более высоком уровне их ВВП.

Это произойдет потому, что рост доходов большой страны увеличит ее импорт. Он обернется ростом экспорта для ее партнеров. Страны, включенные в торговые отношения с большой экономикой, получают толчок для экономического роста, так как у них рынок сбыта расширился. Но часть возросшего от экспортаВВП в малой стране поглотит импорт. Возросший импорт переместит часть сбережений страны иностранному партнеру большой экономики. Теперь уже большая экономика получает новый импульс для развития экспорта. В результате начинает действовать вторичная волна импульсов роста большой экономики на развитие малых открытых экономик.

 

 

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налога. Объектом НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации или от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

Налоговая база. Налоговой базой для обложения налогом на доходы физических лиц признается денежное выражение дохода, полученного налогоплательщиком, с учетом налоговых льгот (ст. 210 НК РФ).

Ставки налога. Для налогообложения предусмотрены следующие налоговые ставки (ст. 224 НК РФ):

1) 35% к доходам, полученным в виде:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, если размер этих доходов превышает 4000 руб. (ст. 217 НК РФ);

- процентных доходов по вкладам в банках - в части превышения суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, исходя из ставки рефинансирования ЦБРФ, увеличенной на пять процентных пунктов (т.е. если сумма процентов с 01.06.2010 г. превышает 12,75% годовых), а по вкладам в иностранной валюте - свыше 9% годовых;

- гражданин, взявший кредит или заем под более низкие проценты, чем ставка рефинансирования ЦБРФ, вынужден платить НДФЛ с суммы так называемой «экономии на процентах». Доходы в виде экономии на процентах облагаются НДФЛ по ставке 35% (экономия на процентах является материальной выгодой, полученной физическим лицом).

Материальная выгода в виде экономии на процентах исчисляется как разница между 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий кредитного договора (договора займа).

2) 30 % к доходам физических лиц, не являющихся резидентами РФ (за исключением доходов в виде полученных дивидендов);

3) налоговая ставка в 15% устанавливается в отношении дивидендов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

4) налоговая ставка в 9% устанавливается в отношении дивидендов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;

5) 13 % ко всем другим видам полученных доходов (основная ставка).

Налоговые льготы. При обложении налогом на доходы физических лиц применяются следующие налоговые льготы:

1. Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов (ст. 217 НК РФ):

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), пособия по безработице, беременности и родам;

2) государственные и трудовые пенсии, социальные доплаты;

3) компенсационные выплаты, связанных с возмещением ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; увольнением работников, кроме компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; исполнением налогоплательщиком своих трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. При оплате налогоплательщику работодателем командировочных расходов не облагаются НДФЛ суточные в размере 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и в пределах 2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке; расходы на проезд к месту командирования, а также по найму жилого помещения – при подтверждении их документально (например, на основе железнодорожных или авиабилетов, счетов гостиниц и т.п.);

4) алименты, получаемые налогоплательщиком;

5) вознаграждения за донорскую помощь;

6) стипендии;

7) единовременные выплаты (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемые:

· в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством,

· работодателями членам семьи умершего или бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;

· в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам из бюджетов и внебюджетных фондов в рамках государственных программ,

· пострадавшим от терактов в РФ, а также членам семей погибших в результате терактов на территории РФ (независимо от источника выплаты),

· работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) и выплачиваемые при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка в течение первого года в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

8) доходы в виде процентов, получаемых налогоплательщиком по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если:

а) проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБРФ (с 03.05.2011 г. - 8,25% годовых), увеличенной на пять процентных пунктов в течение периода, за который начислены указанные проценты (т.е. с 03.05.2011 г. не облагается НДФЛ сумма процентов по вкладам в пределах 13,25% годовых (8,25% + 5%));

б) установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

9) доходы, не превышающие 4 000 руб. полученные за налоговый период (календарный год) по каждому из следующих оснований:

а) стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

б) стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, организованных в соответствии с решением законодательных органов государственной власти или местного самоуправления, а также Правительства РФ;

в) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту;

г) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ; услуг);

10) средства материнского капитала;

11) выигрыши по облигациям государственных займов и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.

 

2. Устанавливается необлагаемый минимум 4000 руб. к следующим видам доходов (ст. 217 НК РФ):

1) материальная помощь, выплачиваемая работникам в связи с выходом на пенсию;

2) выплаты возмещения стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом работникам или их ближайшим родственникам;

3) стоимость выигрышей и призов, полученных в играх, конкурсах и т.д.

3. Применяются налоговые вычеты, которые подразделяются на четыре вида (ст. 218 - 221 НК РФ):

1) стандартные налоговые вычеты;

2) социальные налоговые вычеты;

3) имущественные налоговые вычеты;

4) профессиональные налоговые вычеты.

Следует отметить, что стандартные налоговые вычеты предоставляются работодателями (т.е. не налоговыми органами). Согласно ст. 218 НК РФ, различают следующие группы стандартных налоговых вычетов:

1) в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода - распространяется на:

а) участников ликвидации аварии на ЧАЭС;

б) лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС;

в) инвалидов Великой Отечественной войны;

г) бывших военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп при защите СССР, РФ;

д) лиц, участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия.

2) в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода - распространяется на:

а) Героев СССР и РФ;

б) инвалидов с детства, а также I и II групп;

в) родителей и супругов военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ, а также при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам до вступления ими во второй брак;

г) граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы в республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории РФ в соответствии с решением органов государственной власти РФ;

3) «детский вычет», распространяемый на каждого ребенка налогоплательщика в возрасте до 18 лет, а также на учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. С 01.01.2012 г. величина «детского вычета» составляет:

– 1400 руб. — на первого ребенка;

– 1400 руб. — на второго ребенка;

– 3000 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка;

– 3000 руб. — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I и II группы. Указанный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., данный налоговый вычет не применяется. «Детский вычет» распространяется на каждого из родителей, на опекунов и на приемных родителей. При этом данный вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю и прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления единственного родителя в новый официальный брак. Указанный вычет также может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей от получения налогового вычета. «Детский вычет» начинает предоставляться с месяца рождения ребенка.

Социальные налоговые вычеты, которые предоставляются на основе письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода и включают вычеты:

1) в сумме доходов, перечисленных физическим лицом на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, спортивным и религиозным организациям. Вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) вычет на обучение. Право на данный вычет имеют граждане, который в предшествующем налоговом периоде израсходовали деньги на собственное обучение, а также на обучение своих детей (при условии, что возраст детей - младше 24 лет и дети обучаются по очной форме обучения). Если физическое лицо оплачивает собственное обучение (дневное, вечернее, заочное), то сумма вычета не может превышать 50 000 руб. за налоговый период (календарный год). Если физическое лицо оплачивает очное обучение своего ребенка, то сумма вычета не может быть больше 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Для получения указанного вычета в налоговый орган необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы физического лица на обучение: копии квитанций к приходному кассовому ордеру (при оплате обучения наличными деньгами); копии платежных поручений (при оплате обучения в безналичном порядке): справку об оплате обучения, полученную в учебном заведении. Кроме того, предоставляется справка о доходах физического лица за предшествующий год по форме № 2-НДФЛ. С учебным заведением должен быть заключен письменный договор, в котором указана форма обучения и его стоимость. Вместе с тем, социальный налоговый вычет на обучение не применяется, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского капитала.

3) вычет на лечение, который может получить гражданин, который в предыдущем налоговом периоде потратил деньги на собственное лечение, а также на лечение членов своей семьи (супруга или супруги, родителей, детей в возрасте до 18 лет).

Для получения данного вычета должны выполняться следующие условия:

– услуги по лечению оказывают российские медицинские учреждения, указанные в Номенклатуре учреждений здравоохранения;

– оказанные услуги входят в Перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201.

Следует отметить, что данный вычет не предоставляется, если платные медицинские услуги оказывались индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию. Общая сумма рассмотренного вычета не может превышать 50 000 руб. за налоговый период.

4) вычет на приобретение медикаментов. На данный вычет имеют право граждане, потратившие в предыдущем налоговом периоде денежные средства на покупку медикаментов для себя и членов своей семьи, указанных в п. 3. Данный вычет предоставляется на покупку только тех лекарств, который включены в Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201. Для получения вычета в налоговый орган необходимо представить рецепт, выписанный на специальном бланке (форма № 107/у), а к рецепту прикладываются кассовые и товарные чеки, подтверждающие покупку медикаментов.

Имущественные налоговые вычеты, которые предоставляются:

1) продавцу жилья - в суммах, полученных в налоговом периоде:

а) от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, комнат, земельных участков или долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб.;

б) от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.;

в) при продаже объектов, указанных в пунктах «а» и «б», которые находились в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в полной сумме, фактически полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества. Указанный вычет можно получить в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика по окончании календарного года. Для этого необходимо подать декларацию о доходах и заявление, которое оформляется в произвольной форме.

2) вычет у покупателя жилья - можно получить налогоплательщику, израсходовавшему денежные средства на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них, а также в суммах, направленных на погашение процентов по целевым кредитам (займам), полученным от кредитных организаций РФ для вышеуказанных целей. Общий размер имущественного налогового вычета, указанного в п. 2, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым кредитам и займам (другими словами, на сумму указанных процентов предоставляется дополнительный налоговый вычет). Данный вычет можно получить и у работодателя до окончания налогового периода при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по месту жительства налогоплательщика.

Таким образом, работодатель предоставляет физическому лицу имущественный налоговый вычет при получении от него заявления, а также письменного подтверждения права на налоговый вычет, выданного налоговым органом.

В случае, если налогоплательщик обращается за имущественным налоговым вычетом в налоговый орган, то налогоплательщик должен представить туда письменное заявление, а также документы, подтверждающие расходы на приобретение жилья.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не использован полностью, то его остаток, в отличие от социальных налоговых вычетов, может быть перенесен на следующие налоговые периоды до полного использования. Вместе с тем повторное предоставление имущественного налогового вычета, предусмотренного п. 2, не допускается, т.е. он предоставляется физическому лицу один раз в жизни.

Налоговый период. Налоговым периодом для налога на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 НК РФ), отчетным периодом является календарный месяц.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компьютерные сети | Порядок исчисления и уплаты налога. Отчетность по налогу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.