Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная проблематика и главные представители античной и средневековой философии




Античная философия возникает и живет в «силовом поле», полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся прежде всего в Древней Греции наука. Происходит переход «от мифа к логосу».

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI в. до н.э. В истории древнегреческой философии выделяется три основных этапа:

1 этап – натурфилософия (VI-V вв. до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным вопросом был вопрос о первоначале (архэ) мира – из чего всё произошло? Фалес, основатель древнегреческой философии таким первоначалом считал воду («Всё из воды»). Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон – некое беспредельное порождающее начало, Гераклит – огонь, Пифагор – число, Демокрит – неделимый атом. Гераклит является одним из основателей диалектики. Ему принадлежит изречение: «Всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

2 этап – классический (V – IV вв. до н.э.). На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы (от натурфилософии) к рассмотрению человека. Основоположником этого этапа явился Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа, выясняет суть важнейших этических категорий: добра, зла, справедливости, любви. Философ призывает к самопознанию. Его изречение: «Познай самого себя» актуально до сих пор. Учеником Сократа был Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Главным в его философии было учение об идеях. Идеи – объективны, то есть существуют независимо от сознания человека. Таким образом, он был объективный идеалист. Платон поднимал также вопросы справедливого общественного устройства и создал концепцию идеального государства. Другой вершиной развития древнегреческой философии было учение, ученика Платона, Аристотеля (384 – 322 до н.э.), учителя А. Македонского. Аристотель признавал существование идей и считал их причиной вещей. Но вместе с тем он утверждал, что идеи должны находиться в самих вещах, а не в «мире идей». Аристотель поставил проблему соотношения идеи (формы) и материи. Материя – это первичный материал, начало пассивное, а форма - активное начало жизни и деятельности. Таким образом, Аристотель пытался совместить материалистическую и идеалистическую точки зрения.

3 этап – эллинистический (IV в. до н.э. – II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека и поиска индивидуального счастья. В это время возникает несколько философских школ:

Стоики стремились достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия, научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему.

Эпикурейцы – последователи философа Эпикура. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Высшим наслаждением Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность.

Скептицизм(от др.-греч. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Основатель древней скептической школы – Пиррон (360-270 до н.э.). Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений.

Школы эпикуреизма и стоицизма, незадолго до падения Рима, практически сошли на нет, за исключением платонизма. Вобрав в себя мистические идеи последователей древнегреческого философа и математика Пифагора, некоторые идеи Аристотеля и других учений, он выступил в позднеантичную эпоху как неоплатонизм. Наиболее видным его представителем считается Плотин (204/205-270). Для неоплатоников весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же Бог, оно же благо, или, иначе, то, что по ту сторону всего сущего). Единое есть причина всякого бытия; само оно не причастно бытию и потому непостижимо ни для ума, ни для слова - о Боге нельзя сказать ничего. Вторая ступень - это ум как таковой и находящиеся в нем умопостигаемые сущности - идеи. Ниже - третья ступень - душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, ибо космос для платоников живое существо. Еще ниже - четвертая ступень - тело. Материя, или подлежащее, - субстрат чувственных вещей - это сама инертность, косность, бескачественность как) таковая.

Античная философия космоцентрична. Космоцентризм – это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, была ее тесная связь с монотеистической религией. На первый план вышла проблема взаимоотношений человека и Бога. Философия часто рассматривалась как предшественница богословия и развивалась для обслуживания последнего. Основные проблемы были богословскими: сотворен ли мир богом или существует сам по себе? Как сочетать свободу воли и божественное предопределение?

В философии средневековья выделяются два периода, называемых «патристика» (IV — VIII вв.) и «схоластика» (VI — XV вв.).

Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философ-ских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: 1) апологетика (II — III вв.), 2) классическая патристика (IV — V вв.) и 3) заключительный этап. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст. Главные проблемы патристики: проблема сущности бога и его троичности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, свобода воли человека и возможность спасения его души; проблема происхождения зла в мире и причины, по которым его допускает Бог (теодицея).

Августин Блаженный (Аврелий Августин 354-430) считается крупнейшим мыслителем западной патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Среди главных его трудов — «О граде Божием», «Исповедь». Так, в истории человечества Августин видит борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Августин пишет: «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе».

Схоластика (VIII – XV вв.) (от лат. схола – школа). Основным представителем схоластики является Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Учение Аристотеля оттесняет учение Платона, влияние которого более ощутимо в патристике, на второй план.

Само понятие «схоластика» имело в средние века положительное значение. Оно обнимало своим содержанием преподавание и исследования, которые велись во всех школах, в том числе в первых университетах. Соответствующий смысл вкладывался и в понятие «схоластическая философия», содержание которой было преимущественно ориентировано на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Лишь к концу средневековой культуры данный термин («схоластика») стал обретать в устах критиков теологии значение бесплодного, оторванного от действительности умствования, начетничество, буквоедство; в этом своем значении данное слово употребляется и в наше дни.

Центральной проблемой, вокруг которой шли дискуссии в течение нескольких столетий и которая разделила философов на два лагеря — реалистов и номиналистов, была проблема «универсалий»: Существуют ли понятия — роды и виды — самостоятельно или они находятся только в мыслях человека?

Сторонники реализма считали, что общие понятия (с лат. universalis — универсалии) обладают подлинной реальностью: существуют «дерево вообще», «человек вообще» и т.п. отдельно от единичных вещей, как их духовные сущности, прообразы; именно они порождают единичные вещи, их первичные образования, которые затем, так сказать, тиражируются. Позиция же представителей номинализма заключалась в обосновании тезиса: «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, конкретные деревья, люди, а «дерево вообще» или «человек вообще» — это лишь слова или названия, которые обобщают в род единичные предметы. Общие понятия, считали умеренные номиналисты, отражают сходные черты в единичных вещах. К виднейшим реалистам относились Иоанн Скот Эриугена (810 — 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109) и др. Наиболее яркими представителями номинализма были Иоанн Росцелин (1050 — 1120), Дунс Скот (1266 — 1308), Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349). Было еще третье направление в решении данной проблемы, и оно связано, прежде всего, с точкой зрения Пьера Абеляра (1079 — 1142). По его убеждению, универсалии не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в единичных вещах; понятия отражают общую родовую сущность, свойственную множеству вещей, но само это общее существует иначе, чем единичные предметы.

Общая характеристика: Средневековая философия теоцентрична. Теоцентризм – это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было рассмотрение природы и человека как творения Бога. Мир и человек вторичны, производны от Бога и управляются им.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.