Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Альтернативная стоимость – оценка ресурсов не по затратам на их создание (приобретение), а по стоимости




Альтернативная стоимость – оценка ресурсов не по затратам на их создание (приобретение), а по стоимости, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. При оценке альтернативной стоимости имущества рекомендуется рассмотреть, прежде всего, следующие альтернативные направления его использования:

- продажа (реализация на сторону);

- передача кому-либо в аренду;

- вложения в эффективные альтернативные инвестиционные проекты.

Альтернативные затраты (цена упущенных возможностей) – это сумма экономии (прирост дохода), которую могла бы получить компания, если бы избрала иной вариант использования ресурсов.

Амортизация основных средств – 1) оценки объема изношенности или использования основных производственных фондов; 2) снижение стоимости капитальных ресурсов в течение определенного периода их функционирования и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт; целевые отчисления денежных средств и их накопление для последующего использования на возмещение износа основных фондов.

Анализ затрат – функция управления затратами; процесс определения величины, структуры и динамики затрат с целью выявления их возможного снижения и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Аутсорсинг – способ оптимизации деятельности предприятий за счет передачи непрофильных функций (бухгалтерский учет, проведение предынвестиционных исследований и стратегического планирования, налогового планирования, обслуживания офисной техники и компьютерных систем, подбора кадров, обеспечения безопасности, организации питания и уборки офиса, юридического обслуживания и ряда других) внешним специализированным компаниям.

База начислений – термин функционально-стоимостного анализа затрат, означающий численные значения, на которых основывается распределение дополнительных издержек. База распределения должна быть основана на измеримых «естественных» факторах.

База распределения – базис, на основе которого выполняется распределение, например, косвенных затрат на объекты учета затрат. Примерами такой базы являются отработанные человеко-часы, зарплата, машино-часы.

Базовая нормативная себестоимость – нормативная себестоимость, представляющая собой исторически сложившийся производственный стандарт. Она остается неизменной до тех пор, пока не произойдет значительное изменение сущности производственных операций. К пересмотру базовой нормативной себестоимости могут привести и такие события, как, например, рост цен на используемые ресурсы (сырье, материалы, энергоносители, труд).

Безубыточности анализ – анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Его особенность заключается в том, что он показывает одновременно и объем, при котором не возникают ни прибыль, ни убытки, и влияние постоянных и переменных факторов на ожидаемую прибыль при различных объемах производства. Также называется Анализом соотношения «затраты-объем-прибыль» (CVP-анализ). См. Безубыточности график.

Безубыточности предел – разность между фактическими или бюджетными показателями объема реализации и соответствующими значениями в точке безубыточности. Обычно выражается в денежных единицах, может также выражаться в единицах продукции или коэффициентом.

Безубыточности график – график, отражающий зависимость суммарных доходов и расходов от объема реализации при постоянном значении цены реализации единицы продукции; некоторые расходы являются постоянными, а некоторые изменяются прямо пропорционально реализации.

Безубыточности точка:

1) Размер дохода, при котором суммы доходов и расходов равны. Этот показатель может быть представлен в единицах (как результат отношения постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу) или в денежном выражении (как результат отношения постоянных затрат к доле маржинальной прибыли на единицу).

2) Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции.

Бенчмаркинг (Benchmarking) – система оценки деятельности предприятия при помощи сравнения с каким-либо подходящим аналогом.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджет – информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности

Бюджет гибкий – бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Выступает связующим звеном между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Бюджет главный (общий, генеральный) – бюджет, который консолидирует все подбюджеты в общий план и на основе которого производится управление. Обычно охватывает период, равный одному году. В его состав входит также финансовая отчетность (включающая отчет о финансовых результатах, баланс и отчет о движении денежных средств), операционный бюджет и бюджет продаж. Помимо указанного, в его состав может входить бюджет капитальных вложений, который в течение периода планирования корректируется таким образом, чтобы на его основе можно было координировать деятельность.

Бюджет инвестиционный – план капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Бюджет оперативный – текущий, периодический бюджет, характеризующий планируемые операции на предстоящий период, целью которого является разработка плана прибылей и убытков. В случае, когда основным бюджетным фактором выступает объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Бюджет статический – бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете планируются затраты организации (подразделения). Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Бюджет финансовый – бюджет, отражающий предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования, целью которого является планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Бюджет частный – это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации.

Бюджетирование – технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Вклад на покрытие – это разница между выручкой от реализации продукции и прямыми затратами на производство этой продукции.

Владелец процесса – руководитель, осуществляющий управление процессом, имеющий в своем распоряжении все необходимые ресурсы для выполнения процесса (персонал, оборудование, инструменты, производственная среда, информация и т.д.), и отвечающий за результативность и эффективность процесса.

Возвратные отходы производства – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (пониженным выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.

Вспомогательные материалы – материалы, которые участвуют в производстве продукции, но не входят в ее состав или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу и т.п.

Дебиторская задолженность – задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

Директ-костинг – метод учета затрат, который основан на определении сокращенной себестоимости продукции и маржинального дохода. При этом постоянные затраты в состав себестоимости не включаются и списываются на уменьшение прибыли предприятия. Использование директ-костинга позволяет определить порог рентабельности производства, цену безубыточной реализации продукции.

Добавленная стоимость – разница между стоимостью выпущенной предприятием продукции и стоимостью факторов производства, закупленных у других предприятий. В бухгалтерском учете: стоимость продукта (или незавершенного производства) за вычетом стоимости материалов, купленных для его производства.

Доход – денежные или натуральные поступления от использования факторов производства.

ERP-системы (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия: 1) информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета в процессе выполнения клиентских заказов; отличается от классической системы класса MRP II по своим техническим требованиям (графический интерфейс пользователя, реляционные базы данных и языки четвертого поколения, применение компьютеризированных средств разработки, клиент-серверная технология, открытость); 2) в более общем контексте – методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Заказ – это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Затраты – 1) потребление ресурсов в процессе производства товаров и услуг (input); 2) денежные траты организации в течение отчетного периода в результате осуществления хозяйственной деятельности (expenses). Затраты – это категория, выражающая экономическую (стоимостную) оценку потребленных, трансформированных уничтоженных ресурсов.

Затраты, включаемые в стоимость запасов – понесенные при формировании запасов затраты, подлежащие включению в стоимость приобретаемых запасов или производимой продукции. Рассматриваются как затраты процесса в отличие от затрат периода. В практике российского бухгалтерского учета – расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Такие расходы формируют фактическую себестоимость материально-производственных запасов и включают в себя затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (ПБУ 5/01). Понятия расходов процесса и периода фактически введены главой 25 НК.

Затраты на внеплановый ремонт – существенные расходы, производимые на восстановление производственной мощности основного средства после выхода его из строя в результате поломки, неправильного или чрезмерного использования, либо халатности. Внеплановые ремонты вызывают начисление избыточной амортизации активов сверх и выше той, что покрывается плановыми ремонтами. В результате проведения внепланового ремонта восстанавливается нормальная рабочая производительность основного средства. Эти расходы следует отличать от усовершенствования или модернизации, результатом которых является повышение рабочей мощности.

Затраты на воспроизводство – затраты, которые необходимо произвести для возвращения существующего актива в его первоначальное состояние.

Затраты на гарантийное или сервисное обслуживание – понесенные, или ожидаемые затраты, связанные с реализацией товаров или услуг в результате продолжения оказания услуг продавцом после совершения продажи.

Затраты на логистику – затраты на планирование, ведение и управление товарами и запасами на всех этапах их прохождения – с момента возникновения товаров и запасов и до момента их потребления. Логистика интегрирует в себе функции снабжения, транспортировки и складирования. Ее цель – обеспечить с наименьшими затратами максимально эффективное прохождение товарно-материальных потоков с целью удовлетворения потребностей клиентов.

Затраты на маркетинг – затраты на поиск клиентов, убеждение их в целесообразности закупки, доставку продукции и получение за нее денег. В российском законодательстве подобные затраты определяются как «… затраты, связанные с маркетингом или рыночным внедрением инноваций (выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов, новых услуг). Они включают предварительное исследование, зондирование рынка, адаптацию данного изделия для различных рынков сбыта и начальную рекламу, но исключая расходы на развертывание дистрибьюторских сетей (выпуск новых товаров, услуг на рынок) для рыночных инноваций.

Затраты на обеспечение мощности – постоянные затраты, которые компания несет для обеспечения необходимой для производства или реализации мощности.

Затраты на обработку – сумма прямых трудозатрат, косвенных материальных и производственных накладных расходов, которые напрямую или косвенно влияют на процесс превращения сырья и приобретенных позиций в пригодную для реализации готовую продукцию.

Затраты на поддержание – стоимость хранения и поддержания запасов, включая стоимость актива с момента приобретения или начала производства до момента реализации или использования. Обычно выражается нормативным процентом наценки на базовую стоимость.

Идеальная нормативная себестоимость – минимальная сумма комбинации всех производственных затрат для достижения максимально допустимого выпуска. Ввиду того, что определение подразумевает идеальные технологические условия, оно имеет более теоретическое, нежели практическое значение.

Издержки – категория экономической теории и управленческого учета; сумма денежных трат организации в ходе ее деятельности, связанная с отказом от альтернативного использования ресурсов. Если затраты связаны с фактической тратой ресурсов, то исчисление издержек базируется не только на фактической цене, но и на рыночной оценке ресурсов с позиции наиболее эффективного их использования.

Издержки обращения – это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров.

Издержки поиска информации – вид транзакционных издержек; они складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

Издержки ведения переговоров – вид транзакционных издержек; связаны с тем, что рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются мощным источником таких издержек.

Издержки измерения – вид транзакционных издержек; связаны с тем, что иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

Издержки спецификации и защиты прав собственности – вид транзакционных издержек; к ним относятся расходы на проведение судов, арбитража, взаимодействие с государственными органами, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

Издержки оппортунистического поведения – вид транзакционных издержек; возникают в случае недобросовестного поведения, нарушающего условия сделки или нацеленного на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Такие издержки связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.

Издержки «политизации» – вид транзакционных издержек; этим термином обозначаются издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности отсутствует. Например, руководитель может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно касается, без всякого согласования с ними.

Инвентарный объект основных средств – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Информационные системы (ИС) – 1) непосредственно автоматизированные системы, позволяющие решать те или иные вопросы управления предприятием: получать информацию о ресурсах, необходимую для принятия управленческих решений, планировать затраты и т. п.; с этой точки зрения ИС должны восприниматься как своего рода инструмент, облегчающий работу менеджеров предприятии; 2) концепция, или «философия управления», то есть каждая ИС – это определенная методология управления предприятием, позволяющая минимизировать затраты в сочетании с улучшением показателей деятельности, повышающая эффективность деятельности.

Кайзен-костинг (Kaizen Costing) – постепенное и непрерывное снижение себестоимости, как результат специальной программы предприятия.

Калькулирование – совокупность приемов учета затрат на производства и расчетных процедур исчисления себестоимости продукта.

Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования: единица планирования, организации, учета и контроля производства продукции.

Калькуляционный метод – составление сметы затрат предприятия на производство и реализацию продукции на основе плановых калькуляций всех изделий (работ, услуг) с разложением комплексных статей (накладных расходов) на экономические элементы затрат.

Калькуляция – расчет затрат предприятия, приходящихся на единицу произведенной продукции (работ, услуг).

Калькуляция себестоимости методом поглощения затрат (Absorption Costing) – метод калькуляции производственной себестоимости, основанный на включении как переменных, так и постоянных производственных накладных расходов в себестоимость произведенной продукции.

Калькуляция себестоимости методом полного поглощения затрат (Full Absorption Costing) – система калькуляции себестоимости, в которой прямые материальные и трудозатраты, а также все элементы производственных накладных расходов (постоянные или переменные) включаются (поглощаются) в себестоимость продукции.

Калькуляция себестоимости нормальная – процесс калькуляции себестоимости, когда на объект учета затрат относится сумма потребленных материалов и людских ресурсов плюс сумма распределенных на базе нормальной мощности накладных расходов.

Калькуляция себестоимости партионная – метод калькуляции себестоимости, согласно которому затраты накапливаются в разрезе партий произведенных продуктов или выпусков. Обычно применяется в нефтяной и химической промышленности. Затраты включаются в определенное количество материалов по мере их поступления в переработку или другой процесс. Зачастую, помимо стоимости самих материалов партионные затраты включают и эксплуатационные расходы на заводское оборудование или процесс в течение периода обработки.

Калькуляция себестоимости позаказная – метод учета затрат, при котором затраты накапливаются на отдельные заказы (работы). Заказом (работой) может являться производство изделия или услуги, например, ремонт автомашины или лечение пациента в больнице. Ср. с «Попроцессная калькуляция себестоимости»

Калькуляция себестоимости полной – отнесение всех возможных статей затрат на объект учета затрат (продукцию, например), как правило, для целей ценообразования, оценки прибыльности продукции и оценки запасов. В нефтегазодобывающей промышленности это – капитализация и последующая амортизация затрат на разработку месторождений независимо от успеха.

Калькуляция себестоимости попроцессная – метод учета затрат, пр и котором затраты вначале собираются по бизнес-процессам, а затем относятся на отдельные центры затрат и на каждую единицу продукции. Ср. с Позаказная калькуляция себестоимости (Job Order Costing).

Калькуляция себестоимости по прямым затратам (Direct Costing):

1) Калькуляция, при которой в расчет принимаются только прямые производственные затраты, а косвенные учитываются как затраты периода; обычно применяется только для нужд управленческого учета.

2) Общее название калькуляции себестоимости продукта без включения накладных расходов. Ср. с Калькуляция себестоимости методом поглощения затрат (Absorption Costing).

Калькуляция себестоимости по фактическим затратам (система) – метод калькуляции себестоимости, при котором в себестоимость продукции включаются фактические прямые затраты на материалы и труд, а также производственные накладные расходы.

Канбан – комплексна система управления, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которой предприятие трактуется как организационное единство; система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства. Отличие «канбан» от JIT состоит в том, что эта информационная система предполагает использование карточек, с помощью которых каждый последующий этап, стадия, производства, операция информирует предыдущий этап, стадию, операцию о своей загрузке. В результате возрастает скорость обработки информации и снижается стоимость ее обработки по сравнению с компьютерными системами аналогичного назначения.

Капитальные затраты – затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. Такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.

Классификация затрат – систематизация и группировка затрат по признакам.

Контролируемые затраты – затраты, на поведение которых может воздействовать ответственное лицо. Обычно имеется в виду конкретный руководитель, поскольку любые затраты кем-то контролируются.

Контроллинг – современная комплексная технология управления предприятием, представляющая собой ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

Контроль – одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управления.

Коммерческие затраты (затраты на продажу) – затраты, связанные с реализацией готовой продукции.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Комплексные (сложные) затраты – затраты, состоящие из нескольких элементов, имеющих одинаковое целевое назначение: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы, цеховые расходы.

Косвенные затраты – затраты, которые связаны с производством определенных групп изделий, выполнением работ и услуг либо производством и реализацией всей продукции предприятия (затраты на подготовку и освоение производства, общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты). Такие затраты относят на себестоимость изделий пропорционально базе распределения (например, пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, прямым затратам). В соответствии с НК косвенные расходы – все суммы расходов, за исключением прямых расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Косвенные затраты групповые – совокупность понесенных затрат, связанных одновременно с несколькими объектами отнесения затрат, которые невозможно связать с конкретным и единственным объектом отнесения затрат.

Косвенные материальные затраты – затраты на материалы, которые не связаны непосредственно с производством того или иного продукта. Примерами являются расходные материалы, используемые при наладке, смазке и техобслуживании, замена мелких деталей.

Косвенные производственные затраты – производственные затраты, которые невозможно непосредственно отнести на единственный объект учета затрат.

Косвенные трудозатраты:

1) Трудозатраты, не связанные напрямую с единственным объектом учета затрат, например, затраты на руководство. (Часто понятие используется в более узком смысле, обозначая труд неосновных работников, т.е. не занятых в производстве.)

2) Заработная плата непроизводственных рабочих; затраты на непроизводственную рабочую силу.

Косвенные общепроизводственные расходы – производственные расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на объекты калькуляционного учета.

Кривая обучения – отражает ситуацию, при которой с каждым повтором операции либо увеличением выпущенной продукции значение среднего затраченного времени на единицу продукции сокращается на определенный процент. Таким образом, по мере накопления практического опыта и внедрения более эффективных методов работы затраты на единицу продукции постоянно сокращаются. Кривая обучения обычно выражается в процентах.

Кривая опыта – функция, отражающая снижение общих затрат (такие как производственные, на маркетинг или дистрибуцию) на единицу продукции по мере увеличения накопленного объема производства. Данное понятие является более широким, чем Кривая обучения. Основное отличие заключается в следующем: кривая обучения относится к какому-либо повторяющемуся действию, выполняемому кем-либо, а кривая опыта относится к бизнесу в целом; кривая обучения обычно выражается в единицах времени, затрачиваемом на выполнение повторяющейся задачи, а кривая опыта – в стоимостном выражении на единицу продукции. Понятия времени и затрат являются безусловно зависимыми. Чем больше времени затрачивается на выполнение задачи, тем выше будут затраты на оплату труда в составе стоимости готовой продукции. Кривая опыта применяется при расчете общей стоимости единицы продукции.

Линейный способ амортизации основных средств – расчет суммы амортизации, который ведется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Маржинальный доход – разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство.

Место возникновения затрат (МВЗ) – организационно-структурная единица предприятия, например отдел, цех или бюро, для выполнения функций которого необходимы различные виды ресурсов, а значит, возможна и соответствующая оценка связанных с реализацией этих функций затрат. По отношению к производству МВЗ делятся на основные и общие.

МВЗ основные – структурные единицы, напрямую вовлеченные в производство готовой продукции (полуфабрикатов) или оказывающие услуги другим основным МВЗ. Они оцениваются по двум критериям: объему деятельности (измеритель) и количеству затрат. Среди основных МВЗ можно выделить первичные и вторичные.

МВЗ первичные – основные подразделения (цеха, участки, бригады), которые напрямую связаны с производством готовой продукции, работ, услуг или полуфабрикатов; их затраты непосредственно переносятся на носители затрат пропорционально объему деятельности в МВЗ по изготовлению каждого продукта.

МВЗ вторичные – вспомогательные подразделения (цеха, участки, бригады), в том числе в составе основных производственных цехов, не вошедших в состав первичных МВЗ, которые предоставляют услуги другим основным МВЗ; их затраты переносятся на другие МВЗ напрямую, через внутренние заказы или произведенную продукцию.

МВЗ общие (накладные) – подразделения, не участвующие непосредственно в производстве; их затраты нельзя разнести на носители затрат или на счета других центров затрат посредством объективно измеряемых единиц объема услуг (деятельности). Они включают сбытовые, материальные, общецеховые МВЗ.

МВЗ сбытовые – подразделения, которые отвечают за реализацию продукции; их затраты относятся на период с возможным разделением по видам продукции.

МВЗ материальные – подразделения (склады, кладовые), которые отвечают за приобретение и хранение материалов; их затраты могут относиться на МВЗ – потребителей материалов или на период.

МВЗ общецеховые и административные – подразделения (администрация цеха, лаборатория, административные службы предприятия), которые ответственны за управление, администрирование производственным процессом, а также его поддержку; их затраты разносятся на производимую продукцию как накладные – пропорционально фонду оплаты труда или другой подобной базе, либо относятся на период.

Метод – 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (метод-действие); 2) совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности (метод-операция).

Метод АВС (Activity Based Costing) – способ определения и учета затрат по видам деятельности организации; способ процессного (пооперационного) определения и учета затрат. В основе метода АВС лежит предположение, что деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность. Другими словами, продукция – результат деятельности, связанной с потреблением ресурсов, учет затрат по которым ведется на соответствующих счетах.

Метод ABM (Activity Based Management) – метод управления, который связан с представлением о предприятии (организации) как о совокупности различных взаимодействующих видов деятельности, которая обусловлена требованиями потребителя и связана с затратами.

Метод «жизненного цикла» – аккумулирование затрат по операциям, совершаемым на протяжении всего жизненного цикла продукта – начиная с его возникновения и заканчивая его ликвидацией потребителем. Данный метод представляет собой средство измерения общей суммы затрат в течение жизненного цикла продукта, включая затраты на конструирование и разработку, приобретение, эксплуатацию, ремонт и обслуживание. К затратам на обслуживание относятся такие, как затраты на маркетинг и дистрибуцию, затраты на послепродажное обслуживание и административные расходы.

Метод подетального учета – метод, при котором постоянные и переменные затраты определяются на самом нижнем уровне их агрегирования. На основе полученных результатов такой калькуляции становится возможным определить постоянные и переменные составляющие отдельных функций или процессов.

Метод распределения «сверху вниз» – метод распределения затрат обслуживающих подразделений на производственные подразделения. При использовании этого метода определяются зависимости обслуживающих и производственных подразделений между собой. Затраты первого обслуживающего подразделения распределяются на производственные подразделения и на другие обслуживающие подразделения. Затраты второго обслуживающего подразделения, куда уже были распределены затраты первого, распределяются на производственные подразделения и другие обслуживающие подразделения, за исключением первого и т.д. Таким образом, затраты всех обслуживающих подразделений в конечном счете распределяются на производственные подразделения.

Метод списания стоимости основных средств пропорционально объему продукции (работ) – начисление амортизационных отчислений, которое производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Метод уменьшаемого остатка – расчет амортизационных отчислений, который ведется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Метод управления – способ воздействия на управляемую систему для реа­лизации поставленных задач.

Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – амортизация, которая исчисляется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

МРП (MRP – Material Requirements Planning) – концепция планирования потребности в материалах; система, которая располагает широким набором компьютерных программ, обеспечивающих согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени. Метод MRP базируется на данных основного производственного плана (Master Production Schedule, MPS), при составлении которого за исходную точку принимается ожидаемый спрос на готовую продукцию.

МРП-2 (MRP-II – Manufacturing Resourse Planning) – система планирования производственных ресурсов, включающая функции MRP, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др.

Накладные затраты – затраты, образующиеся под влиянием определенных условий работы, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Невозвратные затраты – часть первоначальных вложений, которые ранее не были начислены в расходы методом амортизации, износа или истощения.

Незавершенное производство – переходящий остаток затрат основного производства, определяемый в бухгалтерском учете как дебетовый остаток по счету 20 «Основное производство». Незавершенное производство в налоговом учете – продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке.

Неконтролируемые затраты – затраты, не контролируемые конкретным руководителем.

Нелинейный метод начисления амортизации – расчет суммы начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества, который осуществляется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Нематериальные активы (НМА) в бухгалтерском учете – объекты имущества организации, характеризующиеся одновременно следующими признаками:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

НМА в целях налогообложения прибыли – приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Необратимые затраты – затраты, понесенные в прошлые периоды, которые невозможно пересмотреть и, следовательно, невозможно (или нельзя) регулировать при принятии решений по повышению или снижению уровня текущей прибыли (без учета влияний налога на прибыль).

Неотвратимые затраты – затраты, существование которых не зависит от прекращения деятельности.

Непредвиденные затраты – затраты, состав и размер которых невозможно точно определить на этапе планирования.

Непроизводительные затраты – затраты, связанные с потерями от брака, простоями, недостачами.

Непроизводственные затраты – все понесенные затраты, не связанные с производством товаров. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Неразрешенные затраты – любые затраты, которые, согласно условиям любого действующего закона, положения или контракта, нельзя включать в цену, стоимость к возмещению или расчеты по контракту, к которому они относятся.

Нерегулируемые затраты – находятся за пределами влияния центров ответственности.

Нетипичные затраты – необычные или нетипичные затраты, которые возникают нерегулярно или неожиданно.

Номенклатура материалов – систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии с указанием их основных свойств, размеров, технических характеристик и условных обозначений. Она обеспечивает единообразие в наименовании материалов (единый классификатор промышленной продукции) и соответствует более четкой работе органов снабжения.

Нормальный брак – затраты, понесенные в результате брака, которые невозможно ликвидировать повышением производительности; такие затраты необходимо относить на объект учета затрат в качестве элементов производственной себестоимости.

Нормативная себестоимость: 1) себестоимость, рассчитанная с использованием нормативных значений; 2) предполагаемая стоимость производства единицы продукции. Нормативная себестоимость есть норма затрат на единицу продукции.

Нормативная ставка накладных расходов – ставка отнесения производственных накладных расходов на себестоимость продукции, которая рассчитывается как отношение суммы бюджетируемых накладных расходов за период к сумме соответствующих ожидаемых показателей деятельности за этот же период – например, к сумме машино-часов или часов прямого труда.

Нормативная ставка оплаты труда – базовая оплата, средства стимулирования, надбавки, дополнительные льготы и связанные с зарплатой налоги, оцениваемые при условии обеспечения плановых условий труда. В некоторых системах дополнительные льготы и налоги исключаются.

Нормативная цена – цена за единицу, установленная на материалы или труд на основе систем расчета по нормативной себестоимости.

Нормирование – метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции. Система нормативного учета затрат сосредоточена на производстве и не ориентирована на процесс реализации, что затрудняет разработку и обоснование цен реализации продукции.

Носитель затрат (Cost Driver) – 1) показатель деятельности, такой как, например, человеко-часы, машино-часы, использованное компьютерное время, часы полетов, километры пробега или контракты, являющийся причинным фактором отнесения затрат на объект; 2) товар, услуга или центр затрат, в котором могут возникать или поглощаться затраты. В более общем смысле – любой фактор, имеющий причинно-следственную связь с затратами.

Объекты калькулирования – виды продуктов, полуфабрикатов, работ, услуг, имеющих потребительскую стоимость, для которых необходимо рассчитать себестоимость.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Основные затраты – затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции.

Основные материалы – материалы, входящие в состав готовой продукции, образуя ее основу, или являющиеся необходимыми компонентами при ее изготовлении.

Основные средства в бухгалтерском учете – объект имущества организации, обладающие набором следующих характеристик:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства в целях налогового учета – часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу гл.25 НК РФ, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации. Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 г., определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости – оценка, производимая по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) – оценка, основанная на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) – оценка, основанная (в противовес способу ФИФО) на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретений. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретений.

Первоначальная стоимость основного средства – сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, – сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п.8 ст.250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. При использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п.2 ст.319 НК РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.

Передел – содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону.

Переменные затраты – затраты, зависящие от объема производства (затраты на сырье, основные материалы, труд основных рабочих).

Полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, – показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Потребительная стоимость – 1) затраты на создание потребительских свойств товара (услуги); 2) полезность вещи (способность удовлетворять ту или иную потребность пользователя), соотнесенная к затратам на эту полезность.

Предельные затраты – увеличение общих затрат при увеличении объема производства на одну единицу.

Прогрессивные затраты – разновидность переменных затрат, относительное увеличение которых больше, чем рост объемов производства.

Производительные затраты – затраты, которые целесообразны в данных условиях производства.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) – себестоимость, включающая цеховую себестоимость, общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Производственные затраты – затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции.

Пропорциональные затраты – разновидность переменных затрат, которые меняются в той же зависимости, что и объем производства.

Простые (одноэлементные) затраты – затраты, состоящие из одного экономического элемента; группируются по следующим элементам: сырье и материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, прочие затраты (обязательные платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, налоги, отчисления во внебюджетные фонды, плата процентов за кредиты банков и т.д.).

Процесс – это структурированная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и ресурсы в выходы (продукты), представляющие ценность для потребителя.

Прямые затраты – затраты, которые непосредственно относятся на себестоимость изделия; в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.254 НК РФ прямые расходы – материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.254 НК РФ; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Распределение затрат – 1) разнесение (распределение) затрат, которые невозможно отнести напрямую к объектам учета затрат; 2) разнесение статьи или группы статей затрат на один или несколько объектов учета затрат. Этот термин обозначает и прямое отнесение затрат, и перераспределение доли косвенных затрат из накопительного счета. В российской практике – широкое понятие, обозначающее не только распределение затрат (расходов) между объектами калькуляции, но и любое иное необходимое распределение пропорционально какой-либо базе, например, расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Распределенные затраты – затраты, распределенные на объект учета затрат.

Распределенные накладные расходы – та часть косвенных производственных затрат, которая распределяется на стоимость конкретного вида продукции. Распределение обычно выполняется на конкретные единицы произведенной продукции с применением соответствующей ставки накладных расходов.

Расходы – 1) часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода (то есть затраты, относящиеся к реализованной продукции); 2) согласно МСФО: уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.

Расходы будущих периодов – расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в частности связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.

Расходы на оплату труда для целей налогообложения прибыли – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, предусмотренные нормами законодательства РФ, связанные с содержанием этих работников, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы организации для целей бухгалтерского учета – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации для целей налогового учета – обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст.252 НК РФ). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы на продажу (коммерческие расходы) – расходы на продажу продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, к расходам на продажу относятся затраты на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы. В организациях, осуществляющих торговую деятельность – расходы на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и по доработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с подготовкой продукции, продажей продукции, приобретением и продажей товаров; расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме и/или величине кредиторской задолженности. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организации учет расходов ведется по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. Расходы, связанные с производством и реализацией, для целей налогового учета – расходы:

1) связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном (актуальном) состоянии;

3) на освоение природных ресурсов;

4) на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы отчетного периода – издержки или убытки, относимые на текущий период, в отличие от себестоимости произведенной за этот период продукции.

Расходы по заработной плате – оплата труда работников. Расходы по зарплате обычно состоят из двух компонентов: 1) компонент включает выплаты работникам и удержания (как подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, профсоюзные взносы, выплаты в пенсионный фонд и в соответствии с прочими программами будущего обеспечения работников); 2) компонент связан с выплатой работодателем налоговых и аналогичных им сборов согласно законодательству (например, пенсионные выплаты и выплаты по страхованию от безработицы в федеральный и местный бюджеты). В российской практике в элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

Регрессивные затраты – разновидность переменных затрат, относительный рост которых меньше, чем рост объема производства.

Регулируемые затраты – затраты, величина которых может регулироваться на уровне центров ответственности.

Релевантный уровень – период хозяйственной деятельности, в рамках которого достоверны оценочные данные и предсказания. Этот диапазон обычно рассматривается в контексте гибкого планирования и анализа «затраты – объем – прибыль». За его пределами может потребоваться переоценка предполагаемой взаимосвязи с применением анализа безубыточности.

Решение «производить или покупать» – решение, связанное с выбором из двух вариантов – либо произвести требуемые товары или услуги с помощью собственных ресурсов компании, либо закупить их у стороннего поставщика.

Сводный метод – составление сметы затрат предприятия на производство и реализацию продукции на основании суммирования смет затрат на производство всех цехов предприятии и общехозяйственных расходов с исключением из нее затрат по внутреннему обороту цехов.

Себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость единицы продукции – себестоимость одной единицы продукции или одной единицы элемента его себестоимости. Рассчитывается обычно делением общей себестоимости на общее число единиц.

Себестоимость произведенной продукции – себестоимость всех товаров, производство которых завершено в течение определенного учетного периода. Сюда включается себестоимость единиц продукции, изготовление которых было начато в прошлом периоде, а закончено – в текущем. Стоимость этой продукции включает в себя стоимость незавершенного производства, накопленную за прошлые периоды.

Себестоимость реализации (себестоимость реализованных товаров) – себестоимость товаров или услуг, реализация которых отражена в доходах; другими словами, себестоимость произведенной (закупленной) продукции плюс или минус изменение в запасах готовой продукции (или товаров).

Сегмент – 1) один из отделов, производственных участков, цехов или других подразделений предприятия, который отчитывается напрямую перед головным офисом и обычно классифицируется по своей ответственности за извлечение прибыли или производству продукции или услуг; 2) компонент хозяйственной единицы, чья деятельность является отдельным направлением бизнеса. Это может быть дочерняя компания, подразделение или отдел при условии, что соответствующие активы и результаты деятельности могут быть четко отделены по функциональному или физическому признаку от других активов или результатов деятельности предприятия; 3) компонент предприятия, участвующий в продвижении продукции или услуг или группы связанных видов продукции и услуг, предназначенных главным образом для заказчиков, не являющимся отделением компании с целью получения прибыли; 4) в рамках хозяйственной единицы это – компонент, продающий или производящий продукцию или связанные виды продукции и услуг, предназначенных главным образом для заказчиков, не являющихся отделением компании.

Операционный сегмент – сегмент, который раскрывает часть деятельности предприятия по производству определенного товара, работы, услуги (группы однородных товаров, работ, услуг), которые имеют сходство: по назначению; по процессу производства; по методам продаж




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.