КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая социализация во время начала трудовой деятельности
Оценка себя на рынке труда. Представление о личном бюджете, формирование личных счетов. Знакомство с банковской системой. Трудовые отношения. Изучение зарплатных ожиданий у студентов. (Семенов М.Ю., Семенова И.И. Экономическое положение студентов старших курсов //Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества: Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Омск: Изд-во СибАДИ. — 2005. — 208 с. — С. 155-156.)
Если на 3 и 4 курсе подавляющее большинство студентов живут вместе с родителями (58% и 63 %), или родители оказывают им регулярную помощь (32% и 37%), то на 5 курсе заметно увеличение числа студентов (до 27%), вынужденных рассчитывать на собственный заработок. При этом 18% живут только за счет того, что заработают сами. Таблица 1 Финансовые взаимоотношения студентов и их родителей (% от числа опрошенных студентов на каждом курсе)
В среднем студенты расходуют около 2726 рублей, а работающие — 3077 рублей в месяц. По мере разделения финансов субъективная оценка ежемесячных расходов увеличивается с 2550 до 5500 рублей в месяц (см. таблицу 2). Возможно, это связано с тем, что студенты, живущие отдельно от родителей, начинают учитывать расходы на содержание жилья, на питание, одежду и т.п.
Таблица 2 Расходы и доходы для работающих студентов в разрезе разного типа финансовых взаимоотношений студентов и их родителей
Доходы превышают расходы у студентов только в том случае, когда родители оказывают им регулярную помощь. Во всех иных случаях студентам приходится иметь несколько источников получения денег. Таким образом, к 5 курсу студенты становятся в большей степени финансово независимыми, что отражается как в удалении от родительской семьи, так и в учете полных расходов на свое содержание. Однако даже работающие студенты не покрывают зарплатой свои расходы, им приходится искать дополнительные финансовые источники.
В 2003 году мы провели в г. Омске эмпирическое исследование для определения места денег в системе ценностей в различных возрастных группах: молодежи (16-26 лет, n=32), средней (27-36 лет, n=17) и старшей (37-49 лет, n=32). Сравнение ценностей проходило по методике Е. Б. Фанталовой. Испытуемые оценивали по 10-балльной шкале ценность различных параметров жизни. Список ценностей составлен в соответствии с иерархией потребностей, предложенной А. Маслоу [16], к которому добавлена ценность "деньги": 1) качественное питание, 2) физическая безопасность; 3) хорошая семья; 4) самоуважение; 5) вовлеченность в дело; 6) деньги; 7) хорошие условия жизни; 8) уверенность в будущем; 9) понимание окружающих; 10) признание окружающих; 11) найти место в жизни. Наименее значимой во всех группах оказалась ценность "признание окружающих". Это означает, что респонденты придают малое значение социальному окружению, их не интересует мнение о себе. В отличие от других возрастов в группе молодежи (16-26 лет) доминирующей является ценность "найти место в жизни". Этот вывод подтверждается и статистическим анализом: t1-2 = 2,18 при r£0,05. Также значимыми в этой группе оказались типичная для других групп ценность семьи и специфическая ценность "самоуважения". Для средней (27-36 лет) и старшей (37-49 лет) возрастных групп наиболее важными оказались ценности семьи и денег.
Ценность денег для младшей возрастной группы оказалась значительно ниже (М1=8,2; М2=8,8; М3=9,2). Следовательно, можно говорить о том, что "монетарная социализация" происходит в период возникновения экономической самостоятельности. Для молодежи 16-26 лет оказались более важными ценности самореализации, что, возможно, объясняется финансовой помощью родителей и, следовательно, наличием свободных ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |