Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повторное чтение или прослушивание текста

Анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста;

Определение темы и основной мысли исходного текста;

Вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо);

Уточнение (учителем) речевой задачи;

Предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Изложения с языковым заданием — средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной программы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся.

Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст собственно не вносится никаких изменений — автор создает свой текст, как правило, после изложения.

2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях изложение по содержанию отличается от исходного текста.

По восприятию исходного текста различаются:

а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;

б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста;

в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста.

Эти виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного.

По степени знакомства с исходным текстом различаются: а) изложения незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.

По осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа:

1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т. д. Необходимо различать изложение с заменой лица рассказчика и изложение с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого — например, пастушок и Метелица по-разному (с точки зрения содержания и языкового оформления) рассказали бы о своей встрече в поле у костра. Второе наложение предполагает лишь замену формы лица — например, замену 1-го лица (я) 3-м (Писатель, он...) — и относится к рассматриваемой группе изложения.

В V—IX классах учитель проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы — научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного.

Основные этапы этой работы:

3) чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на
пластинке;

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная (за несколько дней) языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная подготовка). Ее назначение — предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.

Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем, также оцениваются в соответствии с «Нормами оценки...» по тем же критериям, что и сочинения. Устные изложения (пересказы) учебных текстов оцениваются в соответствии с «нормами оценки...» по критериям, указанным для оценки устных ответов по предмету.

4.2. В современной школе сочинения занимают в практике работы учителя большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. По типу создаваемых текстов различаются:

а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» —
сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с
элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами
повествования, описания и т. д.;

б) сочинения, близкие речевым произведениям, существующим в
реальной речевой практике (хотя и они выполняются на школьном уровне):
рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.
д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к качеству блюд из яиц | Франция: 1817-1845 гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.