Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявление педагогического такта учителя в работе с детьми




Такт является естественным выражением личности учителя. Ни в одной профессии любовь к делу не имеет такого большого значения, а отсутствие ее не приносит столь ог­ромного вреда, как в звании учителя-воспитателя. Любовь к детям — это не только эмоциональный мо­мент, а первое необходимое качество, без которого не может быть хорошего воспитателя и подлинного чувства такта.Любовь к детям отнюдь не означает проявления «внешней ласковости», переходящей порой в либеральные отношения к детским поступкам. К. Д. Ушинский считал, что «луч­ше обращаться к детям совершенно холодно, но с величай­шей справедливостью, не заискивая их ласк и не лаская их самому, но, выполняя свои обязанности, показать как можно более дельного участия к детям». В таком образе действий проявляется благородство, хладнокровие и сила характера, а эти три качества мало-помалу непременно привлекут детей к воспитателю.

Такт учителя является результатом педагогического ма­стерства и условием его дальнейшего совершенствования. Однако надо помнить о том, что выработанная учителем манера владеть собой, выражать эмоционально свое отноше­ние к детям имеет воспитательную си­лу, в том случае, если звучит искреннее чувство гнева, радости, одобрения, негодования и желания добиться того, чтобы воспитать настоящего человека.

Педагогический такт учителя — это не внешняя фор­ма владеть собой, а выражение его внутреннего, действи­тельного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Он предполагает его общую высокую культуру поведения. Не следует думать, что учи­тель должен иметь какие-то особые черты, отличающие его от окружающих лиц, особое поведение. Ему должны быть присущи естественность, простота и правдивость, распола­гающая к нему детей своей искренностью. Педагогический такт и авторитет учителя взаимосвяза­ны и взаимообусловлены. Бестактность подрывает авторитет учителя, а тактич­ный подход повышает его.

Тончайшие эмоциональные нюансы в отношении к уче­нику зависят и от степени культуры, наблюдательности учителя. Наблюдательность педагога — это не простая фиксация фактов поведения воспитанника, а проникнове­ние в его внутренний мир, изучение законов, им управля­ющих. К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам— поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте зако­ны тех психических явлений, которыми вы хотите управ­лять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их прило­жить».

Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педа­гог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спор­ные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполне­ния работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».

Примеры педагогических ситуаций:

1. Взбудораженный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к своему классному руководителю. Клас­сный руководитель занят. Он вбивает в стену гвоздь, что­бы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обраща­ется к нему: «Миша, помоги мне, подай, пожалуйста, мо­лоток!» Миша подает молоток. «Отойди в сторону и посмот­ри, не криво ли висит картина». Миша отходит, внимательно смотрит и одобряет. «Ну вот мы с тобой и справились. А теперь давай поговорим. Что там у вас случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обо всем происшедшем. Договорились — больше этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня. Я вам всегда буду помогать в кабинете. У меня дома все есть: и мо­лоток и гвозди». После этого Миша часто стал заходить в кабинет физики к классному руководителю.

Чем руководствовался классный руководитель, предло­жив Мише вместо объяснения заняться делом? Миша вошел взбудораженный, злой, Классный руководитель, попросив подать молоток, дал возможность ученику успокоиться. Одобрение учителем его работы расположило Мишу к от­кровенности и раскаянию и побудило его закрепить эти но­вые отношения с учителем. Миша предлагает учителю свою помощь, находя удовлетворение в том, что он умеет ока­зать нужную помощь. Почему Миша стал часто приходить в кабинет физики? Миша испытывал моральное удовлетворение от разговора с учителем. Это побуждает Мишу изменить свое отношение к учению и к требованиям коллектива. Такт учителя в отношениях с детьми проявляется ува­жении чувства человеческого достоинства, в подходе с оп­тимистической гипотезой к каждому из них. Выпускники школ говорят о том, что их любимые учи­теля были настоящими людьми. «Эти учителя были мягки, сердечны в горе, гневны в осуждении недостойного проступ­ка ученика, но они никогда не унижали его человеческое достоинство. Эти учителя не снижали требования к нам, но доверяли нашим силам, вели нас постоянно вперед, счи­таясь с нашими интересами».

2. Частый нарушитель дисциплины на уроке, шестиклас­сник Юра выступает на классном собрании с предложением упорядочить отдых учащихся на перемене, организовать в школьном дворе площадку для игры в крокет. Предложе­ние Юры товарищи встречают с усмешкой: «А сам ты чем занимаешься на перемене? Сколько жалоб на тебя от де­журного»! Заслуженная учительница школы РСФСР М. С. Клеменко (ср. школа № 32г. Ростова-на-Дону) по взволнован­ному, но уверенному тону Юры улавливает его новое от­ношение к своему поведению и энергично поддерживает Юру: «Дельное предложение внес Юра, давайте подумаем, как это организовать». Шестиклассники намечают конкрет­ный план действий.

Уважение собственного достоинства учащихся связано у тактичного учителя с заботливым, добрым отношением к ним. А. Р. Бондина проявляет эту доброту без слабости, с чувством заинтересованности ростом каждого из них, уделяя внимание малейшему проявлению самостоятель­ной мысли. На уроке арифметики она отмечает работу очень нерешительного и застенчивого ученика: «Хорошую зада­чу придумал сегодня Петя! Теперь попробуем вместе ре­шать задачи из задачника, а дома ты решишь сам, без моей помощи».

Если ученик работает ниже своих возможностей, то А. Р. Бондина не проявляет снисхождения, а предъявляет требования к нему в полную меру, контролируя выполне­ние их повседневно. В трудных случаях она ставит перед собой вопрос: а как бы я поступила, если бы такой просту­пок совершила моя дочь? И благодаря материнскому отношению к малышам находит правильные решения. Такт проявляется в способности учителя к самооблада­нию, умению не только подавлять плохое настроение, но и создавать мажор, бодрый, деловой тон в работе, не до­пуская срывов.

Выдержка тактичного педагога отнюдь не исключает «права на гнев», умение, по словам А. С. Макаренко, раз­разиться, исходя из всесторонней оценки ситуации, учета детской психологии, места, времени, обстоятельств. У многих педагогов складываются с учащимися хорошие, правильные отношения, несмотря на то, что если надо, то показывают ребятам, что сердятся, возмущаются недоб­росовестным выполнением заданной работы или их плохим поведением: искренность гнева педагога оказывает положи­тельное воздействие на ребят, и они стараются исправиться.

 

3. Ученик VIII класса изорвал тетрадь, обозленный не­справедливой, по его мнению, оценкой контрольной рабо­ты по математике. Сдержанным, холодным тоном учитель сказал: «На­прасно ты так поступил. У тебя был интересный ход зада­чи № 125». Сделав небольшую паузу, он продолжил: «Мы все храним свои тетради. Значит, тебе придется к следую­щему разу переписать всю тетрадь заново». Учитель, делая замечание, показал свое положительное отношение к пре­дыдущей работе ученика и тем самым вызвал у виновника сомнение в правильности его поведения. Словами «мы все храним тетради» учитель напомнил ученику об его ответ­ственности перед коллективом.

4. Знание возрастных индивидуальных особенностей уча­щихся накладывает своеобразный отпечаток на проявле­ние тактичного подхода учителя к ученику.

Пример первый, тактичный подход к ученику-плаксе и ученику-зазнайке различен. Ученица, стоя у классной доски, расплакалась, она не может решить задачу. Учительница внушает девочке, что она знает правило и справится с задачей. Учительница помогает ей в решении первого вопроса, а затем отходит от нее, уверенно утверждая: «Теперь ты сама справишься!» Ученица успокаивается и заканчивает успешно задачу.

 

Пример второй. Учительница ставит ученика-зазнайку в такие условия, что он сам убеж­дается в несостоятельности высокого мнения о своих зна­ниях. Воздействие на зазнайку проявляется в тактичной форме, прямой и косвенной. Когда мальчик на уроке, не дослушав вопрос учителя, вскакивает с места и выкрикивает: «Я скажу, я все это знаю!», учительница останавли­вает его. После ответа других учащихся учительница вновь предлагает всему классу дополнительный вопрос и вызы­вает его. Ученик не отвечает. Учительница сдержанно за­мечает: «Ты убедился, как много еще надо тебе трудиться, чтобы все знать», воздействуя на самонадеянного ученика косвенно, через коллектив. Зазнайка хвастается, что он все книги прочел. Его избирают библиотекарем и обращают­ся к нему с просьбой рассказать, чем интересна та или дру­гая книга. Хвастунишка в неловком положении. Товари­щи уличают его в нескромности.

Нетактичное отношение учителя к учащимся может быть постоянным, типичным для него или временным сос­тоянием, вызванным раздражением.

Бестактность типична для учителей, которые работают в школе случайно, не по призванию, а в силу сложивших­ся обстоятельств. В этих случаях бестактность проявляется в формальном под­ходе к детям, игнорировании их возрастных, индивидуаль­ных особенностей, выраженном в повышенных или зани­женных требованиях к ним, незнании условий жизни ре­бенка в семье, администрировании вместо руководства, од­ностороннем морализировании по всякому поводу, черст­вости, скрытой предельно деловым тоном.

Бестактность типична и для тех учителей, которые лю­бят детей, но не умеют владеть своим настроением, не выра­ботали в себе привычку к торможению. Отсюда частая смена настроений, дезорганизующая учащихся, вспыль­чивость, ведущая к необдуманным действиям учителя, оп­рометчивость в решениях и выборе мер воздействия на учащихся, разнобой в требованиях, крайность в отноше­ниях к учащимся, администрирование или мелочная опека, чрезмерная близость, переходящая в панибратство, или не­ожиданное отчуждение.

Обычно старшеклассники говорят о таком учителе: «Он любит нас, но у него все зависит от настроения. То нян­чится с нами, то вдруг оглушает нас окриками, упреками. Сегодня так, а завтра иначе».

Бестактность допускают и те учителя, которые опи­раются в своей работе только на свой опыт и интуицию. Подобное игнорирование педагогической теории ведет к неправильной позиции в отношениях с учащимися, урав­нительному подходу к ним, проистекающему от недооценки или переоценки их сил.Необдуманность действий учителя порождает конфликты с учащимся, стихийность и самотек в воспитательной работе, необоснованную безапелляци­онность. Изучение опыта и наблюдения показывают, что и хороший учитель порой проявляет нетактичность в порыве раздражения. В этих случаях он повторяет ошибки, ука­занные выше: необдуманность действий, придирчивость, грубый тон обращения с учащимися, необоснованность за­мечаний: «Ты что без конца вертишься и не слушаешь? Выйди из класса. Немедленно приведи мать».

Дети очень чутки к настроению учителя. В порыве раз­дражения учитель допускает неуместные замечания, дезор­ганизующие учащихся, поспешные выводы: «Садись, ни­чего не знаешь!» Отрицательно отражается такое поведение учителя на всей работе ученика. Дети волнуются, не реша­ются поднять руку, если даже они знают вопрос. У них по­является неуверенность в своих силах.

Для проявления педагогического такта требуется осо­бая совокупность свойств, из которых складывается лич­ность учителя. Имеет значение не только его характер и настроения, а в известном отношении даже его внешность, привычки, склонности, образ жизни, его манера держать себя не только с учащимися, но и с окружающими людьми.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать некоторые выводы. При определении сущности педагогического такта следует исходить из основного положения педагогики: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Педагогический такт — явление неврожденное. Он приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения учащихся и воздействия на них, в про­цессе организации ученического коллектива. Педагогический такт является, важнейшим профессио­нальным умением учителя, без которого учитель никогда не будет хорошим воспитателем-практиком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 13748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.