Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и интерпретация уровня развития и поведения детей. Развитие педагогической наблюдательности




Структура нравственного мира

1. Эмоциональная жизнь ребенка (проявляется в чувствах):

а). Индивидуальные чувства:

- дети в бурных проявлениях (гнев, страх, агрессивность, радость);

- детские, не резко выраженные, состояния (тихая задумчивость, обида, дети-тихони);

б). Социальные чувства: симпатии и антипатии (любимые и нелюбимые взрослые и учителя, детские привязанности, любовь и дружба);

в). Высшие индивидуальные чувства:

- моральные чувства (дети и мир зла, несправедливости);

- эстетические чувства (дети и мир сказок, мифологизм детского мышления, детская фантазия);

- религиозные чувства.

2. Детское мышление (различие восприятия взрослого и ребенка).

3. Активность детей (детские привычки: жадность, щедрость, детские игры, группировки). Данная содержательная структура является примерной.

Развитие личности ребёнка - становление его инициативности, самостоятельности, ответственности, начал нравственной культуры, наряду с развитием межличностной и межкультурной толерантности требует особого подхода и определенных знаний: уровень развития и актуального состояния ребенка. В этих целях при аналитическом расчленении целостного процесса взаимодействия, следует выделить его первое, начальное звено - этап педагогической диагностики (оценки) уровня развития и актуальности состояния ребёнка.

Диагностика - производное от слова диагноз (гр. распознавание, определение), термин «диагноз» используется в медицине и биологии. Диагностика (гр. способный распознавать)… в третьем значении означает выявление и изучение признаков, характеризующих состояние чего-либо, чтобы предотвратить нарушение его деятельности (Словарь иностранных слов, 2004).

Педагогическая диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и педагогических методов (Рос. педаг. энцикл., II т.1999).

Педагогическая диагностика дает основу для индивидуального подхода к ребёнку - не декламируемого, а воплощённого технологически, помогает обеспечению обратной связи при взаимодействии с ребёнком. Педагогическая диагностика должна быть неотъемлемым, составным компонентом педагогической деятельности, так как процесс развития и образования требует оценки, анализа и учета его результатов, как исходных, так и конечных.

Принципы педагогической диагностики:

1. Педагогическая оценка нацелена на помощь ребёнку в обучении и развитии. Оценка не направлена на то, чтобы делить детей на категории, вешать ярлыки, делать вывод, способен или не способен ребёнок освоить и понять что-либо. Необходимо помнить, что цель учителя – оказать ребёнку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей природы, разобраться в себе.

2. Педагогическая оценка исходит из собственной личности ребёнка.

Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребёнка. Недопустимо сравнивать их с результатами других детей или с общими знаниями учителя об обычном ходе развития в зависимости от возраста, социального слоя или других внешних обстоятельств.

3. Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики. Здесь надо иметь в виду, что даже в том случае, когда ребёнок действительно имеет серьёзные проблемы с развитием, это всего лишь означает, что для выявления его потенциальных возможностей необходимы особые методы, которыми владеют специалисты. Поэтому, когда у учителя возникают сомнения, относительно необычно развивающегося или необычно реагирующего ребёнка, в компетенцию психолога входит принятие решения, действительно ли у него есть отклонения от нормального хода развития, либо мы имеем дело с индивидуальными особенностями развития. Педагогическая оценка в отличие от психологической оценки, основана на понимании поведения ребёнка, а не на его тестировании.

4. Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. В основном оценка поведения ребёнка осуществляется во время обычных для него видов деятельности или процедур. Во время занятий, игры, прогулки педагог наблюдает за поведением детей, особенностями их общения между собой и со взрослыми, замечает возникающие проблемы, отмечает у ребёнка состояние заинтересованности или скуки и т.п. У детей не должно возникнуть чувство, что происходит что-то необычное или неприятное.

5. Педагогическая оценка развития ребёнка складывается из множества частных оценок. Педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребёнка, помогая ребёнку выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и всей группы детей. Она даёт учителю возможность творчески подходить к обучению и учить ребёнка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста. Разумеется, такой подход к образованию ребёнка сопряжён с ответственностью педагога, поскольку предполагает необходимость постоянной импровизации и изменения привычных способов действия.

Учитель, психолог может успешно интерпретировать поведение детей, если использует информацию о результатахпедагогической диагностики о детском мире.Сбор информации для педагогической оценки развития ребёнка, как правило, основан на неформальных методах, ориентированных на понимание ребёнка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его.

Основными методами сбора информации являются:

- воспоминания своего детства;

- систематическое структурированное наблюдение;

- психолого-педагогические знания о внутреннем мире ребенка;

- изучение опыта коллег;

- сам ребенок как источник знаний (сохранение продуктов детских творческих работ, его ответы);

- ученики класса.

- беседы с родителями и обследование условий жизни ребёнка в семье.

Наиболее точная информация о детях может быть получена при сочетании этих источников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.