Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Финансовые результаты и методы их анализа

6. 1 Финансовый результат деятельности предприятия: понятие, содержание, задачи.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения при­были и рентабельности − одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Прибыль − это конечный финансовый результат деятельнос­ти предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает основным фактором стимулирования производственной и предпри­нимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для её расширения, удовлетворения социальных и матери­альных потребностей трудового коллектива.

Прибыль становится главным обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и фи­нансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, зависит от объема продаж продукции, ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, ассортимента, уровня затрат и инфляционных процессов, которыми не­избежно сопровождается становление рыночных отношений.

Система показателей финансовых результатов включает в себя абсолютные и относительные показатели эффективности хозяй­ствования, к которым относятся показатели рентабельности. Су­ществует множество коэффициентов рентабельности. Их эконо­мическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризу­ют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

■ оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

■ определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

■ выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности;

■ анализ порога прибыли;

■ оценка работы предприятия по использованию возможнос­тей увеличения прибыли и рентабельности;

■ разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Обобщенная информация о финансовых результатах пред­ставлена в бухгалтерской отчетности:

■ форма «Бухгалтерский баланс»;

■ форма «Отчет о прибылях и убытках»;

■ форма «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках»

■ в статистической отчетности форма № П-3 «Сведения офинансовом состоянии организации», утвержденная Росстатом от 13.07.10 № 247.

Кроме того, при анализе используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учета, к счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие доходы и расходы» и счету 99 «Прибыли и убытки».

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всехпред­приятий, независимо от организационно-правовой формы и формысобственности, модель, их формирования и использования.

В процессе планирования прибыли в качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибыли и направлений ее использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных, а процессе исследования данных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли следует сопоставить фактические данные, с плановыми, в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.

Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности аккумулирует несколько функций: оценочную, распределительную и стимулирующую.

1. Оценочная функция заключается в том, что прибыль позволяет измерить финансовый результат.

2. Распределительная – прибыль распределяется между предприятием и другими потребителями, а внутри предприятия между акционерами и самим предприятием.

3. Стимулирующая – прибыль используется для создания стимулирующих фондов.

 

6. 2 Виды прибыли и их взаимосвязь.

 

Автор Бороненкова С.А. приводит основные характеристики, раскрывающие сущность прибыли:

■ прибыль − это главная цель предпринимательской деятельности, форма дохода, очищенного от понесенных затрат;

■ стоимостной показатель, а значит, прибыль не зависит от колебания цен;

■ база развития предприятия и государства;

■ критерий эффективности деятельности организации, главный источник формирования собственных ресурсов, источник обеспечения социальных интересов коллектива предприятия и общества;

■ наличие прибыли – основной защитный механизм от банкротства и несостоятельности.

Основной финансовый результат организации – прибыль (убыток) определяется по формуле:

Прибыль (убыток) = Доходы – Расходы

Согласно ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

Доходы организации в зависимости от характера их получения делятся на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) прочие доходы.

Расходами организации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, капитала. Расходы организации, как и доходы, в зависимости от характера и направления деятельности подразделяются:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы.

Перечисленные доходы и расходы являются основой формирования финансовых результатов (прибылей и убытков).

В соответствии с разными признаками выделяют следующие виды прибыли:

1. С порядком формирования прибыли согласно форме бухгалтерской отчетности о прибылях и убытках:

1.1. Валовая прибыль.

1.2. Прибыль от продаж.

1.3. Прибыль (убыток) до налогообложения.

1.4. Чистая прибыль (убыток).

2. В зависимости от характера деятельности выделяют:

2.1. Прибыль от текущей деятельности.

2.2. Прибыль от инвестиционной деятельности.

2.3. Прибыль от финансовой деятельности и эффект финансового рычага.

3. По связи прибыли, себестоимости и объема продаж:

3.1. Маржинальный доход.

3.2. Маржинальная прибыль.

4. По характеру налогообложения.

4.1. Прибыль, облагаемая налогом.

4.2. Прибыль, не облагаемая налогом.

 

Рассмотрим сущность каждого вида прибыли (убытка):

1. Валовая прибыль, прибыль от производства, определяется как разность между выручкой (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью (СП) проданных товаров, продукции, работ, услуг, характеризует результат текущей, обычной, основной производственной деятельности организации.

Выручка определяется по формуле:

Выручка (В) = Выручка-брутто – НДС – акцизы − таможенные пошлины.

Отсюда следует, что на валовую прибыль (Пвал) влияет и налогообложение дохода (В) т.е. формирование валовой прибыли можно представить следующей формулой:

Прибыль (убыток) валовая (Пвал) = (В – НДС – акцизы и т.д.) – СП (себестоимость продаж) Из приведенной формулы следует зависимость прибыли (Пвал) от факторов: объема продукции, цены и производственных затрат и факторов налогообложения дохода и затрат.

2. Прибыль (убыток) от продаж (Ппрод) − это финансовый результат производства и реализации и составляет основную долю прибыли предприятия, характеризует результаты основной деятельности предприятия и зависит от формирования дохода и расхода по основной деятельности, определяется по формуле:

Прибыль (убыток) от продаж (Ппрод) = Пвал – Ркомм – Рупр.

Исходя из формулы определения прибыли(убытка) от продаж на нее влияют все факторы, определяющие валовую прибыль (Пвал) и факторы, влияющие на величину общехозяйственных и коммерческих расходов и структуры затрат.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения (П до нал) – это конечный финансовый результат, бухгалтерская прибыль, включает результаты, основной и прочей деятельности и характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности.

Формула определения прибыли (убытка) до налогообложения следующая:

Пдо нал. = П прод + Дпроч –Рпроч, (80)

где: Ппрод – прибыль (убыток) от продаж;

Дпроч – доходы прочие;

Р проч − расходы прочие;

Ркомм − коммерческие расходы;

Рупр. − управленческие расходы.

 

4. Чистая прибыль (убыток) (ЧП) является основным показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности и влияние налогообложения.

Формула определения чистой прибыли (убытка) следующая:

ЧП = Пдо нал – Нтек + ∆ОНА − ∆ОНО, (81)

где: Пдо нал – прибыль (убыток) до налогообложении;

Нтек – текущий налог на прибыль

∆ОНА – изменение отложенных налоговых активов;

∆ОНО – изменение отложенных налоговых обязательств.

Из приведенной формулы следует зависимость чистой прибыли (ЧП) от факторов, ее формирующих. Оценка роли этих факторов позволяет анализировать качество прибыли, реальный прирост капитала, прогнозировать изменение финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений руководства организации.

Сумма текущего налога на прибыль определяется по формуле:

Нтек = ± УР(Д) + ПНО + ∆ОНА – ∆ОНО, (82)

где: УР(Д) − условный расход (доход) по налогу на прибыль

ПНО – постоянное налоговое обязательство.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции, работ, услуг | Факторный анализ прибыли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.