Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Человек свободный и ответственный

Человек свободный и ответственный

Вторым важнейшим условием ответственности челове­ка является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что со­знательно выбрали, к чему стремились. А если мы при­несли другим зло случайно, по ошибке, непреднамерен­но? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил сво­его лучшего друга, он, несомненно, испытывает муки со­вести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает его или накажет лишь за халатность в обращении с оружи­ем, т. е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто без вины виноватые, берут на себя весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуж­дает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно успокоиться на роли игрушки судьбы и орудия рока. Все­гда возникает вопрос: почему именно я, а не другой? Мы не желаем быть простым средством даже в руках провиде­ния, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация слу­чившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Третьим важнейшим условием ответственности чело­века выступает вменяемость, т. е. сознавание происходя­щего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитив­ное. Невменяемыми бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, маньяки. Эти не веда­ют, что творят, и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступ­ления искусственное безумие может служить отягчающим фактором. Как человек, будучи исходно в здравом уме,


безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе — и за попустительство поро­ку, и за совершенные злодейства. Закон также не прини­мает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вме­няем и в полной мере способен отвечать за свои поступки, хотя феномен «серийных убийц» как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Проблема вменяемо­сти и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.

Как вы могли убедиться, читая предыдущие страни­цы, моральная ответственность — вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она на­стигает человека и извне и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...

Немецко-американский философ XX в. Эрих Фромм посвятил проблеме бегства от свободы книгу с аналогич­ным названием. Он показал, что в ходе развития европей­ского человечества уровень личной свободы неуклонно по­вышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционно­го патерналистского общества распались крестьянские об­щины, в которых человек был несвободным, но и доста­точно безответственным. Крестьянин опирался на тради­цию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбо­ра была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин-феодал был не только эксплуататором, но и защитой.

Возникновение капитализма привело к распаду ста­рых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Человек свободный и ответственный | Лекция 2. Человек свободный и ответственный
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.