Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология ранней юности




Основные понятия: возрастные границы, физическое развитие, период внутреннего кризиса, внутренняя позиция, самоопределение, идентичность, статусы идентичности.

Юношеский возраст (англ. juvenile age) – период жизни человека между подростко­вым возрастом и взрослостью. В схе­ме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфо­логии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был опреде­лен как 17-21 г. – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психоло­гии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возра­стной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как «отрочество» или в зависимости от контекста и внимательности переводчика – «под­ростковый возраст», либо – «юность»), содержа­нием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рас­сматривать юношеский возраст как самостоятельный период раз­вития человека, его личности и индивидуальности. И.С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказы­вается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в стар­ших классах общеобразовательной школы.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созре­вание, замедляется темп роста тела, заметно нара­стает мышечная сила и работоспособность, закан­чивается формирование и функциональное разви­тие тканей и органов.

Юношеский возраст – исторически наиболее поздно сформи­ровавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктует­ся усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые со­временные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и лично­стной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказать­ся в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматическо­го, психического и социального созревания про­текают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудно­сти изучения и описания этого важного этапа раз­вития человека.

Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из выс­ших слоев общества. В результате в конце XIX – начале XX в. господствовала так называемая романтическая мо­дель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л.С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен ана­лиз юношеского возраста без учета этнокультурных и социокуль­турных различий.

Главный конституирующий момент социаль­ной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то. что юноша находится на пороге вступления в само­стоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основ­ной направленностью личности и проблемы вы­бора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л.И. Божович) жизненной ситуации, во­круг которого начинают вращаться вся деятель­ность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психиче­ское развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух дан­ной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как предста­вителя определенного поколения (А. В. Толстых).

Формирование идентичности, по Э. Эриксону, есть процесс са­моопределения. Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях - временном и ситуативно-ролевом. В первом измерении - временном - идентичность обеспечивает пре­емственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуатив­но-ролевом измерении идентичность составляет центральное обра­зование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответ­ственно, роли, в которых выступает человек. Человек, сформи­ровавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряя при этом сво­его лица.

Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктури­зация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляе­мого.

Джеймс Марсиа выделил четыре основных варианта или со­стояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности.

1. Предрешенностъ - принятие на себя обязательств, не прохо­дя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.

2. Диффузия идентичности - состояние избегания решений, от­каз от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

3. Мораторий - собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я.

4. Достижение идентичности - благополучное завершение кризиса идентичности - возникновение новой самотождествен­ности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.