Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объяснительные принципы




Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А.Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в рабо­тах П.Я. Гальперина

 

А.Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология – наука о порожде­нии и функционировании в деятельности индивида психи­ческого отражения реальности – «образа мира», обеспечива­ющего ориентировку субъекта в предметном мире и органи­зацию деятельности.

П.Я. Гальперин: предмет изучения психологии – ориен­тировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и со­ставляют психический образ.

 

4. П.Я. Гальперин. Психические явления как ориентировочные составляющие действий и деятельности

 

Необходимо радикальное изменение методологии психоло­гического исследования.

Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной обще­ственно-историческим опытом конечной формы поведе­ния (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка. От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению при­чин и условий, обеспечивающих формирование психиче­ского процесса или психического образования с заданны­ми свойствами.

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­ствий.

2. Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.

3. Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­тировки в плане образа – в «идеальном» поле возможных действий.

4. Предмет изучения психологии – ориентировочная осно­ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­хический образ. Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­вием выбора эффективного поведения.

5. Задача психологии – изучать строение, законы, особенно­сти формирования и развития ориентировочных опера­ций, действий на разных этапах онтогенеза. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:

- построение образа, который включает: а) ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях,

- ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у человека);

- уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потреб­ности субъекта;

- построение плана решения стоящей проблемы;

- контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения;

- оценка результатов.

6. Физиологические процессы в человеческом мозге по­тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз­нообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведе­ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси­хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю­дьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной систе­мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе­чивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.

7. Коренное отличие психики животных и психики чело­века:

- животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов­летворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими меха­низмами и условиями обитания;

- в процессе онтогенетического развития человек должен: а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред­метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ­ходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;

- ориентировочные и исполнительные составляющие чело­веческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован обще­ственный опыт, обеспечивающий решение различных за­дач.

8. Побуждения, переживания, образы и действия в пла­не представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, ко­торая включает:

- интеллектуальные функции – от восприятия до мышле­ния – служат ориентировке во внешнем поле жизнедея­тельности;

- потребности – побуждают к выделению в ситуации объек­тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер­жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно­стей);

- чувства, эмоции – возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;

- воля – представляет особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффективной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях – в ситуа­циях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений.

9. Психические феномены, «идеальные» явления и процес­сы есть совокупность умственных действий и образов, кото­рые являются результатом многоплановых функциональ­но-генетических изменений ориентировочных компонен­тов внешних предметных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.