Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды референдумов. Вопросы, выносимые на референдум

Конституционный Суд Республики Беларусь, как высший орган конституционного контроля.

Осуществление правосудия в Республике Беларусь органами судебной власти.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.

Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Судебную систему Республики Беларусь составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска, а также специализированные суды, образуемые в случаях, предусмотренных законами Республики.

Суды в Республике Беларусь призваны защищать от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется на территории Республики Беларусь право на обращение в суд для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав в соответствии с действующим законодательством.

Судьи Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска и специализированных судов назначаются Президентом и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом сроком на пять лет. Время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам учитывается при назначении лица на должность судьи.

Судопроизводство в Республике Беларусь ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О языках в Республике Беларусь" на русском или белорусском языках.

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на родном языке.

Проявление неуважения к суду со стороны должностных лиц или граждан, принимающих участие в деле, присутствующих в судебном заседании, а также совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование (за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование), не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Судья всех судов несменяем. Он не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.


 

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд имеет право по своему усмотрению рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции Республики Беларусь, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Конституционный Суд дает заключение о нарушении Конституции Республики Беларусь Президентом.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

По всем вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного Суда, по которым должно выноситься решение, Конституционным Судом назначается судебное заседание. О времени и месте очередного заседания судьи уведомляются не позднее чем за десять дней до начала судебного заседания, за исключением случаев, когда вопрос, выносимый на заседание, требует более срочного рассмотрения. Одновременно им вручается повестка дня заседания и все необходимые для рассмотрения дела документы.

Заседания Конституционного Суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Конституционного Суда по собственной инициативе либо по требованию не менее трех судей Конституционного Суда, что отражается в протоколе судебного заседания.

Председатель Конституционного Суда или его заместитель созывает судей, работников Секретариата Конституционного Суда на служебные совещания по вопросам деятельности Конституционного Суда и работы структурных подразделений Секретариата Суда.

Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и девять судей. Конституционный Суд правомочен приступить к работе и принимать решения в составе не менее семи судей.

Пределы разрешения вопросов, поставленных перед Конституционным Судом, определяет Конституционный Суд.

Конституционный Суд не связан доводами и суждениями сторон. Он может, проверив конституционность оспариваемого нормативного акта, одновременно вынести решение в отношении других нормативных актов, не упомянутых в предложении, но которые были основаны на проверенном нормативном акте или которые воспроизводили его отдельные положения. При проверке конституционности нормативного акта Конституционный Суд имеет в виду, как его буквальный смысл, так и смысл, который был придан нормативному акту практикой применения.


 

24. Решения Конституционного Суда: их виды и порядок вступления в силу.

Для вынесения решения проводится тайное совещание судей в совещательной комнате.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием. Голосование проводится поименным опросом судей. Председательствующий подает свой голос последним. Судья не имеет права воздержаться от голосования либо не участвовать в голосовании. Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него подано простое большинство голосов от полного состава судей.

Решение излагается в письменном виде судьей-докладчиком или по поручению председательствующего другим судьей.

Судья Конституционного Суда, не согласный с принятым решением, имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде. Особое мнение оформляется судьей в совещательной комнате и подлежит опубликованию в качестве приложения к решению Конституционного Суда.

Решением Конституционного Суда является любой акт, принятый в его заседании.

Обращения к государственным органам, должностным лицам могут быть оформлены в виде запроса либо требования как самостоятельно, так и в форме составной части иного решения.

Анализ состояния конституционной законности в республике оформляется в виде послания Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и Верховному Совету Республики Беларусь.

В случаях рассмотрения вопроса о конституционности нормативных правовых актов решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения, излагаемого в форме отдельного документа. Конституционный Суд дает заключение о нарушении Президентом Республики Беларусь Конституции.

Заключение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части заключения указываются: название заключения, дата и место его принятия; состав Конституционного Суда, который принимает заключение; стороны и другие участники заседания; формулировка вопроса, основания для его рассмотрения.

Описательная часть заключения должна содержать: нормы Конституции Республики Беларусь, Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и Регламента, устанавливающие право либо обязанность Конституционного Суда рассмотреть данный вопрос; полное название акта, конституционность которого проверяется с указанием источника его опубликования (получения).

В мотивировочной части заключения должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные Конституционным Судом и положенные в основу заключения; нормативные акты, которыми руководствовался Конституционный Суд.

Резолютивная часть заключения должна содержать в себе вывод о конституционности (неконституционности) акта, порядок вступления решения Конституционного Суда в законную силу и срок исполнения.

Решение Конституционного Суда оглашается в судебном заседании сразу же после окончания совещания судей. При оглашении решения председательствующий в целях сохранения тайны совещания судей, если оно проводилось в совещательной комнате, не должен сообщать результаты голосования и фамилии судей, голосовавших "за" и "против", за исключением случаев, когда судья имеет особое мнение, о наличии которого объявляется при оглашении решения.

До официального оглашения решения Конституционного Суда судьи не вправе выступать публично, в том числе в средствах массовой информации, с оценкой вынесенного Конституционным Судом решения.

Решение Конституционного Суда является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его оглашения.


25. Прокуратура Республики Беларусь: правовой статус и место в системе органов власти.

Надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам.

Вопрос о создании либо упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Прокуроры независимы при осуществлении своих полномочий и руководствуются только законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.

Виды надзора, осуществляемого Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами:

1) за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

2) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

4) за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений, а также участвует в рассмотрении дел судами и поддерживает государственное обвинение.

Гарантии независимости прокуратуры:

Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

В органах прокуратуры разрешаются не подведомственные суду заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов, а также жалобы на вступившие в законную силу судебные решения. Принятые прокурором решения по таким жалобам могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов граждан и юридических лиц и привлечению нарушителей к установленной законом ответственности.

Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения жалоб и заявлений на предприятиях, в учреждениях, организациях и должностными лицами.

В структуру органов прокуратуры входит её следственный аппарат.

Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные аппараты прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные аппараты в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоят из старших следователей и следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности, а также по любым другим делам по указанию прокурора.

В республиканской прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников.

В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Персональные составы коллегий утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.

Коллегия является совещательным органом при соответствующем прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждает проекты важнейших приказов и указаний, отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей органов государственного управления и контроля, предприятий, учреждений и организаций, иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.

В порядке надзорной деятельности прокуроры могут издавать следующие виду правовых актов:

1) Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередных сессиях. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

2) Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору.

3) Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства, а также в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

4) Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

5) Официальное предупреждение. В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами. На должности прокурорских работников могут также назначаться граждане, имеющие иное высшее образование, причем количество их не может превышать двух процентов от штатной численности прокурорских работников. На эти должности не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.

На должности прокурорских работников прокуратур районов (городов) и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся на старших курсах в высших учебных заведениях по юридической специальности.

Лица, обучавшиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности с оплатой обучения республиканской прокуратурой, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами (контрактами) проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажирование в течение шести месяцев. Порядок стажирования определяется Генеральным прокурором.

Все прокурорские работники подлежат периодической аттестации.

Оказание прокурорскими работниками платных юридических услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство их службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускаются, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.

Служба в органах прокуратуры прекращается по предусмотренным законодательством о труде основаниям прекращения трудового договора, а также в случае выхода прокурорского работника в отставку.

Условиями возникновения у прокурорского работника права выхода в отставку являются:

- наличие общего трудового стажа для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет, из которых не менее 15 лет составляет стаж работы в качестве прокурорского работника;

- достижение 55-летнего возраста мужчинами и 50-летнего - женщинами при наличии общего трудового стажа у мужчин - 35 лет, у женщин - 30 лет, из которых не менее 8 лет составляет стаж работы в качестве прокурорского работника.


 

26. Органы государственного контроля: компетенция, структура и порядок деятельности.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет КГК (КГК).

КГК образуется Президентом. Председатель КГК назначается Президентом.

КГК и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Сотрудниками КГК и его территориальных органов могут быть граждане Республики Беларусь, профессиональная подготовка которых соответствует установленным законодательством требованиям, обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами.

ККГ и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов;

3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4) соблюдением актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

6) соблюдением законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

7) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

9) соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях;

10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов;

11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

13) поставкой товаров для государственных нужд;

14) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения;

15) исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

16) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Систему органов КГК образуют КГК и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь. Структура и штатная численность КГК утверждаются Президентом. КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Первый заместитель и заместители Председателя КГК назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя КГК. Председатели территориальных органов КГК, за исключением районных, городских, назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем КГК по согласованию с Президентом.

В КГК образуется коллегия в составе Председателя КГК (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других сотрудников КГК и его территориальных органов.

В территориальных органах КГК, за исключением районных, городских, образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов КГК.

КГК и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством. Суммы экономических санкций, не внесенные добровольно виновным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, списываются в бесспорном порядке со счетов виновных на основании решений КГК или его территориальных органов.

Исполнение решений КГК и его территориальных органов об имущественных взысканиях осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов. Решения КГК, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином установленном законодательством порядке.

Контроль за деятельностью КГК и его территориальных органов осуществляется Президентом Республики Беларусь.

 


Референдум – от лат. referendum – то, что должно быть сообщено.

Референдум – это важнейший институт непосредственной демократии, представляющей собой голосований избирателей по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.

Референдум следует отличать от выборов: по объекту волеизъявления. При референдуме в отличие от выборов объектом является не кандидат или список кандидатов на должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум (закон, законопроект, конституция или поправки к ней, международная проблема, касающаяся статуса государства, внутриполитическая проблема). Кроме этого, если результаты выборов могут определяться и по мажоритарной, и по пропорциональной системам, то результаты референдума – лишь на основе мажоритарной.

На территории Беларуси впервые на конституционном уровне было закреплено, что важные вопросы государственной жизни ставятся на всенародное голосование – референдум в Конституции СССР 1936 года. Но фактически референдумы в Беларуси не проводились, а первый специальный закон о референдуме был принят лишь 13.06.1991 г.

Отношение к референдуму в Республике Беларусь не соответствовало тому значению референдума, которое придавалось ему в Европе.

Референдум имеет достаточно долгую историю своего существования. Первые подобные референдумам мероприятия можно усмотреть уже в Римской республике (плебисциты), а также - вечевые собрания Пскова, Новгорода, Киева.

Классический референдум был впервые проведен в средние века (в 1439 г., Швейцария, кантон Берн) для решения финансового вопроса.

За период 20 века в Европе было более 100 референдумов. Особенно часто в 90х годах 20 века – в Швейцарии, Италии, Англии и др. В начале 20 века целый ряд государств включил в свои конституции положения о референдуме (Германия – 1919г., Австрия – 1920г., Чехословакия – 1920г., Греция – 1927г. и т. д.)

Главной особенностью референдумов является то, что они наряду со своим традиционным назначением (утверждение или отклонение законопроектов), выступают как средство арбитража в конфликте между различными органами власти.

Конституционные принципы проведения референдума: всеобщность, свобода голоса, равенство (1 гражданин = 1 голос), тайное волеизъявление, референдум является прямым, то есть граждане участвуют лично, гласность (подготовка и проведение – открыто), финансирование референдума (осуществляется за счет государственного бюджета и добровольных пожертвований общественных объединений и граждан).

Таким образом, референдум – является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

Виды референдумов:

1) По территориальному признаку выделяют:

а) республиканские (проводятся в пределах всего государства по наиболее важным вопросам для всего государства);

б) местные (проводятся на соответствующих территориях административно-территориальных единиц, по вопросам, имеющим значение для административно-территориальных единиц)

2) По юридической силе принимаемых решений:

а) обязательные (решение референдума является окончательным, не требует утверждения и может быть изменено путем другого референдума), которые в свою очередь бывают: утверждающими (предлагается утвердить акт еще не вступивший в силу) и отвергающими (предлагается большинством голосов отменить акт уже действующий);

б) консультативные (решение референдума имеет рекомендательный характер для органов государственной власти (народные опросы)).

3) По степени обязательности проведения:

а) обязательные (их необходимость предусмотрена Конституцией или другим конституционным актом);

б) факультативные (их проведение зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса).

4) По характеру выносимых на референдум вопросов:

а) конституционные (рассматриваются вопросы, связанные с принятием Конституции, внесением в нее изменений и дополнений);

б) законодательные (направлены на принятие, изменение либо отмену законов и других актов);

в) международно-правовые;

г) административно-правовые;

5) В качестве отдельного вида известны также петиционные референдумы – проводятся по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию об их проведении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений | Понятие и система органов местного управления и самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.