КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. 2. Современные модели правового
Лекция 2.1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. В сфере правовой социализации выделяются правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. При этом следует заметить, что правовая практика взаимосвязана с правовоспитательным процессом. В рамках последнего формируются знания о праве, отношение к ним, а также умения применять право. Все это является важной составляющей правовой практики. Многим юристам последнее представляется особенно важным. Реальное положение правовой действительности оказывает влияние на правовую социализацию, которая способна вносить коррективы в правовое сознание личности. Правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей поведения. При этом общество, да и сама правовая практика, определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Однако именно правовое образование, вкупе с правовым воспитанием способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. С другой стороны, личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. Таким образом, правовая социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации.
Изучение вопросов правовой социализации позволило выявить три важных этапа данного процесса: 1. Первоначально индивид только овладевает правовой информацией. Он ее познает. Причем правовую информацию субъект может получать стихийно или организованно. В последнем случае речь идет о большом значении правового образования, которое предполагает именно системное и целенаправленное воздействие на индивида согласно разработанной в обществе доктрине и системе образовательных целей. Актуализируется в этой связи и проблема управления процессом правовой социализации. 2. На втором этапе происходит процесс личностного усвоения правовых ценностей. Исследователи считают, что личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления: это и эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а также правового поведения. Следует заметить, что степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рациональном, волевом уровнях. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида социально-психологический механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности — «ее способность к саморегуляции». Таким образом, правовая социализация проявляется через систему самоконтроля индивидов, согласовывающих свои поступки и действия с нормативными требованиями. 3. На третьем этапе необходимо «перевести» сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности. Большую роль в процессе правовой социализации играют различные институты общества, в том числе семья, школа.
Целесообразно рассматривать обучение и воспитание праву как дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосогласованность. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание способствует развитию личности с позиции формирования ее правовой культуры, что напрямую определяет уровень правовой культуры общества. Изучая дефиниции с учетом таких подходов, следует иметь в виду, что воспитание в этом случае связано с эмоционально-волевой сферой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную. Важным элементом правовой культуры выступает юридическая деятельность (в том числе правотворческая, правоприменительная, правоохранительная), основу которой и составляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности, формой которой и выступает правовое воспитание. Оно оказывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной (волевой) стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты формирования личности. Таким образом, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений. С позиции ценностно-ориентированного аспекта правового воздействия, правовое воспитание рассматривается в субъективном смысле как организованная и целенаправленная деятельность. Таким образом, понятие «правовое воспитание» представляется юристам многоаспектно. Социологи указывают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, но политологи видят в нем вид идеологического воздействия на сознание личности, которое в свою очередь направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в данном государстве. Однако юристы указывают и на юридический аспект понятия как особой разновидности юридической практики, связанной с практикой становления в России правовой государственности. Правовое воспитание всегда рассматривалось как вид государственной деятельности, а потому и появилось новое понятие «правовоспитательная деятельность».
В последние годы юристы все чаще стали говорить о сложности и самостоятельности правового воспитания. В современной юридической литературе появилось даже понятие «институт правового воспитания». Правовое воспитание, по мнению исследователей, должно выстраиваться на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели правового воспитания. К первой относят формирование системы правовых знаний, ко второй — формирование правовой убежденности, а к третьей формирование мотивов и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание является важнейшим средством формирования и изменения правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание состоит в распространении правовых знаний, представлений о важности и ценности правомерного поведения, законности и других правовых явлений в жизни личности и общества с целью их восприятия и последующего усвоения. Анализируя жизнь людей в обществе, можно заметить наличие специальных социальных институтов и организаций, которые, помимо прочего, выполняют функцию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь. Для этого используются различные средства: литература, искусство, кино, печать, радио, телевидение и т. п. По мере развития общества изыскиваются все более совершенные формы воспитательной работы. Стоит признать, что в правовом воспитании важным субъектом выступает государство. Для него крайне важно сформировать положительное отношение населения к праву, обучить юристов и ученых-правоведов. Средством правового воспитания в целевом аспекте рассматривается правовое обучение. Но с точки зрения содержательного аспекта воспитания — правовое обучение — это форма правового воспитания. Обучаемый праву (если речь идет о целенаправленном системном обучении) не может рассматриваться в качестве объекта, и выступать в пассивной роли того, на кого направлено правовое воздействие. В настоящих условиях он должен рассматриваться исключительно как субъект образовательных правоотношений. Во-вторых, современный правовоспитательный процесс в форме обучения не может и не должен ограничиваться только передачей на теоретическом уровне юридических знаний. Их значимость усиливается по мере взросления индивида. «Знаниевый» компонент целенаправленной правовоспитательной деятельности вне активности самого обучаемого, без опоры на технологию отработки механизма применения их на практике превращается в фикцию и не гарантирует правомерность поведения субъектов.
Исследуя роль правового образования в системе социализации личности, целесообразно обратить внимание на закономерности процесса осознания, то есть внутреннего усвоения личностью своего правового статуса в обществе, знания своих прав и обязанностей. Рассмотрение различных аспектов влияния правового образования на формирование правовой культуры общества возможно путем изучения процесса становления правового сознания и права. А. П. Семитко предложил обратить внимание на два исторических типа мировой культуры: социоцентристкий и персоноцентристский. Основанием их выделения служит правовое положение личности, уровень свободы человека, который обеспечен правом. Ученый доказывает, что для каждого типа правовой культуры характерен свой тип правового статуса личности социо- и персоноцентристкий. В первом случае в центре правовой культуры выступает не личность, а социум, социальность. Для такого типа правовой культуры характерны и свои правовые средства: запреты, императивы, обязывающий тип правового регулирования. Персоноцентристский тип правовой культуры предполагает, что центральным звеном является личность, ее права и свободы, достоинство. Он базируется на дозволениях, при этом развивается частное право, договорные отношения. Рассматривая проблемы правового образования, необходимо иметь в виду, что оно, сосуществуя в рамках определенного типа правовой культуры, проходит закономерную эволюцию, оказывая на культуру влияние и испытывая подобное на себе. Во всемирно-историческом масштабе правовая культура развивается в направлении от социоцентристского к персоноцентристскому типу. А развитие правовой культуры и есть правовой прогресс, критерием которого может выступать правовое положение личности. В социоцентристском обществе экономически наиболее сильная группа, имеющая власть, заинтересована в последовательном проведении своей политики. В этом обычно и заключается идеологическая функция государственных органов. Именно в рамках такой функции и осуществляется правовое воспитание. Таким образом, идеологическая деятельность как бы сливается с воспитанием. Семитко рекомендует иметь в виду при исследовании проблемы правового воспитания тот факт, что воспитание принадлежит культуре, общечеловеческому в социуме, а идеология, имея сходство с воспитанием, принадлежит социальному, классовому, которое является исторически приходящим в том же социуме. Трудно согласиться с утверждением о том, что воспитание должно быть вне идеологии и политики. Оно вовлекается в эти сферы и не может существовать изолированно. В этом заключается определенное противоречие. Воспитание рассматривается и как часть социальной технологии и может быть использовано по-разному в зависимости от целей субъекта социального управления. Правовое воспитание призвано транслировать нормы правовой культуры, закрепляя при этом выработанные механизмы защиты прав и интересов личности. С другой стороны — оно передает воспитуемому желаемые для властвующего субъекта направления и нормы деятельности как необходимые. Чем сильнее расхождение последнего предназначения с первым, тем менее эффективной оказывается правовоспитательная деятельность и тем более противоречивым, нестабильным оказывается ее результат — правовая культура личности и общества. В социоцентристских обществах управляющая система вынуждена заниматься навязыванием господствующих правовых ценностей, идеалов. Информационные, обучающие моменты отходят на второй план. На первом плане необходимость интериоризации человеком правовых ценностей данного общества ибо без них вряд ли возможно эффективное формирование необходимого для данной правовой системы поведения. Их усвоение приводит к повышению уровня правовой культуры. По мнению юристов, в 30— 50-е гг. XX в. в России задачи правового образования не могли быть реализованы. Оно было тождественно деятельности, направленной на выработку у человека сознательного послушания и привычки соблюдения чуждых норм. Такая точка зрения оспорима, а изучение истории становления правового воспитания доказывает обратное. В персоноцентристском обществе правовое воспитание реализует общечеловеческие цели и идеалы, выполняя задачи социального развития. В политико-правовой сфере субъект воспитания во многом совпадает с субъектом властвования, управления обществом, а объект с подвластным, с управляемым. В истории педагогических учений, при всем многообразии понимания воспитания, оно всегда рассматривалось как средство усовершенствования человека. Семитко считает, что цели правового воспитания совпадают с целями правового прогресса, а учителя выступают своего рода правовыми профессорами. Стадию перехода от социоцентристкого к персоноцентристкому типу автор определяет концом XVIII в. концом XX в. Не случайно именно завершающая его фаза обозначена сегодня модернизационными процессами отечественного образования. Данную позицию отстаивает Р. К. Русинов, подчеркивая, что «никакие новации в правовой системе, реформы юридических структур не дадут результат в достижении поставленных целей, если не будет решена основная проблема — проблема юридического образования». Изучая различные аспекты правового образования, исследователи предлагали обратить внимание на компоненты, взаимодействующие в процессе правового воспитания: юридические права и обязанности, правовое сознание и психологию личности как объект правового воспитания. При этом выделялись стадии воспитательных воздействий: 1) познание и уяснение смысла прав и обязанностей; 2) выработка отношений к правам и обязанностям; 3) использование прав и обязанностей. При этом 1 и 2 стадии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании и психологии индивида. Это есть внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой среды. 3 стадия — это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании и психологии человека. Рассмотрение роли правового образования в системе совершенствования правовой культуры общества невозможно без определения функций указанного процесса. Исследователи указывают на важность когнитивной и коммуникативной функций. В первом случае, личность получает комплекс представлений о структуре правоотношений, познает процесс регулирования правом социальных отношений, осознает те модели поведения, которые поощряются или, наоборот, запрещаются законом, а также усваивает права и обязанности субъекта правоотношений. Таким образом, субъект познает правовое бытие общества. В процессе правового образования складывается система правовых знаний. Изучение такого понятия в рамках рассматриваемой проблемы позволяет выделить системные, содержательные познания в правовой области, получаемые в организационных формах правового образования. Согласно венгерскому исследователю Имре Сабо, познавательная сторона правового сознания сводится обычно к осознанию права, формированию знаний о нормах. Но более высокую ступень представляют знания права во всех связях. При этом выделяется как знание права применительно к конкретному случаю и как общее знание права. Промежуточная ступень от понимания конкретной юридической ситуации к более общему познанию права — один из этапов развития правосознания. В этом смысле процесс познания права в рамках развития правового образования характеризуется определенными ступенями углубления правовых знаний и развития правосознания. Таким образом, знание права представляет собой основу правосознания, а процесс углубления знаний является источником развития правосознания. Коммуникативная функция правового образования проявляется в системе формирования правовых качеств личности в процессе приобщения к правовым ценностям. Таким путем обеспечивается создание грамотных правовых отношений между людьми и их объединениями, закрепляется правовой опыт. Потребности реализации этой функции диктуют необходимость выработки определенных форм, языка подачи правового материала. При этом важно сохранить понятность, четкость и доступность правового языка. Выделились внешний (связанный с правовыми нормами) и внутренний (включающий правовую психологию, идеологию) механизмы правового воздействия и правового регулирования. Таким образом, правовое воспитание вводилось в элементарный состав механизма правового воздействия и рассматривалось в качестве средства воздействия на правосознание и поведение субъектов правоотношений. Правовое обучение и воспитание являются частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. И это не просто лозунги или громкие слова. Правовое обучение и воспитание стремятся сформировать у людей убеждения в необходимости следовать правовым предписаниям, умения и навыки реализации права. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Процессы обучения и воспитания в духе права определяют качественный уровень правовой культуры, которая выступает как системообразующее пространство, оказывающее влияние на образовательную деятельность и испытывающее их воздействие. С нашей точки зрения, правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, в рамках которых выделяются относительно самостоятельные формы деятельности — обучение и воспитание, характеризующиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектом является сама правовая образовательная деятельности и отношения по ее поводу, включая процесс образования, а содержанием — комплекс дидактических единиц юридической информации, социальный опыт и навыки, которые формально закреплены в источниках права и соотнесены с возрастом, а также другими психолого-физиологическими особенностями воспитанника.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |