Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-важные психологические качества личности




 

 

Психологами, которые изучают особенности становления личности профессионала выделяются такие элементы системы:

- психологическая профессиональная прогностика: профессиональная ориентация, психологический профессиональный отбор;

- психология профессионального образования: психология профессионального воспитания, обучения и развития, психологическая подготовка к различным видам труда;

- психология труда: психология организации труда (рационализация рабочего места, режим труда и отдыха, профилактика утомлений, борьба с монотонностью труда, управление межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе);

- инженерная психология: приспособление средств труда к личности, психологические проблемы технической эстетики;

- производственная психология: проблемы конструирования техники, построения производственного процесса с учетом психических особенностей человека.

В психологии труда для определения профессионально важных качеств личности используют метод профессиографии – изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам работника. Данный метод используется для разработки информационных, диагностических, и коррекционных пособий и рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии.

 

1. Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности труда - описывает только те качества, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

2. Диагностическая профессиография обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики (изучение характеристик труда на тех этапах работы, от которых зависит конечный результат и для которых требуются более высокие показатели скорости, точности деятельности, ответственности).

 

Систему средств, обеспечивающих оценку взаимосоответствие человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения заданий называют п рофессиональным отбором.

Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии:

- социальные (функции, задачи, цели);

- операционные (точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики);

- организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда).

Все они позволяют врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, проводить отбор и диагностику профпригодности.

 

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе:

- обучения;

- профессиональной деятельности;

- положительной мотивации;

- материальной и моральной стимуляции,

- удовлетворения потребностей в профессиональном росте и т.д.

 

В своей будущей профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, основой которых выступают психические процессы:

- мыслительные;

- сенсорные – относящиеся к чувствам, восприятиям;

- речевые,

- мнемические – процессы запоминания,

- процессы психического состояния.

 

Особенности нейродинамики (подвижность нервной системы) и некоторые свойства темперамента (экстраверсия, интроверсия) оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности.

Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность и т.д. А очень высокие показатели силы нервной системы вызывают вероятность установления неадекватно высокой самооценки.

Склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но, работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется отношением к риску.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.