Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. ППУ Древнего Китая

Несколько идеологий.

Полит мысль носит более прагматичный характер. Почти отсутствуют мифы.

Поклонение небу и земле как отцу и матери. Небо – янь, мужское начало; земля – инь, женское начало.

Кун Фу-цзы – Конфуций – 551 – 447 гг до н.э.

Учения Конфуция появляется на стыке эпох, в период политической раздробленности, феодального строя. Это попытка примирить прошлое и настоящее.

Учение Конфуция – это эквивалент религии.

Конфуцианство как официальная идеология Китая начинает развиваться спустя 5 веков после смерти Кнфуция.

Он считал, что не создал ничего нового, а лишь придал старым идеям новую жизнь, одел их в новые формы. Он опирался на мудрость старины.

«Передаю, а не созидаю. Верю в древность и люблю ее,» - Конфуций.

Принадлежал к древнему аристократическому роду, отец был военным.

Учение излагается в патриархичном стиле.

Воспитанием занималась мать, так как отец рано умер. Был знатоком ритуала Ли – правила достойного поведения.

Личные правила Конфуция: воздерживаться от пустых размышлений, не быть упрямым не думать о себе лично.

Был самоучкой, все его изречения записывались его учениками.

В 15 ощутил потребность учиться, в 30 стоял твердо, в 40 не имел сомнений, в 50 постиг волю неба, в 60 следил чутким ухом за истиной, в 70 мог идти волей сердца, не боясь отклониться.

Цель его учения, в основе которого лежит учение о дао (справедливость, альтернатива воле неба, великий путь, высший принцип достойного поведения, истина, справедливость, символ должного достойного поведения. Человеческое дао – это справедливость в человеке и для людей, мудрый и справедливый порядок, соблюдение образцовой нормы с ориентацией на идеолизированную верность.) когда в государстве нет дао это стыдно. Кто лишен дао, того надо ему учить. Он не только создает новый этический порядок в обществе, но и отвечает за него.

Раздробленность не соответствует Дао. Если нет достойный правителей, то всегда есть достойные люди, их надо найти, обучить, помочь получить дао и подготовить к роли достойного правителя. Т.о., важнейший принцип правления – миритократии – правление достойного.

Достойные люди – знающие, высокоморальные, добродетели.

Модель Цзюнь-цзы (достойного правителя): бессеребренник, с большим чувством морали и долга, эталон для подражание, думает о справедливости и культивирует это в себе, суровый, беспристрастный, выдержанный, никого не боится, не бывает приспособленцем, умен, стремится к совершенству, умеет управлять массой.

В обучении нет социальных различий. Основное качество проявляется в умении совершенствоваться.

Смысл умелой администрации в хорошем знании людей. Богатство и престиж – стремление, бедность и убожество – ненависть, важная задача администрации – воспитать людей, сделать их лучше, обогатить и обучить.

Если бы мудрые управляли страной на протяжении 100 лет, можно было бы одолеть все зло, забыть об убийствах.

Управлять – значит, поступать правильно. Это когда ближние довольны, а дальних влечет.

Не спеши с решениями, не перегружайся мелочами, утонешь в мелочах, не сумеешь решить крупные проблемы.

Как правильно управлять государством? По принципу соответствия имен. Пусть государь будет государем, отец отцом, сын сыном, подданный подданным.

Налоги должны быть умеренно фиксированными. Низы содержат верхи, но и верхи не должны притеснять народ.

Если народ в достатке, то как может не хватать правителю. Если людям не хватает, то как может хватать правителю.

Государство – это большая семья, основой которого является клановая структура общества с естественным неоспоримым правом старших по возрасту заботиться о младших.

Цель государства – обогатить, а затем обучить народ.

Средства достижения гармонии:

1. Умелая администрация

2. Разкмная экономическая политика

3. Знания

4. Важнее всего этика и мораль.

Основой морали является ритуал Ли. Правила Ли прежде всего организуют, дисциплинируют и делают людей по рангам. Без Ли почтительность превращается в утомительность, осторожность в трусость, смелость в трусость, прямота в грубость.

Сяо – сыновняя почтительность. Не просто кормить родителей, кормят и собак, не только выполнять трудную работу по дому, главное почитать. Служить родителям по правилам Ли, захоронить по правилам Ли, приносить … по правилам Ли.

Культ предков.

Этот же принцип должен использоваться не только в себе, но и в управлении государством.

Ди – братские чувства.

Принцип Жень – принцип гуманности. Это не просто доброта и нравственность, это прежде всего должное отношение к людям.

Если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно, если честны, вам будут верить, если серьезны преуспеете, если добры, то сможете использовать услуги других.

Жень – не делай человеку того, что не желаешь себе.

Откровенная ставка на честолюбивого индивида, который был ориентирован на строгий самоконтроль, жесткие материальные ограничения, человек с обостренным чувством морально долга и чувством социальной справедливости.

Умелая пропаганда знаний. Только самые глупые не способны учиться и меняться.

Основными чертами знания являются точность и истинность. Но это не самоцель, а средство гармоничного развития семьи, общества и государства.

Конфуций умер на 73 году жизни.

 

В официальном конфуцианстве оправдание и воспевание существующего строя.

Правители подобны ветру, простолюдины траве.

Сохраняется культ социально-культурной этики, культ предков и правила ритуала Ли, принцип миритократии, культ знания в семьях, верность бюрократии, не слову императора, а конфуцианским принципам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. ППИ Древней Индии | Теория даосизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.