КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная поддержка малых предприятий
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь формируется правовая среда функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации. В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применение налоговых льгот. Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями, бюджетами разных уровней за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме. Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Кратко остановимся на основных законодательных и нормативных актах, регламентирующих малое предпринимательство (таблица 8.4).
Таблица 8.4 – Нормативная база, регулирующая деятельность малого предпринимательства
Москва занимает первое место среди регионов страны по развитию малого предпринимательства. Большое значение в развитии малого предпринимательства в столице сыграла нормотворческая деятельность Московской городской думы, правительства и мэра Москвы. Кроме развивающейся законодательной базы в России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. До 90 % заемного капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми государством гарантированными займами. К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: – формирование благоприятного предпринимательского климата; – устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; – расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; – развитие лизинга оборудования и технологий; – системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Эта проблема, решение которой имеет большое практическое значение, пока разработана не достаточно. В этих условиях процесс разработки современных стратегий развития малого предпринимательства на государственном уровне должен состоять не только, и даже не столько в изучении проблем и потребностей предпринимателей, а скорее в изучении имеющихся общеэкономических и политических возможностей. К сожалению, следует сказать, что в России инфраструктура разработки и реализации государственной политики в области развития предпринимательства оказалась несколько изолирована от других направлений (макрополитики, приватизации). Созданные за счет ограниченных государственных средств специальные институты поддержки малого предпринимательства немногочисленны и в определенной степени образуют достаточно изолированную среду. Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления эффективного управления деятельностью организационно-правовых структур (объектов) малого предпринимательства, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию форм и видов функционирования, а на подведение современной правовой базы для рационализации взаимодействия при действенном контроле за исполнением важнейших решений. Безусловно, что на процесс формирования стратегий развития малого предпринимательства большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как социальный институт, способствующий обеспечению прав объектов малого предпринимательства и социально незащищенных граждан. При этом малое предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении социальной ориентации рыночной экономики, в достижении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |