КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: «Внешняя и внутренняя картина заболевания. Отношение пациента к своему заболеванию»
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Факторами, способствующими общению, являются и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них. Рассмотрим наиболее существенные из них: Ø навыки общения; Ø навыки реагирования и постановки вопросов; Ø навыки планирования целей; Ø навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента; Ø консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками (например: пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном); Ø поддержка; Ø молчание (например: смерть больного человека вызывает у пациента сильные эмоции, слёзы); Ø прикосновение.
Факторы, препятствующие общению: 1. Советы пациенту, высказывание своего мнения медсестрой, особенно если совет медсестры отличается оттого, что хочет слышать пациент. Может вызвать чувство противоречия. 2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы во время разговора. 3. Защита людей, которых критикует пациент. 4. Преуменьшение чувства пациента. 5. Обещания пациенту. 6. Поспешные заключения. 7. Культурные отличия: язык, нормы общения. 8. Стиль общения. 9. Различия в возрасте. Знания основных психологических механизмов общения необходимо медицинскому работнику для понимания причин конфликтов, возникающих между здоровыми и больными.
10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.
План лекции №4: Ø понятие о внешней и внутренней картине болезни; Ø отношение пациента к своему заболеванию; Ø классификация типов медицинских сестёр по И.Харди.
Чтобы установить контакт с пациентом и максимально выяснить его проблемы, необходимо уметь учитывать внешнюю и внутреннюю картины заболевания. Внешняя картина болезни - это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента: (например, цвет кожных покровов, уровень артериального давления, температура, частота пульса и др.). Они наглядны, фиксируются документально и имеют определенную динамику. Внутренняя картина болезни - это особое целостное представление пациента о своем заболевании, его психическая оценка субъективных проявлений болезни. На внутреннюю картину болезни влияют личностные характеристики пациента, как врожденные (темперамент, тип нервной системы), так и приобретенные (характер, интеллект и т. д.). Задача врача, фельдшера и медицинской сестры сводится к умелому наблюдению и изучению внутренней картины болезни и использованию ее при последующем общении с пациентом. В процессе выбора лечебно-диагностической тактики и проведения определенных деонтологических приемов в структуре внутренней картины болезни принято различать несколько уровней:
Ø чувственный - комплекс субъективных болезненных ощущений; Ø эмоциональный - реагирование пациента, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом; Ø интеллектуальный - знание о болезни, ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести и последствий заболевания; Ø отношение к болезни - мотивация возвращения к здоровью. служить беседы с пациентами, проведение специальных тестирований. Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных болезнью. В основном они выражаются в жалобах пациента. Субъективные ощущения носят динамический характер, могут уменьшаться или набирать силу. Следует учитывать способность пациента детально рассказывать о своих ощущениях. Беседуя с пациентом, необходимо проявить максимум выдержки, недопустимы спешка, прерывание рассказа, так как пациент дает свою информацию, из которой затем, совместно с результатами осмотра, складывается тактика обследования и лечения. Эмоциональный уровень отражает переживание пациентом своего заболевания. Он взаимосвязан с первым уровнем. Эмоциональные переживания болезни зависят от остроты, продолжительности, характера ее проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций, таким образом, речь идет об отрицательных эмоциях, которые возникают из-за болей, несостоявшихся по причине болезни планов и т. д. Эмоциональное состояние имеет немаловажное значение. Положительный сдвиг в эмоциях появляется по мере снижения обострения или стихания острых проявлений болезни, когда пациент узнает о лучшем прогнозе, меньшей опасности болезни. Эмоциональный настрой пациента непостоянен, необходима динамичность наблюдения за его переживаниями. От этого будут зависеть деонтологическая тактика и индивидуальные формы общения с больным. Интеллектуальный уровень включает представление пациента о своей болезни, основные знания о причинах ее возникновения, сущности, тяжести, возможных последствиях. Интеллектуальный уровень зависит от общего культурного уровня пациента, его интеллекта. Необходимо отметить, что интеллектуальный уровень внутренней картины заболевания зависит от характера болезни. Если пациент длительно страдает каким-либо заболеванием, то его интеллектуальный уровень внутренней картины болезни часто довольно высок. У лиц с острыми заболеваниями (травмы, острая хирургическая или нехирургическая патология) он значительно ниже. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни каждого пациента обеспечивает правильный выбор тактики, обследования и лечения, адекватную психотерапию, позволяет менять лечение в зависимости от характера заболевания, его течения, тяжести.
Уровень отношения к болезни ставит перед медработником задачу помочь пациенту в выборе путей борьбы за снос здоровье, борьбы с болезнью. Так, сирийский врач Абуль Фараджа, живший в ХШ в., говорил: "Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной - нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем". Из этого вытекает, что в борьбе с болезнью многое зависит от самого пациента, от его понимания необходимости самому прилагать усилия для борьбы с болезнью, осознания того, что без себя самого болезнь непобедима. Подвести каждого пациента к уровню внутренней картины болезни - одна из главнейших задач медработника. Для успешного лечения большое значение имеет то, как пациент осознает сам факт болезни. В практике встречается адекватное и неадекватное отношение к болезни. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведении диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медработнику, его умению рационально обращаться с пациентом, основанному на высоком профессиональном чувстве долга и понимании деонтологических принципов врачевания.
Выделяют несколько типичных вариантов неадекватного отношения к болезни: Ø отрицательное - оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздоровительные рекомендации, нарушает режим, игнорирует факторы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает наличия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчивой, убедительной, доступной неоднократной разъяснительной беседе. В стационаре необходимо усилить контроль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение; Ø пренебрежительное — пациент осознает факт болезни, но Такое отношение связано с недостаточной осведомленностью о сущности болезни, ее последствиях, склонностью к переоценке резервных сил организма, низким уровнем интеллектуального развития. Известную роль играют и личностные характеристики пациента: самоуверенность, склонность к "артистизму". С такими пациентами надо установить доверительные отношения, изучить причины пренебрежительного отношения, настойчиво убедить пациента в необходимости выполнения диагностических и лечебных процедур, разъяснить сущность и возможные последствия болезни. Во время пребывания пациента в стационаре следует проводить медицинский контроль, сочетающийся с внимательным отношением, добротой, но и со строгим выполнением рекомендаций врача; Ø погружение - уход в болезнь или предболезнь. Пациент все
По темпераменту такие пациенты чаше бывают меланхоликами. К ним надо относиться терпеливо, разумно реагировать на их жалобы, внушать надежду на выздоровление. Работа с этими пациентами требует выдержки и терпения; Ø ипохондрическое — такое отношение к болезни является уже компетенцией психолога/психиатра. Пациент проявляет чрезмерное внимание к своему здоровью, прислушивается к любому отклонению от привычного ощущения. Он требует дополнительных обследований в надежде найти еще болезнь; Ø утилитарнoe - пациент стремится извлечь из болезни какие-либо выгоды: материальные или моральные. Он пытается получить квартиру, уклониться от военной службы, смягчить наказание за преступление. Для этого пациент пользуется агровацией или симуляцией. Типы реакций: Ø Диссимуляция – скрывание болезни и её симптомов (сифилис, СПИД). Ø агровация - преувеличение симптомов болезни. Ø симуляция - желание пациента убедить медперсонал в наличии не существующей у него болезни. В подобной ситуации необходимы строгий контроль над поведением пациента, соблюдение объективности, осторожности, так как необоснованное обвинение в симуляции и агровации может очень сильно ранить пациента.
Классификация типов медицинских сестёр по И.Харди В основу типологической классификации медсестер венгерского психотерапевта И. Харди положены не только психоэмоциональные особенности, определяющие черты характера, но и отношение к работе, к пациентам. Медсестра-рутинер. Такая медсестра выполняет свои обязанности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая и не сочувствуя пациентам. Она может разбудить пациента для того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное. Артистический тип. Такая медсестра работает, сознательно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Если роль переходит допустимые границы, то в ее поведении исчезают непосредственность, искренность. Это может помешать установлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: "Напрасно я ему внушала...", "часами я его воспитывала..." и т. д. Нервный тип. По мнению многих, он наиболее распространен в нашем здравоохранении. Такая медсестра часто бывает усталой, раздраженной, что передается и пациентам. Ей кажется, что ее усилия не оцениваются должным образом. Подсознательно она старается уклониться от своих обязанностей (из опасения заразиться). У такой медсестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности. Мужеподобный тип. Сильная личность. Обычно такие медсестры крупного телосложения, решительны, энергичны. Пациенты уже издали по походке узнают их. В благоприятных условиях эти сестры становятся хорошими организаторами и воспитателями молодой смены. В неблагоприятных условиях, при недостатке культуры, образованности они грубы и агрессивны. Материнский тип. Медсестры этого типа с максимальной Тип узкого специалиста. Такая медсестра относится к другим медсестрам и пациентам с чувством превосходства, что может быть причиной напряженных отношений. Очень часто медсестры этого типа встречаются в электрокардиографических, рентгенологических кабинетах, лабораториях, среди операционных медсестер. Несомненно, существуют и смешанные типы медсестер, в стиле поведения которых в различной мере сочетаются перечисленные выше черты.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 10879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |