Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отклоняющее поведение учащихся профессиональной школы и его причины

Психологические особенности личности в юности (18-23 года)

 

Этот важный этап социально-профессионального становления личности относится к периоду взрослости.

В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессио­нального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность - это начало взрослости. Общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление, предоставляет ей все гражданские права, предусмотренные Конститу­цией. В этом возрасте многие девушки и часть юно­шей вступают в брак, получают профессиональное об­разование или профессиональную подготовку, боль­шинство юношей служат в армии. Это возраст поиска места работы и трудоустройства, освоения новых со­циально-профессиональных ролей: студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время юность — возраст крушения жизнен­ных планов: не поступил в профессиональное учеб­ное заведение; распался брак после короткого заму­жества; не смог трудоустроиться по полученной специальности; стал безработным; из жизни ушли близ­кие родственники.

Юность — это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, детей, профес­сии (специальности), референтных социально-про­фессиональных групп, собственного жилья, престижных вещей и др., но это также возраст нереализованных возможностей, опустошенности, бесперс­пективности, разочарования, нравственной дефор­мации. Можно констатировать, что к 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жиз­ненных планов, другое — с их крушением.

В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социаль­ной ситуации развития приводят к кризису идентич­ности, который выражается в том, что личность испы­тывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедея­тельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации.

Идентичность обусловливает целостность лично­сти. При переживании кризиса происходит пере­стройка ее психологической организации. Переход от одной целостности к другой усиливает уязвимость личности и одновременно стимулирует ее дальней­шее развитие.

В психологическом плане это один из самых слож­ных, трудных после подросткового возраст. Но труд­ности подростка преодолеваются совместно со взрос­лыми (родителями, учителями), в юности проблемы приходится решать самостоятельно. Социально-пси­хологическая незащищенность молодежи очевидна. Общество лишь декларирует права молодежи, но она нуждается в реальном их обеспечении, особенно в наше время. Несовершенство общественного строя в первую очередь испытывает на себе молодежь.

Ведущие потребности юности - это потребности в социальном и профессиональном самоопределе­нии, социально-психологической поддержке и за­щите, а также потребность в достижениях. Остано­вимся подробнее на последней потребности. Потреб­ность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим со­бой, стремление к улучшению достигнутого и поста­новка новых целей. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, условий, возможностей реализации себя. Естественно, нужно всячески разви­вать потребность в достижениях, поскольку она спо­собствует личностному и профессиональному росту молодежи, побуждает к авторству собственного обра­за жизни.

Ведущей деятельностью в юности является про­фессиональное образование. Исследования показали, что продолжительность профессионального обуче­ния (начального, среднего и высшего) влияет на за­крепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности переквалифи­кации, обусловливает конкурентоспособность и про­фессиональную мобильность специалиста. Полно­ценное осуществление ведущей деятельности спо­собствует дальнейшему становлению личности. Но чтобы деятельность выполняла свою личностно-образующую функцию, она должна сама развиваться. Педагоги высшей профессиональной школы отмеча­ют, что наиболее сложными и трудными для студен­тов являются первые годы учебы, и объясняют это адаптацией к учебно-познавательной деятельности: несформированностью учебных действий, слабой выраженностью учебно-профессиональных моти­вов.

Те молодые люди, которые получают профессио­нальную подготовку на предприятиях, в фирмах и ор­ганизациях в течение короткого времени (до одного года), достигают примерно такого же уровня пси­хического развития, что и их сверстники, обучающиеся в профессиональной школе в течение 3-5 лет. Конеч­но, профессиональная подготовленность выпускников профессиональных учебных заведений намного выше, но в интеллектуальной, эмоционально-воле­вой, личностной сферах существенных различий не наблюдается. Исследования Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой показали, что в этом возрасте про­исходит повышение уровня развития внимания, па­мяти и мышления.

Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления — самостоя­тельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, со­циально-профессиональная компетентность, установление интимно-дове­рительных отношений с человеком противоположного пола.

 

На стадии профессионального образования мно­гие учащиеся и студенты переживают разочарование от получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются со­мнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профес­сионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессиональ­ного обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции про­фессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

 

Учащиеся профессиональной школы (особенно начальной) зачастую являются социальными аутсайдерами – это дети из семей социально неблагополучных, с материальными проблемами и с низким образовательным уровнем родителей; эти учащиеся не имели значительных успехов в школе, зачастую с заниженной самооценкой, имеющие в своем опыте варианты социально неодобряемого поведения (зачастую в знак протеста).

Поведение - интегративный внешний показа­тель внутреннего мира человека, системы его устано­вок, мотивов, отношений. Поэтому-то именно пове­дение учащегося повседневно является объектом ана­лиза и воздействия со стороны педагога и критерием качества воспитательных усилий. Поведение — внеш­нее выражение его деятельности, совокупность по­ступков, намеренных и непреднамеренных.

С этих позиций поступок, нарушающий мораль­ные нормы (нормы справедливого и должного в человеческих отношениях), квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению, наказанию педагогическому, но не правовому, юридическому. К проступкам в педагогической практике обычно относят нарушения правил и режима учебного заведения (прогулы, опоздания, нарушения дис­циплины в классе, отказ выполнять требования), конфликтные формы поведения (грубость, сквер­нословие, драки, ссоры, вредные привычки, такие, как курение, употребление алкоголя, нарко- и токсико веществ), а также поступки, аморальные по своей сути (ложь, незначительная порча общественного имущества, отказ от общественных и трудовых дел). Поведение учащегося, в котором достаточно часто встречаются подобные проступки, определяется как отклоняющееся поведение.

Отклонения в поведении это внешняя форма про­явления внутреннего состояния личности. В боль­шинстве случаев педагогическая запущенность ха­рактеризуется хронической оппозицией юноши к миру взрослых, негативным отношением к обще­ственным делам и ценностям коллектива. Но в ряде случаев мы можем встретить отклонения и в поведе­нии сознательного, нравственно развитого учащего­ся. Это может быть неординарная, с самостоятель­ным складом ума личность, вошедшая в противоречие с традициями, ца­рящими в данном училище. Это может быть невротизированная личность с астеничной, быстро истощаю­щейся нервной системой, в силу чего она испытывает страх перед делом, требующим усилий, множествен­ных и достаточно напряженных человеческих кон­тактов. Это может быть учащийся со своеобразным характером, который отличается замкнутостью, эмоциональной холод­ностью, отчужденностью от сверстников. Он, как правило, держится в стороне от всех, поэтому поня­тен его отказ от поручения, требующего активного общения. И, наконец, это может быть новичок с низ­ким уровнем адаптации, который с трудом входит в новый коллектив и, естественно, страшится оказать­ся в достаточно ответственном деле один на один с коллективом. Итак, поведение, поступок — интегративная внешняя форма проявлений разных состояний лич­ности, «прочитать» которые педагог должен с доста­точной точностью.

Если же поступок вступает в противоречие с пра­вовыми нормами, он квалифицируется как правона­рушение, а поведение будет в таком случае противо­правным. В педагогической практике наиболее часто встречаются такие правонарушения, как кражи, ху­лиганство, тяжкие избиения, вандализм и т. д.

В профессиональной школе специфичен со­циально-личностный состав учащихся, среди кото­рых наблюдается повышенная концентрация труд­ных и педагогически запущенных. Тре­буется углубленное и квалифицированное изучение личности в связи с двумя обстоятельствами. Во-пер­вых, в силу психологической защиты личность труд­ного, педагогически запущенного учащегося обнару­живает себя не только постепенно, но и неохотно, маскирует невольно, а иногда и преднамеренно негативные свойства и черты характера. Во-вторых, педагогическую запущенность далеко не просто отличить от сходных состояний: неврозов, хронических соматических заболеваний, акцентуаций черт характера, наконец, реакций вполне благополучного учащегося на травмирующую ситуацию.

Рассмотрим содержание и взаимосвязь сходных и часто воспринимаемых как синонимы понятий «педагогическая запущенность» и «трудновоспитуемость».

Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость - термины, которые обозначают объективно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные со­стояния личности. Педагогическая запущенность — это комплексное отклонение нравственных пред­ставлений, отношений и поведения учащегося, обу­словленное неблагоприятной микросредой и недо­статками учебно-воспитательного процесса. Трудновоспитуемостъ — это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение.

Трудно­воспитуемость может быть обусловлена разнообраз­ными причинами: неординарностью личности, ее яр­ким индивидуальным своеобразием, особенностями трудного характера, нарушениями психического здо­ровья и, главное, педагогической запущенностью учащегося. Любая причина, обусловившая трудновоспитуемость личности, делает общение с ней проблемным, часто мало результативным, требую­щим дополнительных усилий со стороны педагога, специальных условий. Таким образом, трудновоспи­туемый — это совсем не обязательно педагогически запущенный учащийся, в то время как педагогически запущенный учащийся — это обязательно трудный для воспитания объект.

Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность — взаи­мопроникающие феномены. Дело в том, что иногда трудновоспитуемость одаренного, своеобразного или невротизированного учащегося может, в свою очередь, стать фактором зарождения или ускорения развития педагогической запущенности. Это проис­ходит в том случае, если трудновоспитуемость соче­тается с сопутствующими неблагоприятными обсто­ятельствами: асоциальной семейной обстановкой, криминогенной дружеской компанией, конфликт­ными отношениями с педагогами.

Каковы же причины педагогической запущенно­сти? Наиболее распространенными причинами являются

- неблагоприятные условия семейного воспи­тания и установки в семье - слабое моральное осуждение мелких хищений «для дома, для семьи», культ вещей, повышенная озабоченность материаль­ным благополучием, замкнутость на внутрисемей­ных проблемах, дефицит воспитательных ресурсов в неполной семье, низкая педагогическая культура родителей.

- отрицательное влияние социальной среды,

- недостатки и ошибки воспитания в школе, училище - отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи; обедненностъ представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, отрицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образы тупицы, хама, циника, вора и т. д.); отсутствие психологической поддержки и за­щиты со стороны педагога.

Педагогическая коррекция отклоняющегося поведе­ния будет подробно рассматриваться в курсе профессиональной педагогики.

Если пе­дагогическая запущенность обусловлена внешними обстоятельствами развития личности, то трудновоспитуемость — в основном субъективными причина­ми, т. е. сугубо индивидуальными проблемами самой личности: ее психическим здоровьем, способностью к адаптации, качествами характера, степенью не­стандартности и т. д. В педагогической практике наи­более значимо отклоняют стрелку поведения в неже­лательную сторону две личностные причины: нару­шения психоневрологического статуса и нарушения механизма адаптации личности.

Снижение психического здоровья — одна из острых медико-педагогических проблем современ­ного общества. За последние десятилетия число не­врозов выросло в 24,2 раза, психопатий — в 3,2 раза, шизофрении — в 4,3 раза. В настоящее время на 1000 жителей города регистрируется 123,6 психонев­рологических заболевания, села — 65,8.

Психическое здоровье предпо­лагает, во-первых, отсутствие психических рас­стройств, во-вторых, резерв сил для преодоления стрессов и трудностей, в-третьих, состояние равнове­сия между человеком и средой.

Педагог, как правило, имеет дело с относительно неглубокими нарушениями психического здоровья, которые не препятствуют участию человека в обще­ственной и трудовой деятельности. Это неврозы и неврозоподобные состояния, т.е. группа пограничных психических заболеваний с не резко выраженными на­рушениями психической деятельности, а так же акцентуации характера.

К неврозам от­носят только те заболевания, при которых нервно-пси­хические расстройства обратимы, т.е. поддаются ле­чению, и отсутствуют видимые морфологические из­менения в нервной системе. Педагог должен помнить о неоднозначности свя­зи неврозов с отклоняющимся поведением. Неврозы могут стать самостоятельной причиной проступка, срыва, конфликта у воспитанного, нравственно раз­витого учащегося. Однако чаще всего неврозы дейст­вуют в комплексе с педагогической запущенностью как фактор, сопровождающий и одновременно спо­собствующий ее углублению и закреплению. Это подтверждается высокой частотностью неврозов у педагогически запущенных подростков.

Связь между психическими и нравственными от­клонениями действует по закону взаимоиндукции: ослабленное психическое здоровье является пита­тельной средой для появления неадекватных реакций на сложные требования общества, на стрессовые си-туации. В свою очередь, сами отклонения расшаты­вают нервную систему учащегося. Диапазон неврозов и неврозоподобных состояний, с которыми может встретиться педагог в своей практике, достаточно широк, причем у юношей от 14 до 18 лет это состоя­ние встречается в 6 раз чаще, чем у девушек. Педагог не медицинский работник, он лишь может предположить, что за странностями и неровностями поведения может скрываться болезнь, а не низкая воспи­танность или асоциальный характер. Однако, педагог должен хорошо ориентироваться в поведенческих признаках наиболее распространенных в настоящее время отклонений.

Акцентуации характе­ра (крайние варианты нормы в поведении) особенно ярко прояв­ляются в подростковом и раннем юношеском возрас­те. Социальная адаптация акцентуированных уча­щихся затруднена. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способ­ные привести к психологическому срыву. Знание типа акцентуации помо­жет педагогу в налаживании психологического кон­такта. Как прави­ло, педагоги, имея неправильные представления об особенностях характера трудных учащихся, неадек­ватно ведут себя по отношению к ним, что зачастую приводит к конфликтам.

Наблюдения за поведением учащихся помогут пе­дагогу в определении акцентуации характера. Осо­бенно информативно наблюдение учащихся в ситуа­циях общения со сверстниками: стремление к лидер­ству или подчиняемость, общительность или отгоро­женность, аффективная взрывчатость или обидчивая сенситивность, теплая эмоциональность или холод­ная расчетливость, претензии на исключительность или подражательная конформность — все эти и мно­гие другие качества обнаруживаются с поразитель­ной быстротой.

При неправильном воспитании, игнорировании акцентуации черты, свойственные данному типу, обостряются. Рассмотрим основные типы акцентуаций.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредствен­ному привычному окружению. Это люди своей сре­ды. Их жизненное правило — думать «как все», посту­пать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех», от одежды и домашней обстановки до миро­воззрения и суждений по животрепещущим вопро­сам. Стремясь всегда соответствовать окружению, они совершенно не могут ему противостоять. Поэто­му конформные личности — полностью продукт своей микросреды, В хорошем окружении это непло­хие учащиеся. Но, попав в дурную среду, они со вре­менем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы те ни противоречили ра­нее приобретенным и как бы пагубны они ни были. Конформность сочетается с поразительной некри­тичностью. Конформные субъекты неинициативны. Они могут достигать очень хороших результатов на любой ступени социальной лестницы, лишь бы уче­ба, работа, занимаемая должность не требовали по­стоянной личной инициативы. Лишенные собствен­ной инициативы и недостаточно критичные, кон­формные подростки своей группой легко могут быть втянуты в правонарушения, в алкоголизацию, под­биты на побег из дома или «науськаны» на расправу с чужаками. Слабое звено в конформном характере — непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. Дурное влияние окружающей среды чаще всего толкает к интенси вной алкоголизации.

Неустойчивый тип. В детстве представители дан­ного типа отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. Уже с этих лет обнаруживается полное безво­лие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними педагоги, родители. Вместе с тем рано проявляется тяга к развлечениям, удовольстви­ям, праздности, безделью. Охотно подражают имен­но тем, чье поведение сулит наслаждения, развлече­ния, смену впечатлений.

Не способные занять себя, представители неустой­чивого типа плохо переносят одиночество и рано тя­нутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им за­нять в них место лидера. Обычно они становятся ору­дием таких групп.

Место увлечений у них занимает многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, «глазе­ние» на происходящее вокруг, детективно-приклю­ченческие интересы. Все это питается жаждой полу­чать новую легкую информацию, не требующую ни­какой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обме­ниваться. Знакомства предпочитаются такие же лег­кие, как и поглощаемая информация.

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Слабоволие неустойчивых позво­ляет удерживать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, они сми­ряются, учатся и работают.

Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа начинают выявляться еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни приструнить, ни отвлечь. Наряду с этим обнаруживаются садистские наклонности: дети лю­бят мучить животных, дразнить младших, слабых, из­деваться над беспомощными и неспособными дать от­пор. Отмечается также недетская бережливость по от­ношению к одежде, игрушкам, всему «своему», крайне злобная реакция на всех, кто пытается покуситься на их детскую собственность. С первых школьных лет проявляются мелочность, скрупулезность, повышен­ная аккуратность в ведении тетрадей, всего учениче­ского «хозяйства».

В большинстве случаев черты эпилептоидного типа характера выступают только в подростковом возрасте.

Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого на­строения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С подобными изменениями настроения тесно связа­на аффективная взрывчатость. Повод для взрыва мо­жет быть ничтожным, сыграть роль последней капли. В состоянии аффекта может наступать безудержная ярость: циничная брань, жестокие побои, безразли­чие к слабости и беспомощности противника и не­способность учесть его превосходящую силу. Реак­ция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. Среди увлечений следует отметить склонность к азартным играм. Легко пробуждается почти инстинктивная тяга к обогаще­нию. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рас­сматриваются как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение собственных интересов со­провождается злопамятностью, несклонностью про­щать обиды, малейшее ущемление прав.

Истероидный тип. Главной чертой этого типа яв­ляется беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхи­щения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или нена­висть в свой адрес, но только не безразличие и равно­душие, только не перспектива остаться незамечен­ным. Лживость и фантазирование целиком направ­лены на приукрашивание своей особы. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Насущной потребностью становится привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы. Для этого дети охотно декламируют стихи, танцуют, поют, вы­ступают. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

В подростковом и юношеском возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использовать нарушения поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, во­ровство, асоциальные компании - все это может ис­пользоваться для того, чтобы просигнализировать близким: «Обратите внимание на меня, иначе я про­паду!». Праздность и безделье сочетаются с очень вы­сокими, фактически невыполнимыми претензиями в отношении будущей профессии. Представители истероидного типа склонны к вызывающему поведе­нию в общественных местах. Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидер­ство или на исключительное положение в группе. Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Увлечь может лишь то, что дает возможность покра­соваться перед другими.

Шизоидный тип. С первых детских лет удивляют тем, что любят играть одни, не тянутся к сверстни­кам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушают их беседы. К этому добавляется какая-то недетская холод­ность и сдержанность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Броса­ется в глаза замкнутость, отгороженность от сверст­ников. Иногда духовное одиночество даже не тяго­тит шизоидного подростка, который живет своими необычными для других увлечениями и интересами. Чаще же неспособность устанавливать контакты тя­жело переживается. Замкнутость сочетается с недо­статочным развитием интуиции, неумением понять чужое переживание, угадать желание других, догада­ться о не сказанном вслух, почувствовать неприяз­ненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует на­вязывать свое присутствие. Внутренний мир таких подростков закрыт от посторонних взоров. Шизоид­ные подростки раскрываются неожиданно и обычно перед человеком малознакомым, даже случайным, чем-то импонирующим их прихотливому выбору.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность и проявлении чувств делают непонятными и неожи­данными для окружающих многие поступки шизои­дов, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества шизоидов не­ожиданны, но никогда не служат только цели при­влечь к себе всеобщее внимание. Шизоидные подростки подвергаются насмешкам и даже преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря независимости, холодной сдер­жанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе может оказаться в сфере со­кровенных мечтаний шизоидного подростка. Его увлечения нередко отличаются необычностью и по­стоянством. Выбор предмета увлечений часто поражает нетрадиционностью: китайские иероглифы, древнееврейский язык, генеалогия дома Романовых и т. д. Подростки часто таят увлечения, боясь непо­нимания и насмешек. Место увлечений могут зани­мать одинокие многочасовые прогулки. Алкоголь в небольших дозах может регулярно использоваться в качестве коммуникативного допинга. С той же целью могут использоваться наркотики, к которым обнару­живается гораздо большая склонность, чем к алкого­лю. Участие в групповых правонарушениях шизоид­ным подросткам не свойственно. Однако правонару­шения могут совершаться во имя группы, чтобы группа признала своим.

Как должен действовать педагог, предполагаю­щий, что причиной недисциплинированности, конф­ликтных взаимоотношений, отклонений в эмоцио­нальном состоянии учащегося являются нарушения психического здоровья? Он должен своевременно организовать консультацию учащегося у специали­ста — невропатолога или психоневролога. К сожале­нию, в силу неразвитости медицинской службы в учебных заведениях и медицинской неосведомлен­ности педагогического состава, очень часто вместо того, чтобы лечить учащегося, его перевоспитывают, вместо лекарства и медицинской помощи прибегают к наказаниям. Позиция педагога должна быть одно­значна: уже на диагностическом этапе проверить и с помощью специалистов отсеять подозрения в психи­ческом неблагополучии, а если они подтвердятся, помочь учащемуся в проведении курса лечения в виде контроля и, главное, психологической поддержки.

 

 

Выводы:

1. Особенности личности в ранней юности и юности детерминированы прежде всего социальной ситуацией развития, основными потребностями личности и ее ведущей деятельностью, которые определяют возникновение как психологических новообразований, так и кризисных состояний.

2. Ведущие потребности в рассматриваемых периодах схожи. Наиболее значимыми являются потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении, в самосовершенство­вании, в достижениях, в освоения новых со­циально-профессиональных ролей.

3. Ведущей деятельностью в юности является про­фессиональное образование.

4. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления — самостоя­тельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, со­циально-профессиональная компетентность, установление интимно-дове­рительных отношений с человеком противоположного пола.

5. В профессиональной школе специфичен со­циально-личностный состав учащихся, среди кото­рых наблюдается повышенная концентрация труд­новоспитуемых и педагогически запущенных.

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические особенности личности в ранней юности (15-18 лет) | Параметры состояния термодинамической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.