Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды внимания




Виды и свойства внимания

Одним из свойств психики является избирательная направленность сознания – отбор существенных в данный момент воздействий и отвлечение от побочных раздражителей.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание – это процесс объединения и регулирования других психических процессов и сознания в целом в рамках какой-либо деятельности путем организации их направленности и сосредоточения. Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики [27].

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность.

Основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Способность произвольно направлять психическую деятельность – одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное внимание, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.

Свойства внимания связаны со структурой деятельности человека.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности сознания на главном в деятельности, интенсивность направленности сознания при отвлечении от всего того, что находится в данный момент за пределами реальной задачи.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Устойчивость внимания – продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Распределение внимания – направленность сознания на выполнение сложной деятельности, состоящей из множества одновременных операций.

Переключение внимания – скорость произвольной смены объектов психических процессов. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество сотрудника ОВД.

Наблюдательность – профессионально-важное качество сотрудника ОВД. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия. Наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Прежде всего она опосредована ощущениями и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность. Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок: наблюдательность приобретает избирательный характер. Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение. Наблюдательность – элемент сложной системы, имеющий разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена чувственными познавательными процессами, с другой – особенностями памяти и мышления, и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения. Психическое наблюдение – особое психологическое действие, обслуживающее решение правоохранительных задач и предназначенное для изучения психологических особенностей людей, с которыми сотруднику приходится иметь дело.

 

Выводы по второму лекционному вопросу.

Ощущения и восприятия, через которые непосредственно познается мир, не исчезают бесследно. Соответствующие знания в виде сенсорных и перцептивных образов после определенной переработки закрепляются и сохраняются в памяти в виде специфических образов, именуемых представлениями, которые при необходимости «всплывают» то в виде узнавания встречавшегося ранее, то как воспоминание о пережитом, и т. д. Без памяти люди оставались бы всю жизнь в положении новорожденных, не имеющих никакого жизненного опыта. Триада психических процессов «память – внимание – воображение» относится к интегративным, т.к. выполняет объединительную функцию психики. Что объединяется этими процессами? Памятью – вся совокупность знаний о мире, приобретенных человеком (и человечеством). Внимание объединяет субъекта с объектом психической деятельности в единую пару. Воображение объединяет субъекта с целью его деятельности, организует её как целостный акт преобразующего взаимодействия с действительностью путем предвосхищения результата и планирования способов действий. Кроме того, эти процессы обеспечивают непрерывность во времени психической жизни человека: память направлена в прошлое, воображение – в будущее, внимание – в настоящее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.