Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации как фактор экономического процветания за­падных стран




Инновации как фактор экономического процветания западных стран весьма неодно­родны и проявляются в самых разнообразных формах. Среди них:

1. Инновации в торговле.

2. Инновации в технологии.

3. Инновации в организации.

Инновации и торговле обусловили, no-первых, расширение внутренней и внешней торговли; во-вторых, открытие и вовлечение в товарооборот новых территорий и новых ре­сурсов; в-третьих, развитие институтов, обслуживающих торговлю.

Инновации через расширение внутренней торговля способствовали становлению национальной экономики. Рост товарооборота внутренней торговли был постепенным и по­следовательным. Сначала внутренний рынок носил потребительский характер. Потом в ры-


ночные отношения вовлекались производители материальных благ: ремесленники, крестья­не, рыбаки. Торговля для них была способом превратить продукты труда в деньги, поэтому они занимались ею между делом.

По мере роста объема торговли появлялись торговые посредники. Сначала их роль выполняли торговцы вразнос, потом лавочники. Их число постепенно растет. Лавки густой сетью покрывают все европейские страны. Веком лавок становится XVI в. По мнению Лопе де Вега, «здесь все превратилось в лавки».

Иногда увлечение торговлей достигало крайности. Таким примером является тюль­панная мания. В 1554 г. естествоиспытатель Бусбек вывез тюльпан из Андрианополя в За­падную Европу. В Нидерландах, куда он попал в 1630 г., внезапно вспыхнула страстная лю­бовь к новому растению. Каждый пытался его приобрести, поэтому цена цветка взлетела выше его веса в золоте. Стоимость одной тюльпанной луковицы под названием Адмирал Лифкен составила 4400 гульденов В течение двух лет только в одном городе Голландии было куп­лено и продано тюльпанов более чем на 10 млн. гульденов В результате такой торговли многие ра­зорились, немногие обогатились.

По мере развития экономики и роста товарооборота торговлей начали заниматься купцы, для которых она стала профессиональным делом.

Увеличению товарооборота способствовали биржи. Первая биржа возникла в Антвер­пене (1531 г.), потом появились биржи в Тулузе и Лионе (1549г.), в Руане (1556 г.), в Гамбур­ге (1558 г.), в Лондоне (1566 г.), в Бурже (1570 г.), в Амстердаме (1586 г.), Любеке (1605 г.), Бремене (1613 г.) [25, с. 275]. В Нью-Йорке биржа возникла в 1792 г. Иногда возникали даже ложные биржи. К примеру, в Германии функционировали платяные, птичьи, голубиные биржи, биржи почтовых марок и биржи натурщиц. Позднее закрепилось понятие биржи как формы организованною рынка заменимых ценностей, продающихся по стандартам.

Для купцов биржа стала «превосходной школой». Ока давала не только коммерче­ское, но и моральное воспитание.

Создавались товарные, фондовые и валютные биржи. В ходе их становления выраба­тывались определенные правила биржевой торговли, закрепленные нормативными актами. К примеру, по германскому законодательству биржи были закрыты для ряда лиц (т.е. им не разрешалось лично совершать сделки). Доступа на биржи лишались [25, с. 37]:

- опороченные лица, т.е. лица, лишенные гражданских прав;

- мошенники (лица, осужденные приговором суда за злостное банкротство);

- лица, состоящие под опекой;

- банкроты, т. е. лица, осужденные приговором суда за простое банкротство;

- лица, состоящие под конкурсом (т.е. неплатежеспособные);

- умалишенные. В разные периоды биржи переживали спекулятивные горячки. Предметом усиленных

спекуляций неоднократно становились железнодорожные акции. Торговля ими началась на берлинской бирже в 1841 г. В ней участвовали ученые, чиновники, доктора, офицеры, поме­щики, фабриканты, ремесленники и многие др. Всякие сословные, религиозные и возрастные различия при этом исчезли. Всех объединял дух наживы. Однако в итоге одни из них обога­тились, другие (их значительное большинство) разорились. Спекулятивная горячка продол­жалась до тех, пор пока не вмешалось правительство, издав соответствующие нормативные акты

Особо крупный размах приобрела спекуляция сахаром и кофе. Она охватила все слои населения. Дамы на балах объединялись для покупки партий кофе, а служанки с этой целью организовывали специальные конторы.

Оценки деятельности биржи были полярными. Одни называли биржу «ядовитым де­ревом», другие - «Монте-Карло без музыки», третьи - «капиталистической мышеловкой», четвертые - «игорным домом», морально растлевающим и развращающим население, при­носящим много вреда, горя и бедствий [25].

Несмотря на это, институт бирж прочно вошел в экономику западных стран и способ-


ствовал ее развитию.

Для профессиональных торговцев потребовалось устранение множества феодальных ограничений личной свободы и частой освещённости. Купцам предоставили свободу пере­движения и включения сделок, им разрешили проживать в городах.

Развитие городов, особенно на территориях Голландии и Северной Италии, оказало существенное влияние на рост товарооборота.

Городская промышленность специализировалась на производстве определённых из­делий, для выпуска которых вывозилось сырьё из регионов ресурсного типа. Иногда рост го­родов приводил к открытию новых природных богатств и новых торговых путей. Начало специализации городов Северной Италии было положено в XI-XIII в. Пик специализации английских городов приходится на начало XIX в., когда началось развитие Манчестера, Ли­верпуля, Бирмингема, Лидса и др. Англия превратилась в «страну городов и фабричных по­селков».

Инновации через расширение внешней торговли сопровождали:

1. Появление и освоение пользующихся спросом продуктов, не имеющих мировых аналогов.

2. Открытие и освоение новых морских путей, что привело к возникновению мирово­го рынка.

Следуя правилу «успех приходит к первому», многие купцы занимались поиском но­вых товаров. Здесь на первое место вышли экзотические продукты Востока, которые прино­сили огромные прибыли, особенно Голландии и Англии. Так, Ост-Индской компанией перец перепродавался в 8-10 раз дороже, чай - в 3-4 раза [26. с. 88]. В 1813 г. огромные доходы Великобритании приносила торговля китайским чаем.

Голландия снабжала католическую Европу благочестивой сельдью, а некоторые стра­ны - сыром. Прибыльная торговля сельдью Голландии досталась в наследство от ганзейцев. Голландские фермеры продавали всю выращенную пшеницу, которая пользовалась большим спросом у европейских потребителей, а для себя покупали дешёвую рожь. Однако Голландия главным образом специализировалась на разведении домашнего скота и производстве мо­лочной продукции. Сельскохозяйственное производство требовало огромного количества навоза для удобрений. Спрос на него был настолько высок, что некоторые предприятия на­ладили сбор городских нечистот и экскрементов голубей. Такая деятельность принесла не только доходы, но и сделала голландские города экологически чистыми Немалые прибыли Голландии давала и торговля цветами. Так, выращенную здесь гвоздику Ост-Индская компа­ния перепродавала в семь раз дороже [26, с. 88]. Не имело мировых аналогов и развитое су­достроения в Голландии. Строительство кораблей здесь обходилось в несколько раз дешевле, чем в большинстве европейских стран, и в 1,5-2 раза дешевле, чем в Англии. Поэтому гол­ландские корабли покупали почти все страны мира, в том числе и Россия.

Великобритания снабжала все европейские страны овечьей шерстью, вывозила огне­стрельное оружие, торговала различными пряностями.

В XVI в. годовой ввоз в Европу превышал объем венецианского и генуэзского экспор­та более чем в 30 раз, т.е. возрос с 200 до 7000 т [13, с. 45]. Резко увеличился оборот риса и сахара. На европейском рынке появились такие новые товары, как кофе и табак.

Рост товарооборота на внешнем рынке был тесно связан с развитием транспортной инфраструктуры и прежде всего морского судоходства. Значительные изменения в судо­строении произошли в XV в. с появлением трёхмачтовых парусников. Новая система пару­сов повысила скорость и надёжность судна, сделала его более манёвренным. Была усовер­шенствована и конструкция судов. Так, обшивка внахлёст по технологии викингов была за­менена на обшивку встык по технологии римлян. Суда увеличились в размере, их мореход­ные качества улучшились. На борт теперь можно было брать больше запасов свежей воды, продуктов и снаряжения, так необходимого для длительных путешествий. Новые суда сдела­ли возможным торговлю между отдалёнными странами и обеспечили доступ к берегам Аме­рики и Азии. Впоследствии на этих судах были предприняты дальние походы с целью от-


крытия новых морских путей. Коммерческая эксплуатация новой технологии кораблестрое­ния выявила её выгодность, позволила начать освоение африканского и американского побе­режий Атлантического океана.

После открытия новых морских путей некоторые европейские страны предприняли попытки установить исключительный контроль над новыми землями. Они породили два ис­точника противоречий. Во-первых, это вызвало недовольство правительств других стран, во-вторых, были ущемлены интересы коренных жителей новых стран, не получивших прави­тельственных привилегий на торговлю. Это недовольство вылилось в контрабанду и пират­ство. Контрабанда процветала в британских колониях в Америке. Согласно принятым в Бри­тании законам о мореплавании, с 1660 г. вся прибрежная и колониальная торговля была за­креплена за британскими кораблями с британским экипажем. Такие исключительные права на торговлю приносили значительные доходы. Другие страны не имели права совершать торговые сделки. Однако часть населения не признавала таких ограничений и успешно зани­малась торговлей. Размеры американской торговли не уменьшились и после увеличения прямых налогов - гербового сбора и налога на патоку.

Контрабандисты промышляли и в самой Британии. Среди контрабандных товаров бы­ли различные продукты питания, спиртное и одежда. Население охотно покупало такие то­вары. Снисходительность общества поощряла деятельность контрабандистов, считавших свой промысел невинным занятием.

История мировой торговли неразрывно связана с пиратством. Оно приносило огром­ные доходы, особенно Англии. Только в одной Испании доходы Англии составляли ежегод­но 3 млн. дукатов [26, с. 85]. Грабили не только англичане и не только испанские корабли. Пиратским нападениям постоянно подвергались города и порты в Южной Америке.

Позднее пираты получили легальный статус каперов. Однако, с точки зрения испан­цев, Фр. Дрейк был пиратом, тогда как англичане считали его героем. Когда Дрейк вернулся из успешной экспедиции 1577-1580 гг., королева Елизавета сразу на борту флагмана пожа­ловала ему звание рыцаря. Пайщикам товарищества, финансировавшего его экспедицию, Дрейк привез прибыль в 4700 % [19, с. 100]. Членами этого товарищества являлись сама ко­ролева и ряд её министров. Прибыль королевы Елизаветы оценивалась в 300 тыс. фунтов, включая ее доход на долю акций и подарки [19,с. 100].

Открытие и освоение новых морских путей привело к возникновению мирового рын­ка. Новый свет стал рынком сбыта для товаров из европейских стран и способствовал их ин­дустриализации. Центр экономической жизни переместился из Средиземноморья в Атланти­ку. Возникли новые центры мировой торговли (Антверпен, Лиссабон и др.). Если Лиссабон строил свою торговую политику на ввозе товаров из Америки и Индии, то Антверпен пре­вратился в подлинный центр мировой торговли: он ввозил и вывозил товары из всей Европы.

Существенные изменения произошли и в технике торговли. В XVI в. осматривали уже не весь товар, а только его образцы, что и способствовало появлению антверпенской биржи. Постепенно роль центра мировой торговли переходит к Амстердаму, а затем к Лондону.

На дальнейший рост внешнего товарооборота существенной влияние оказали правила мировой торговли и политика государств, которая была неоднозначной. Особую остроту принимали вопросы рыночного ценообразования. Поэтому приходилось решать проблемы такого характера:

Первое. Утверждение относительной свободы торговли означало защиту от произ­вольного вмешательства политики властей. Относительная свобода торговли однако вступа­ла в противоречие с фискальными потребностями государств.

Второе. Правила торговли (цены и другие условия торговли) определялись террито­риальными нормативными актами. Однако их соблюдения правители могли требовать толь­ко от своих подданных.

Третье. Вплоть до XIX в. правители территорий использовали экспортную и импорт­ную торговлю для обеспечения максимальной выгоды своему государству. Поэтому вводи­лись монополии для государственных предприятий и частных компаний на определенные


товары международной торговли.

Четвертое. В структуре мировой торговли важное место занимала хлеботорговля. Хлеб был основным продуктом питания среднеевропейского потребителя, и расходы на его приобретение были значительными. В годы неурожаев торговля хлебом приобретала поли­тический характер. Обычно на буханку хлеба устанавливали твердые цены. Однако зачастую зерна по твердым ценам не хватало, поэтому разрешалось менять вес (величину) буханки хлеба. От ее приемлемого варианта нередко зависела судьба правительств.

Перемещение центра экономической жизни из Средиземноморья в Атлантику приве­ло к интенсивному освоению новых территорий и новых ресурсов. Были освоены полностью или частично территории Индии, Китая, Канады, Австралии и других стран.

Резко возрос экспорт английских хлопчатобумажных тканей в Индию. В 1820 г. он достиг 2 млн. ф. ст. Легкая промышленность Индии, основанная на ручном труде, была лик­видирована [26,с. 107].

Англия предприняла попытку освоить и китайский рынок, наводнив его дешевыми английскими хлопчатобумажными тканями. С этой целью были даже организованы «две опиумные войны». В результате Англия добилась наиболее благоприятных условий для ос­воения китайских территорий: ей были предоставлены права на концессию, а в Гонконге бы­ли открыты пять «договорных портов») и др.

Примечательно, что в ХII-ХIV вв. англичане вывозили в другие страны овечью шерсть для обработки. Однако затем производство сукна и шерстяных тканей развивается внутри самой страны. Если в середине XIV в. из Англии вывозили около 30 тыс. мешков сы­рой шерсти, то через 200 лет всего 5-6 тыс. мешков. Однако за этот же период времени вывоз английского готового сукна возрос с 5 до 122 тыс. кусков [13, с. 50].

Освоив территории Западной Африки, Англия вывозила оттуда пальмовое масло, ка­као и другие цепные продукты.

Австралию англичане освоили в течение первой половины XIX в. Это позволило не только освоить новый рынок, но и переселить на новую территорию избыток населения.

Инновации через развитие институтов, обслуживающих торговлю. Развитие тор­говых отношений в европейских государствах потребовало новых институциональных меха­низмов, которые были не только изобретены, но и успешно освоены. К ним относятся:

1. Правовая защита контрактов и прав собственности.

2. Развитие векселей и банковского дела.

3. Становление системы налогообложения.

4. Развитие экономических партнерств, не связанных родством.

5. Формирование системы моральных и религиозных норм, отвечающих интересам коммерческих кругов, и др.

Правовая защита контрактов и собственности. Европейскому торговому праву бы­ли присущи такие черты:

Первое. Логический подход к разрешению правовых вопросов. Этот принцип был унаследован от римского права.

Второе. Обеспечение предсказуемости торговых сделок. Предсказуемость стала идеалом западного права. Она позволяла предугадать поведение людей в самых разнообраз­ных ситуациях и снижать торговые и инвестиционные риски. В правовых системах других стран предсказуемость отсутствовала. К примеру, в Китае возникали ситуации, когда чело­век, продавший свой дом другому, некоторое время спустя приходил к чему и просил пус­тить его назад. Согласно древнему обычаю, хозяин принимал его, чтобы не навредить «гар­монии интересов».

Третье. Отсутствие предубежденности против иностранцев. Безукоризненной честно­стью по отношению к тяжбам иностранцев отличалось английское торговое право.

Четвертое. Надежность. Самым надежным торговым правом считали английское. Оно было меньше подвержено влиянию той или иной партии, причудам монархов и т. д. Эги и другие преимущества привели к бурному росту английской торговли и к превращению


Лондона в мировой финансовый центр.

Пятое. Хлебная торговля была всегда в центре внимания государства и ограждалась многочисленными нормативными актами. Сначала в Англии в 1685 г. за вывозимую за ру­беж пшеницу выплачивалась правительственная премия в размере 5 шиллингов за квартер (2,9 л.), но только в том случав, когда цена за нее не превышала 48 шиллингов за квартер [26, с. 109]. В результате экспорт пшеницы постоянно возрастал: в 1701-1725 гг. было вывезено 5,4 млн. квартеров; в 1726-1745 гг. - 7 млн.; в 1746-1765 - 9,5 млн. квартеров [26, с. 109].

Однако во второй половине 60-х гг. XVIII в. ситуация изменилась. Англия из экспор­тирующей страны превратилась в импортирующую. Хлебная торговля стала проблемой анг­лийской экономики. Хлеба не хватало, а цены на него резко колебались. В результате в 1800-1813 гг. цена за квартер составила 100 шиллингов. Тем не менее в угоду крупному зем­левладению был установлен протекционизм. Согласно новым «хлебным законам» 1815 г. ввоз хлеба в страну был разрешен, но только в том случае, если внутренняя цена превышала 82 шиллинга за квартер [13, с. 56, 57]. Это ухудшило положение различных слоев населения, включая состоятельных граждан. Более того, возникли трудности с экспортом английских промышленных изделий, поскольку другие страны также приняли ответные меры. Ненави­стные населению законы были отменены в 1846 г. Их отмена положила начало фритредерст­ву, т.е. неограниченной свободе торговли. Такая хозяйственная политика Англии была не­обычными явлением для того времени. Англия продолжала её совершенствовать и в 1849 г. отменила Навигационные акты, которые в XVII-XVIII вв. защищали морскую торговлю от иностранных конкурентов, но в новых условиях потеряли свой смысл.

Шестое. Объектом купли-продажи становилась и земля. Её юридическое обеспечение в США потребовало неоднозначных подходов. Впервые купля-продажа земельными участ­ками в этой стране была разрешена в 1787 г. Потом был принят целый ряд нормативных ак­тов. Закон 1796 г. разрешал продавать земельные участки, но только площадью до 640 акров (1 акр = 0,40 га). Причём половину суммы нужно было платить сразу. Такие условия прода­жи и покупки земли были под силу только состоятельным гражданам. Закон 1800 г. преду­сматривал продажу земельных участков, размер которых был уменьшен в два раза и соста­вил 330 акров [26, с. 153-154]. Деньги вносить нужно было частями.

Сначала 1/4 часть потом другую, но с рассрочкой на два года; потом третью, но с рас­срочкой на три года; четвертую - с рассрочкой на четыре года. Но даже при таких благопри­ятных условиях большая часть населения не могла приобрести землю.

Закон, принятый в 1804 г, снижал размер продаваемого земельного участка до 160 ак­ров, в 1820 г. - до 80, в 1832 г. - до 40 акров. Цена за один акр в течение этого периода была снижена с 2 долл. до 1,25 долл. Наконец, в 1862 г. был принят Гомстед-акт, предусматри­вавший бесплатную раздачу земли площадью до 160 акров (около 65 га) с уплатой 10 долл. специального сбора [13, с. 68]. После пяти лет обработки лично фермером земля переходила в его собственность, т.е. практически была осуществлена бесплатная передача земли.

Развитие векселей и становление банковского дела. Любая экономика, испыты­вающая затруднения, неизменно прибегала к орудиям кредита. Возникновению «великого средства обращения безналичности» способствовали как коммерсанты, так и ремесленники.

Из-за отсутствия платёжных средств торговля становилась непредсказуемым заняти­ем. Это относилось как к местной, так региональной и внешней торговле. В результате в ме­стной торговле стали появляться «меловые деньги» (лавочник, выдавая определенные про­дукты покупателю, записывал их стоимость мелом на стене), бухгалтерские деньги (платежи через счетные книги) и т. д. Более того, складывается сеть торговых отношений между куп­цами и производителями ремесленных и продовольственных товаров. Купцы скупали на корню всю пшеницу у крестьян, а у животноводов - шерсть до стрижки овец и т. д.

В региональной и внешней торговле ситуация и ещё более усложнялась. Средневеко­вая торговля затруднялась многообразием денежных единиц и наличием неполноценных мо­нет. К тому же перевозка большого количества денег в мешках становилась весьма опасным занятием. Поэтому ради уменьшения риска коммерсанты обращались к услугам менял. День-


ги теперь они могли получить в любом городе от агента менял при предъявлении расписки. Таким образом купцы избегали всякого рода неожиданностей в торговых сделках, а менялы получали прибыль. Постепенно в коммерческой среде сложилась деловая практика по прин­ципу: деньги не должны путешествовать из города в город, а должны стать «недвижным средством».

Необходимость в деньгах такого рода складывалась и в ремесленной среде. Ремеслен­ники приезжали к земледельцам, чтобы выявить их потребности в продовольственных това­рах и ремесленных изделиях, а затем в течение года записывали, что давали и что получали. В конце года они подводили итоги и рассчитывать небольшим количеством наличных денег. Таким образом возникла своеобразная форма натурально-денежного обмена на срок. Скла­дывались и другого рода отношения. Сеньор авансировал крестьян семенной пшеницей с ус­ловием выплаты долга из нового урожая и т.п. Так формировался кредит, который предпола­гал обмен двух поставок, разделенных во времени, по принципу «я тебе оказываю услугу, ты мне её возместишь позднее». В результате сложившихся потребностей появился вексель.

Потом векселя стали пересылать с одной ярмарки на другую, из одного города во вто­рой и т.д. Встречались и злоупотребления, одним из них стал перевод векселя на себя. В 1592 г. такие операции в Германии осуществлялись в пользу Фуггеров, а в 1592 г. - лионских банков во Франции. В Генуе, городе нестандартных новшеств, подобные операции практи­ковались еще в XV в. «Подписание нового векселя» в период затруднений экономик осуще­ствлялось и в XVII в. Незавидная участь ожидала тех, кто должен был платить по векселю, а денег не имел.

В ХIV-ХV в. в Италии особое значение приобрели кредитно-ссудные операции фло­рентийцев. Крупнейшими флорентийскими банкирами были Альберти, а со второй половины XV в. - Медичи. В Венеции и Генуе постепенно складывалась система государственною дол­га, которую затем использовали другие европейские страны.

В Италии появились и первые учреждения, выдававшие ссуды под залог вещей и взи­мавшие при этом 5 %. Их создателями стали францисканские монахи. Сначала такие учреж­дения называли «горой милосердия», затем - ломбардами (по названию местности в Север­ной Италии). В 1512 г. они существовали в 87 итальянских городах.

Крупные финансовые сделки осуществляли и в других странах, к примеру в Герма­нии, где главенствовали Фуггеры и Вельзеры.

Однако банковская система европейских стран в основном формировалась в после­дующие столетия. Веком ее совершенства считают XIX в. Так, во Франции банковская сис­тема была создана в первой половине XIX в. В это время она складывалась из банков, кре­дитных обществ и сберегательных касс. Банки были созданы ещё во времена Наполеона I, в частности тогда был открыт Французский банк. Среди кредитных обществ ведущее место занимали «Поземельный кредит» и «Движимый кредит». Первая сберегательная касса поя­вилась в 1818 г. Потом банковские учреждения широко распространились в стране и способ­ствовали мобилизации крупных капиталов.

Период массового учредительства французских банков приходится на 50-е гг. XIX в. Основой банковской системы становится Французский эмиссионный банк, имевший боль­шое количество филиалов в различных регионах страны. Ведущее место занимал банк брать­ев Пирера («Креди мобилье»), который в 60-е гг. создал мощную сеть филиалов и контроли­ровал 17 акционерных обществ с капиталом 3,5 млрд. франков [26, с. 129]. В 1855 г. в ре­зультате слияния 67 национальных учетных контор организуется банк «Национальная учет­ная контора», в 1865 г. открывается банк «Лионский кредит», специализирующийся на раз­мещении во Франции зарубежных займов. Банковская система и её инструментарий совер­шенствуются и становятся более надежными.

В Германии период массового учредительства банков также приходится на 50-е гг. XIX в. Он сопровождается мобилизацией крупных капиталов. В эти же годы были заложены основы кредитной системы. Ведущее место в мобилизации крупных капиталов заняли ак­ционерные общества. За 20 лет в Пруссии их было создано 295 с общим капиталом в 2,4


млрд. марок. В промышленность Рейнской области осуществлялся прилив иностранного ка­питала, в том числе бельгийского, английского, голландского, французского и др.

Становление системы налогообложения. Сначала правители территорий практико­вали конфискацию собственности, что не способствовало социальному согласию. Затем конфискации сменили регулярные и заранее установленные налоги. Такого права не сущест­вовало в исламских и азиатских странах. Эффект от внедрения новшества сказался не сразу, однако впоследствии оно способствовало усиленному развитию торговли.

В связи с введением налогов у купцов и торговцев появились возможности рассчиты­вать все варианты торговых операций и, сообразуясь с прибылью, выбирать оптимальный. В Англии и Голландии, где право устанавливать налоги имели парламенты, купцы и торговцы приобрели большое влияние, а обе страны в разное время оспаривали право называться ми­ровыми торговыми державами. Во Франции сложилась иная ситуация: вплоть до 1789 г. су­ществовали препятствия для развития рынка. Доверие у купцов и торговцев к государству и его налоговой системе окончательно сложилось только в XIX в. Тогда они стали вкладывать деньги не только в торговлю и векселя, но и в развитие различных отраслей промышленно­сти.

Одним из первых государств, тщательно занимавшихся разработкой налогообложе­ния, была Римская империя. До начала III в. н.э. налоги здесь собирали при чрезвычайных ситуациях. Потом были введены прямые и косвенные налоги. Косвенные налоги взимались с купцов, торговцев, содержателей товарных складов, с тех, кто занимался перевозкой товаров, и др. Места их сбора были разнообразными: городские ворота, базары, порты, дороги, т. е. там где происходили торговые сделки. Среди косвенных налогов видное место занимали 1 % налог с оборота и 4 % особого налога с оборота при торговле рабами.

У афинян практиковались ввозная и вывозная пошлины, которые сначала составляла 1 %, потом - 20 %. Позднее был введен 10%-ный налог за все товары, следовавшие через Босфорский пролив [4, с.70].

В ранний период существования Византийской империи (до VII в.) практиковали бо­лее 20 прямых налогов. Пошлину торговцы сначала выплачивали в размере 12,5 %, потом -10 %. Изобретательность в области налогообложения здесь не знала предела: налог на строящиеся суда, налог на снабжение продуктами, налог за взвешивание, «локтевой» налог, т.е. контрольное измерение тканей, и т.д. [4, с.115].

В эпоху средневековья население не могло понять, почему власть имущие узурпиро­вали право взимать налоги. Впервые необходимость системы налогообложения попытался объяснить Фома Аквинский. Его главный аргумент - защита интересов отечества. Он ввел два критерия: 1. Распространение на всех; 2. Неограниченное право государства.

Особое внимание вопросам налогообложения уделяла Флоренция. Среди косвенных налогов здесь видное место занимали промысловый налог и налог с оборота. Взимались так­же налоги с ввозимых товаров в город, рыночные пошлины, сборы за хранение товаров на берегу реки. Владельцы магазинов выплачивали налоги за маркизы и витринный налог. Бу­лочники платили за содержание лавок, за продажу своих продуктов. Цена на хлеб возрастала не только потому, что случались неурожайные годы, но из-за промыслового налога на обо­рудование, в том числе и на мельницу. Налоги на продовольственные товары составляли 1,5 %; на ремесленные изделия - 2,5 % [4, с. 165].

Во Флоренции была предпринята попытка не только привести все налоги в систему, но и выработать определённые механизмы их сбора. С этой целью были созданы 73 налого­вые группы (по сходным профессиям). Затем их представляли на открытые торги. Каждая группа продавалась тому откупщику, который предлагал самую высокую цену. При этом учитывалась и его добропорядочность. Прибылью откупщика являлась разница между оце­ночной суммой налогов и реальной величиной налоговых поступлений.

Особенностью налогообложения Кёльна было отсутствие прямых налогов. Основой городского бюджета являлись косвенные налоги. Их было немало. Только на кёльнское пиво в XIV-XVI вв. было установлено шесть налогов и столько же начислений на его цену. Среди


них «пивной пфенниг», «бюргерский солодовый пфенниг», «солодовый пфенниг пивовара», «налог на импортное пиво», «специальный налог на красное пиво» и др. В XVII-XVIII вв. происходило дальнейшее совершенствование налогообложения как в области упорядочения их числа, так и механизмов сбора. Система откупов, которая была основана на предпринима­тельском расчёте и преследовала цель давать государству как можно меньше, уже не устраи­вала власти. Государство уже не только берёт, но и даёт, перераспределяет, содействует бла­годенствию большинства населения и устанавливает социальный мир.

В Германии налога на зарплату и подоходного налога не существовало. А в середине XVIII в. главным налогом был акциз, ставки которого колебались от 5 до 25 %. В кайзеров­ской Германии действовал принцип: «империи - косвенные налоги, государствам, входящим в неё, - прямые налоги». Однако они не покрывали расходов государства. Ситуация измени­лась с введением имперского социального страхования.

Во Франции XVIII в. 50 % бюджета страны формировалось за счет прямого налога. В Англии, к примеру, за счет прямых налогов финансировалась только ¼ часть бюджета. Французский налог (талья) выплачивало крестьянство. Помимо этого существовали подуш­ный и подоходный налоги. В среднем налоги, выплачиваемые крестьянами и буржуазией, давали 10-15 % всех валовых доходов. Однако единая налоговая территория в стране соз­дана не была.

Англия оказалась единственной страной, в которой сформировалась система налого­обложения. Прямые и косвенные налоги были дополнены местными налогами на содержание бедных. В сельской местности выплачивали подушный налог.

В XIX в. налоговая система совершенствуется в интересах государства и различных слоев населения. Становление системы цивилизованного налогообложения осуществлялось в последующее столетие.

Развитие экономических партнерств, не связанных родством. Самой древней формой хозяйственной организации были семейные предприятия. Главным источником их финансирования служили денежные средства семьи, а предпринимательские и управленче­ские функции осуществляли члены семьи или родственники.

Тем не менее уже в эпоху средневековья для реализации крупных деловых проектов (морская торговля, судостроение и г. д.) использовали возможности финансирования со сто­роны как правительства, так и солидных фирм. Особенно прослеживалась такая тенденция в XVI в. В XVII в. была создана новая модель организации в виде экономического партнерст­ва, не связанного родственными отношениями. Его основными формами стали товарищества и компании, основанные на идеях верности, доверии и взаимной поддержки. Все деловые операции были объединены рамками одной хозяйственной единицы, которая представляла собой непрерывно развивающееся дело. Дело продолжали потомки его основателей. Долго­вечность дела обеспечивалась естественной сменой поколений и постоянными инноваци­онными процессами.

Одним из ранних решений крупных деловых проектов были истинные товарищества (т. е. объединения двух компаньонов, один из которых оставался на берегу, а другой отплы­вал на корабле в место назначения). Обычно такое товарищество создавалось на одно плава­ние, которое, однако, могло длиться несколько месяцев. Таких товариществ в Генуе в 1155-1164 гг. насчитывалось до 400, а в Марселе в XIII в. - до 360. Аналогичные товари­щества создавались и в других приморских городах.

Наряду с этим появились товарищества с коллективным именем, разновидностью ко­торых стали коммандитные товарищества. Они включали компаньонов двух типов: одни из них несли ответственность всем своим имуществом, другие - только в пределах своего вкла­да. Впервые коммандитные товарищества появились во Франции.

Формирование системы моральных и религиозных норм, отвечающих интересам коммерческих кругов. Основы деловой этики, определяющей типы поведения коммерсан­тов (по мнению М. Вебера), заложены кальвинистской ветвью протестантизма. Кальвин при­зывал: «Нам следует стремиться к таким целям, которые не отклоняют нас от путей невинно-


сти» [19, с. 136]. Он предложил деловому миру идею, которая затем широко рас­пространилась: стремление к почестям и богатству допустимо только при наличии прилежа­ния, усердия и надёжности.

На этой основе постепенно складывается кодекс чести коммерсантов. Его приорите­тами стали преданность своему делу, надёжность, усердие, бережливость, выполнение взя­тых обязательств, честность, пунктуальность, верность групповым интересам. Эти приорите­ты были очень важны в период формирования рыночных отношений.

Церковь постепенно отдалялась от принятия хозяйственных решений, хотя она рань­ше и навязывала их на уровне правительств (к примеру, фабричное законодательство в Анг­лии). Представители делового мира, в свою очередь, становились менее чувствительными к церковным запретам. Если они не подтверждались собственной деловой практикой, то ком­мерческие круги их отвергали (в частности, ограничения на ссудный процент).

Система моральных ценностей и этических норм поведения, подходящая для рыноч­ных отношений, создавалась столетиями. Еще в ХIV-ХV вв. итальянские купцы стремились «не только дешевле покупать, дороже продавая», но и «быть честными и вести себя степен­но» [14, с. 95]. Таких принципов придерживались в среде воинов и моряков.

Инновации в технологии. В самом общем виде все инновации в технологии можно свести к трём технологическим и одному организационному изобретениям.

К технологическим изобретениям относятся, во-первых, использование силы воды и пара в фабричном производстве; во-вторых, замена дерева как конструкционного материала на железо и сталь; в-третьих, инновации в средствах связи.

К организационному изобретению относится переход от ремесленных мастерских к фабричному производству.

Условия и принципы формирования технологических изобретений. Технологиче­ские инновации в западных странах развивались неоднозначно. Однако можно выделить не­которые общие черты и принципы их формирования.

Первое. Раньше инновации в технологии были связаны с производством предметов потребления и касались совершенствования их технологий. К концу XVII в. громоздкие по­возки были заменены на более удобные и лёгкие; полностью изменился облик дворцов, особ­няков и церквей; появились изменения в одежде, хотя материалы для её изготовления были те же самые, что и в XV в.

Второе. Инновации в технологии прежде касались механики. Так, в XVII в. были соз­даны механические часы. Однако интерес к часам сначала не носил прикладного характера. Помимо коллекционеров их покупали модники и любители изящного. Точное время стано­вится символом фабричной дисциплины труда значительно позже. Затем появился хроно­метр, изобретённый плотником Харрисоном. Эксплуатация морских хронометров обеспечи­вала безопасность плавания. В XIX в. часы были востребованы железнодорожным транспор­том. С этого времени высокоточные часы становятся символом новой эпохи.

Третье. Прагматический подход характеризует изобретательскую и инженерную мысль. Однако здесь чётко прослеживаются два пути: донаучный и научный.

Вплоть до XIX в. промышленные технологии были результатом труда ремесленников и инженеров, не имевших научной подготовки. Они возникали, как правило, на основе опыта и традиций. А предприимчивые ремесленники, взяв за основу купеческую формулу успеха, благодаря личной одарённости, терпению и профессиональному мастерству внедряли инно­вации в производство. Технические новшества были ответом на сформировавшиеся эконо­мические потребности.

Позднее технологические изобретения становятся результатом научных исследова­ний. Особенно интенсивно проходит этот процесс в Англии, где не только создается система подготовки научных и инженерных кадров, но и организуются университеты с целью рас­пространения знаний и внедрения инноваций в производство.

Такому необычному для того периода времени явлению способствовали следующие факторы:


1. Относительно высокий уровень образованности в обществе, которое воспринимало всё новое не только в своей стране, но и во всём мире.

2. Наличие денежных средств, позволяющих субсидировать научные исследования.

3. Конкуренция со стороны других государств мира и прежде всего Голландии.
Королевское общество, выполнявшее роль Академии наук в Англии, возникло ещё в

1662 г. Его основными принципами стали эксперименты, наблюдения за жизнью природы, точные математические расчёты.

В течение XVIII в. в Англии было создано множество научных центров, где готовили кадры для промышленности (университеты в Глазго, Эдинбурге, Манчестере и др.). Возник­ли академии, где давали научно-техническое образование. В 1799 г. был создан Королевский институт, целью которого стало широкое распространение знаний и внедрение изобретений и усовершенствований в промышленности. Девиз «знание - сила» взят на вооружение про­мышленностью.

Высокий уровень образования и достаточно чётко функционирующая система подго­товки квалифицированных кадров были присущи Швейцарии. Сочетание передовых отече­ственных и мировых технологий с высокопроизводительным квалифицированным трудом, несмотря на скудные природные ресурсы, невыгодное географическое положение, обеспечи­ли ей экономическое процветание ещё в первой половине XIX в.

Однако в одних странах горстка учёных занимается наукой ради личного обогащения, в других тысячи талантливых учёных решают актуальные вопросы полезного развития об­щества.

В западных странах научная деятельность реализуется на основе следующих принци­пов:

1. Отсутствие иерархического управления. Деятельность учёных стимулируют интел­лектуальные интересы, нацеленные на раскрытие тайн и загадок природы.

2. Финансирование научной деятельности осуществляется через различные источни­ки: бюджеты университетов, правительственные гранты, субсидии, национальные благотво­рительные фонды.

3. Содружество западных учёных - это содружество экспериментаторов. Их объеди­няют методы Галилея и Бэкона.

4. Технологические изобретения осуществляются на уровне фирмы и на уровне стра­ны.

На уровне фирмы были созданы научно-исследовательские лаборатории, которые ре­шали возникающие проблемы, а затем способствовали потребительскому использованию полученных результатов.

Первая НИЛ появились в США в 1836 г. Она была создана в Бостоне химиком Ч.Т. Джексоном. В Германии промышленные лаборатории появились в конце XIX в.

Применение достижений науки в промышленности прежде всего предполагало тести­рование, измерение, анализ и описание существующих процессов и продуктов. Научное тес­тирование и измерение стало использоваться в сталелитейной промышленности в 1864 г. в США. Затем НИЛ были открыты при Пенсивальской (1874) и при Барлипгтонской железной дороге в 1876 г. К 1889 г. в американской промышленности было создано 139 подобных НИЛ, а к 1918 г. - ещё дополнительно 553 [19, с. 257].

Источники инновационных идей и поиск новых. Основными источниками иннова­ционных идей являются:

1. Научные исследования и НИОКР.

2. Скудные природные ресурсы.

3. Сформировавшиеся экономические потребности.

4. Продукция конкурентов.

5. Новые законы.

6. Потребности в формировании межгосударственных экономических отношениях. Научные исследования и НИОКР. Одним из основных источников инновационных


идей являются научные исследования и НИОКР и прежде всего сами технологические изо­бретения. Они позволили не только создать новые отрасли промышленности, но и использо­вать собственные возможности для дальнейшего развития технологического процесса. Круп­ные технологические изобретения создают широкое поле деятельности для последующих инноваций. Сначала они были грубыми, примитивными, их полезные свойства были ограни­чены. Однако в каждом из них была заложена плодотворная идея, которая затем становится стимулом для преобразований и дальнейшего длительного технологического прогресса. К примеру, прообразом океанских кораблей были парусники с полным вооружением и обшив­кой вгладь, которые начали строить ещё в XV в. В течение последующих четырёх столетий в них вносили технологические инновации. Среди них было всего несколько крупных и мно­жество мелких усовершенствований. В результате появились испанские галеоны (XVI в.) и голландские корабли, тоннаж которых составлял у торговых от 200 до 600 т, а у военных -до 1 600 т (XVI в.). Это было небывалым явлением для того периода времени. Самым значи­тельным достижением Голландии того периода стал специализированный коммерческий курьер, который был создан для перевозки зерна и древесины. По некоторым параметрам он похож на современный танкер. В дальнейшем появились английские бриги XVIII в. А в XIX в. на корабли поставили паровые двигатели Дж. Уатта и обшили их дешёвой сталью.

Аналогичным способом осуществлялся технологический процесс и в других отраслях экономики: развитие паровых двигателей и станков в текстильной промышленности (XVIII в.), совершенствование бессемеровского конвертера (XIX в.), развитие железнодо­рожного транспорта (XIX в.), совершенствование воздушного и автомобильного транспорта (XX в.) и др.

Скудные природные ресурсы. В качестве источника инновационных идей иногда выступали скудные природный ресурсы.

Система польдерного осушения. К I в. н.э. территория Нидерландов представляла со­бой преимущественно болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части страны. В настоящее время 17 % территории Нидерландов находится под водой, т.е. ниже уровня моря. Самая низкая точка располагается на севере Роттердама. Более половины территории находится не выше 1 м над уровнем моря. Встречаются и холмы, но они зани­мают 2 % от всей площади. Такие непривлекательные с точки зрения среды обитания и раз­вития экономики природные условия побудили нидерландцев жить по принципу «необходи­мость - мать изобретений». И они изобрели - польдеры - рукотворную землю. В Нидерлан­дах даже появилась поговорка «бог создал море, а голландцы - берега» [18].

Ещё в глубокой древности жители прибрежных регионов поняли, что придётся отвоё­вывать территорию у моря. Они начали со строительства дамб. В целях стимулирования их строительства был издан ряд законодательных актов. Так, в 1230 г. в «Саксонском зерцале» прямо указывалось: кто не хочет строить плотины, тому нет места за плотиной. Технология строительства дамб была проста, а орудия весьма примитивны: лопата, заступ, тачка. Ши­рина дамб иногда составляла 100 м, а высота 15м. Наиболее интенсивно велись работы в се­верной и северо-западной части (Голландия, Фрисландия и другие провинции). В XIII в. гол­ландцы не только сооружали дамбы, но и проводили осушительные работы. Так появились польдеры, т.е. земельные участки, отгороженные дамбами и осушенные с помощью откачки воды и сброса её в море. Осушенные земли использовали в сельскохозяйственных целях.

Осушение начали проводить жители и других провинций. В результате площадь осу­шенных земель возрастала во все последующие столетия (за исключением XVIII в.) (табл. 2).


Таблица 2

Площадь осушенных земель в Нидерландах (1200 гг. - 2000 гг.) [18, с. 182]

Столетия Площадь осушенных земель, км 2
1200 - 1300  
1300 - 1400  
1400-1500  
1500 - 1600  
1600 - 1700  
1700 - 1800  
1800 - 1900  
1900 - 2000  

Значительный размах осушительные работы приняли в XVII в. - «золотом веке» Ни­дерландов. Площадь осушенных земель в этом веке составила 1120 кв. км, что было больше, чем в XIV в. в 3,2 раза, в XV в. - 2,5 раза, в XVI в. - 1,6 раза. Это объясняется, во-первых, ростом торговли и промышленности; во-вторых, увеличением количества населения. В XVII в. Нидерланды добились небывалых успехов и их стали именовать «образцовой капи­талистической страной».

Объём осушительных работ в XVIII в. снизился в 2 с лишнем раза. В этот период вре­мени страна потеряла лидирующее положение на мировом рынке (во второй половине века она уступила первенство Англии) и решала внутренние проблемы, обусловленные недоста­точным уровнем развития промышленности. В XIX в. страна восстановила деловой статус в области системы польдерного осушения. В XX в. площадь осушенных земель составила 2 500 км2, что превосходило уровень XIX в. в 2,1 раза. Всего за 1200-2000 гг. осушительные работы охватили 7 125 кв2. Ныне половину всей территории Нидерландов составляют искус­ственные осушенные земли.

Первый крупный Гаарлемский польдер был построен близ Амстердама в Голландии по проекту инженера Легваттера в 1641 г. Польдеры сооружали не только за дамбами, но и на месте торфоразработок. Они были расположены ниже и выше моря. Рекорд заглубления относится к польдеру оз. Эйссел - 35 м.

Высокие польдеры, т.е. расположенные на несколько метров выше уровня моря, нахо­дились в поймах рек. Вода самотёком спускалась в отводные каналы, а потом в шлюзы, от­крывающиеся во время морского отлива. Сооружение таких польдеров практиковали в Фрисландии и Тронингене. Польдеры, расположенные вдали от моря и рек, имели, как пра­вило, две кольцевые дамбы. Между ними размещался отводный канал, куда сбрасывали во­ду.

Освоение польдеров занимало много лет. Осушенные земли сдавались в аренду фер­мерам. Впоследствии земля стала использоваться под строительные и транспортные нужды.

Специальная общественная служба эксплуатации польдеров сложилась ещё в средние века. Каждая городская и сельскохозяйственная община выбирала «смотрителя плотин».

Самым грандиозным успехом голландцев стало осушение целого морского залива Зейдер-Зе. Первый проект этого осушения был составлен ещё в 1667 г. X. Стевином. Однако для того времени он был слишком смелым. В конце XIX в. проект осушения залива предло­жил инженер-гидротехник К. Лели, который с дополнениями был принят к осуществлению, но не сразу. Необычность проекта, его масштабность, трудоёмкость, дороговизна и непри­ятие налогоплательщиками заставили нидерландский парламент отклонять его финансиро­вание целых 25 лет. Принять его заставила сама природа. В 1916 г. на страну обрушилось наводнение с многометровым нагоном морской воды, катастрофическое по своим последст­виям. Осушение залива начали в 1920 г., когда его автор К. Лели стал министром транспорта и водного хозяйства. Строительные работы по возведению дамбы велись одновременно с со­оружением польдеров.


В 1927 г. был построен первый опытный польдер Андейк площадью 40 га; в 1930 г. -Вирингермер (20 тыс. га); в 1937-1942 гг. - Северо-восточный польдер с центром в Эмме-лорде (48 тыс. га); в 1950-1957 г. - самый большой польдер Восточный Флеволанд (54 тыс. га); в 1959-1968 г. - Южный Флеволанд (43 тыс. га).

В настоящее время польдеры используются для сооружения промышленных предпри­ятий, жилых домов, транспортного и энергетического строительства. На территории польде­ров появляются целые города и промышленные регионы. Идея рукотворной земли оказалась привлекательной для других стран. Но она была востребована только в начале XVII в. англи­чанами.

Сформировавшиеся экономические потребности. Зачастую источником инноваци­онных идей являются сформировавшиеся экономические потребности в товарах и услугах.

В начале XIX в. в западном обществе резко обострилась проблема сохранения продо­вольственных продуктов. Особую остроту она приобрела в армии и в городах. С целью её решения Наполеоновским обществом поощрения промышленности была объявлена премия в 10 тыс. франков. Её получил парижский кондитер Н. Апперт, который в 1810 г. изобрел кон­сервирование. Сохранение продуктов осуществлялось в стеклянных банках, сначала выдер­живающихся в кипящей воде, а затем наглухо запечатывающихся. Консервирование в жес­тяных банках, покрытых оловом, появилось два десятилетия спустя (1830 г.).

Продукция конкурентов. Что касается продукции конкурентов, то особенно тща­тельно изучаются её качество и условия, в которых она производится. При выявлении не­стандартных элементов вносятся изменения в свою продукцию с использованием различных инноваций.

В этом отношении показателен случай, связанный с предпринимательской деятельно­стью Г. Форда, у которого в 1905 г. возникла идея новой модели автомобиля. Однако для её реализации был нужен новый материал. Его он открыл случайно, познакомившись с продук­цией конкурента. На авторалли в Палли-Бич (1905 г.) в результате столкновения был разбит французский автомобиль. После аварии Г. Форд, которого заинтересовал французский авто­мобиль, подобрал осколок. Он был лёгок и твёрд. Передав его своему помощнику, Г. Форд попросил собрать о нём информацию. Позже выяснилось, что осколок был из стали, со­держащей ванадий. Запросы, отправленные на все заводы США, выявили, что никто из них не может поставить такую сталь. Выписав из Англии специалиста, умевшего заводским спо­собом получать ванадий, Г. Форд стал искать завод по его производству. После длительных поисков такой завод он нашёл в Кантоне, который и выполнил его заказ по производству этой стали. Позднее на заводах фирмы организовали выпуск двадцати двух видов стали, в состав которых входил ванадий. До опытов, производимых Г. Фордом, в автомобильной промышленности было только четыре сорта стали. Французский департамент торговли и промышленности, проведя в 1910 г. сравнительный анализ частей американской и француз­ской моделей автомобиля, состоящих из стали, выявил, что сталь на фордовском автомобиле крепче. Более того, она создала основу для значительной экономии в весе [22].

Выбор инновационных идей и проектов. При отборе инновационных идей и проек­тов может возникнуть неопределённость, касающаяся, во-первых, технологической реализа­ции и величины издержек производства, во-вторых, - реакции потребителей но новый товар

Такая непредсказуемость влияла на выбор инновационных идей. Предприниматели могли проиграть, но существовали и возможности большой выгоды. Производство микро­компьютеров, от которого отказались все ведущие американские производители компьюте­ров, французское плановое управление, японское министерство торговли, в итоге оказалось эффективным. При наличии одного центра принятия решений вероятность реализации инно­вационной идеи значительно уменьшалась.

Выбор инновационных идей осуществляли не только предприятия, но и представите­ли отдельных профессий. Торговцы, организовавшие домашнюю текстильную промышлен­ность, да и сами ремесленники не выступили в роли основателей британской фабричной сис­темы. Им стал производитель париков Р. Аркрайт, который сначала обратил чужие идеи в


станки, а потом создал фабрики, их использующие.

Причём вознаграждение за инновации носитель идеи получал как вознаграждение за патент. Основывая предприятие, изобретатель иногда получал вознаграждение в виде доли от прибыли на основе соглашения с другими участниками процесса. Однако чаще всего воз­награждение получали не инноваторы, а предприятия. Его величина зависела от коммерче­ского успеха предприятия и размеров прибыли.

Сопротивление инновациям и его преодоление. Сопротивление инновациям осу­ществлялось как неформальными методами, так и с помощью государственного и религиоз­ного контроля. Трудосберегающие машины ломали, а фабрики полностью сжигали. Как пра­вило, государственный и религиозный контроль в западных странах отсутствовал. На техно­логические изобретения не требовалось разрешения. Поэтому изобретений было немало.

В одних странах могли запретить или ограничить введение тех или иных инноваций, а в других странах их поощряли. К примеру, английский закон требовал, чтобы перед каждым автомобилем бежал человек с красным флажком. В других странах (США, Германия) все ог­раничения, касавшиеся автомобильного транспорта, были отменены. Несмотря на противо­действие английских законов, автомобильная революция в стране развивалась.

В самой Англии законодательные ограничения по поводу введения инноваций были обусловлены следующими причинами:

1) возможностью появления безработицы;

2) наличием конкурентной продукции других стран;

3) колониальной политикой страны. Английский парламент, опасаясь безработицы, еще в 1551 г. принял закон, который

запрещал использовать новые устройства в текстильной промышленности. В 1589 г. пастор английской церкви В. Ли изобрел простую вязальную машину, делавшую 1000 стежков в минуту (вязальщик высокой квалификации - только 100). Впоследствии она была усовер­шенствована. Однако В. Ли в патенте было отказано. Впервые свои машины он представил в Ноттингамшире, где они были разрушены толпами вязальщиков. Позднее во Франции он по­строил фабрику благодаря покровительству Генриха IV. Однако после его смерти фабрика была закрыта. Но вязальная машина продолжала распространяться и совершенствоваться.

Главным конкурентом Англии в XV - середине XVIII в. была Голландия. Изобретён­ный в этой стране вращающийся ткацкий станок, ткущий одновременно большое количество лент, был запрещён английским правительством в 1638 г. Но это не могло задержать его вне­дрение в промышленность.

Английское законодательство препятствовало внедрению определенных технологиче­ских инноваций и в колониях. Так, в 1750 г. был издан «железный закон» (Айрон-акт), со­гласно которому категорически запрещалось создавать в колониях сталеплавильные печи, железоделательные мастерские, прокатные станы и др.

Технологические изобретения и их развитие. Первым технологическим изобрете­нием можно считать использование силы воды и пара в фабричном производстве на судо­ходном транспорте [19, с. 152]. Для изобретения парового двигателя понадобилось не одно столетие. До появления парового двигателя основным источником энергии были водяные и ветряные мельницы, тягловые животные и мускульная энергия человека. Самыми дешевыми были водяные и ветряные мельницы. В европейских странах до XVIII в. было немало мас­терских, работавших на энергии от водяных или ветряных мельниц. С помощью водяных мельниц мололи зерно, откачивали воду из шахт, приводили в движение прядильные маши­ны, снабжали города водой. Вода оставалась основным источником энергии и на ранних эта­пах развития индустриализации. Впервые паровой двигатель стали использовать в Англии в 1725 г. для откачки воды из шахт и других хозяйственных нужд. Изобрёл его Ньюкомен.

Однако изобретателем парового двигателя считают Дж. Уатта, лаборанта университе­та в Глазго, а датой его появления -1769 г. Через 45 лет он так изменил конструкцию преж­него двигателя, что потребление УГЛЯ сократилось на две трети. Он ввёл отдельный цилиндр для конденсации пара, двухтактный двигатель, центробежный регулятор, для управления


впрыскиванием пара при разных нагрузках и другие усовершенствования. Дж. Уатт изобрёл паровую машину «двойного действия», пригодную для применения в различных областях производства и на транспорте. Впервые паровая машина была применена на хлопчатобу­мажных фабриках. С 1788 г. по 1803 г. хлопчатобумажное производство достигло небывалых объёмов, и этот период времени стали именовать «золотым веком» [26, с. 116].

Впоследствии Дж. Уатт вместе с фабрикантом Дж. Болтоном наладили широкое про­изводство паровых машин.

В начале XIX в. последователи Дж. Уатта создали паровой двигатель высокого давле­ния (1815 г.). Позднее на этой основе появились топки, котлы, двигатели и передаточные ме­ханизмы, пригодные для локомотивов и судов.

Так, механик-самоучка Д. Стефенсон усовершенствовал паровую машину и создал паровоз. Его скорость составляла 20 км, но для того периода времени она была колоссаль­ной.

Первая немецкая паровая машина была изобретена в 1785 г. [26, с. 135]. Однако вне­дрение паровых двигателей в стране началось позже. На всех предприятиях Силезии в 1837 г. их насчитывалось всего 8 общей мощностью 158 л. с. А на хлопчатобумажных фаб­риках английского графства Ланкашир функционировало 714 паровых машин общей мощно­стью 20 тыс. л.с. [13, с. 62]. Число паровых машин в Пруссии в 1837-1849 гг. увеличилось с 419 до 1444 [26, с. 135]. В середине XIX в. насчитывалось 90 пароходов и 429 паровозов [26, с. 135]. В США в силу изобилия водной энергии и дешевизны водяного двигателя широкое использование паровых машин началось лишь в 40-е гг. XIX в.

Аналогичная ситуация складывалась и во Франции, где применение пара в начале XIX в. было редким явлением. В 1800 г. во французской промышленности имелось всего 15 паровых двигателей (в Англии их насчитывалось 300) [13, с. 58]. В 1830 г. число паровых двигателей увеличилось и составило 625 [26, с. 124]. Их широкое распространение началось в середине XIX в. Так, если в 1852 г. их было 6 тыс., то в 1869 г. - 26 тыс., т. е. увеличение в четыре с лишним раза [26, с. 127].

Создание паровых двигателей, во-первых, произвело подлинную революцию в разви­тии производства; во-вторых, способствовало становлению фабричного производства; в-третьих, выявило практический характер научных достижений; в-четвертых, значительно снизило издержки производства. К примеру, стоимость английских промышленных товаров, произведенных с помощью машин, непрерывно снижалась. Фунт бумажной пряжи, стоил в 1788 г. 35 шиллингов, в 1800 г. - 9, а в 1833 г. - всего 3 шиллинга, т.е. цена уменьшилась почти в 12 раз.

Второе технологическое изобретение - это замена дерева как конструкционного ма­териала на железо и сталь.

До XV в. процесс производства железа был медленным, трудоёмким, требовал много руды и топлива, а выход был незначительным. Производство железа осуществлялось в пла­вильных печах, высота которых в течение XIV и XV вв. увеличивалась. В результате этого появились доменные печи. Они сверху загружались древесным углём, рудой и флюсом для устранения примесей. Из нижней части выливалось железо. Оно, как правило, было в форме болванок, которые содержали до 3 % углерода. Болванки поочерёдно нагревались и кова­лись. Печи работали 20 недель в году. Летом они закрывались из-за недостаточного напора воды. Производительность плавильных печей с поддувом за год составляла 360 т (12 т в не­делю). Однако стаффордширские печи давали до 1660 т в год [26, с. 162].

Производительность печей сдерживали:

1) дальность и дороговизна перевозок древесного угля;

2) размеры печей, ограниченные мощностью привода для воздуходувных насосов. Эта проблема была успешно решена изготовлением одного из первых двигателей Дж. Уатта.

Усложнение конструкций и увеличение размеров печей позволили наладить произ­водство чугуна, позднее - стали. Соединение этих процессов существенно снизило затраты на топливо.


Однако в конце XVII в. выплавка чугуна потребовала много древесного угля, запасы которого истощались. Начались поиски новых видов сырья и новых технологий. В начале

XVIII в. кузнецы в процессе плавки чугуна стали добавлять кокс. А инженер А Дерби пред­
ложил добавлять негашеную известь, что позволило выплавлять чугун высокого качества. В
1756 г. он основал чугуноплавильный завод, который давал в год до 8 тыс. т чугуна. В 1700 г.
во всей Англии было произведено 18 тыс. т чугуна [26, с. 116].

В Германии первая доменная печь для выплавки чугуна на каменном угле появилась в Силезии в 1796 г. [26, с. 135].

Первая доменная печь на минеральном топливе в США начала действовать в 1837 г. За 1847-1857 гг. было построено 100 доменных печей. Выплавка чугуна всё время возраста­ла. Если в 1810 г она составляла всего 55 тыс. т, то в 1830 г. уже 180 тыс. т, а в 1860 г. -1 млн. т [26, с. 150].

Вплоть до второй половины XIX в. процесс выплавки стали был медленным и доро­гим. После серии.экспериментов в течение ряда лет Г. Бессемер ввел в производство кон­вертер - огнедышащее устройство, которое позволило выпускать самую дешевую сталь в мире. Это стало грандиозным достижением XIX в. и положило начало эпохи стали.

Первый ручной горн (да и тот иностранный) появился в Германии в 1824 г. [28, с. 242-244]. Средневековые методы выплавки стали здесь использовали вплоть до 40-х гг.

XIX в. Коксование угля начали проводить в Силезии. Однако широкое распространение про­
изводства чугуна и стали пришлось на вторую половину XIX в. К 1855 г. в Руре насчитыва­
лось 25 печей и примерно столько же в Силезии. Эти печи давали 50 % всего германского
чугуна.

Производство бессемеровской стали началось в 1863 г. Сначала его осуществляли мартеновским способом. В 1881 г. стали использовать технологию выплавки Гилкриста-Гомаса. В 1895 г. Германия по производству стали догнала Великобританию, а в 1914г. пре­восходила в два раза [28, с. 142-144].

Началась замена дерева как конструкционного материала на железо и сталь. Сначала машины делали из дерева с некоторыми чугунными и стальными деталями. Теперь их пол­ностью изготавливали из чугуна и стали.

Эти материалы стали использовать в самых разнообразных отраслях производства. В 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрукдейле, высота которо­го над водой составляла 12 м, ширина пролётов - 31м. Из чугуна и стали изготавливались колёса, рельсы, локомотивы. Из них же делали двигатели внутреннего сгорания, которые нашли применение в автомобилях, самолётах, дизельных локомотивах.

Строились небоскрёбы, армированные сталью. Из чугуна и стали сооружались суда. Новые конструкционные материалы увеличили срок службы изделий, повысили скорость средств передвижения, позволили создавать более точные и сложные механизмы. Из чугуна и стали начали изготавливать военную продукцию (броня, пушки и т. д.). Изготовление раз­личных видов оружия потребовало новых сортов стали и новых технологий её штамповки и обработки. Производство приобретало политический характер, поскольку каждое государст­во стремилась создать мощный ВПК. Это стало особенно заметно в 1850-е гг.

Третье технологическое изобретение - инновации в средствах связи. Основными из них являются изобретения печатного станка, телеграфа, телефона, прокладка атлантического кабеля в 1859 г., применение паровых двигателей в типографиях и многое другое. В основ­ном эти инновации возникали в XIX в. Однако наборная машина появилась ещё в XV в. и стала его величайшим изобретением. В конце века насчитывалось 200 печатных станков, что позволило выпустить примерно 15 млн. книг [28]. В последней четверти XVII в. каталоги са­мой большой в Европе книжной франкфуртской ярмарки содержали 40 тыс. названий. Вне­дрение паровых двигателей в печатном деле сделали ежедневные газеты и книги дешёвыми и доступными для многих сотен тысяч европейцев. В 1814 г. немецкие изобретатели К. Кенниг и Г. Ваммер создали установку для скоростного книгопечатания [26, с. 135].

В 1837 г. в Англии У. Кук и Ч. Уинстон запатентовали электромагнитный телеграф-<




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.