КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преодоление сезонности как неотъемлемый элемент управления спросом
Таким образом, анализ сезонности показал ее многофакторность, значимость в деятельности туристического предприятия. Недоучет влияния сезонности при разработке программ деятельности предприятия не позволит ему эффективно работать на туристическом рынке. Оценивая неблагоприятные последствия влияния сезонности на развитие туризма правительственные органы, туристские предприятия прилагают постоянные усилия по выравниванию доходов в туризме. Все эти мероприятия в зависимости от субъекта воздействия на сезонность можно разделить на две группы. С одной стороны выступают правительственные органы, мероприятия которых в указанной деятельности могут носить как рекомендательный, так и обязательный к исполнению характер. С другой стороны выступают непосредственно предприятия. В то же время отдельные мероприятия могут применяться как специалистами правительственных органов, так и работников предприятия. К таким мероприятиям следует отнести, прежде всего, учет сезонности и активная маркетинговая политика (рис. 1.13.). В практике экономического анализа также используются такие методы расчета коэффициента сезонности: аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей (подвижной) средней, метод У. Персонса. Наиболее легким из них является метод простой средней, который применяется для исчисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня. Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет (не менее трех последних).
В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
Рис. 1.13. Инструменты управления сезонностью на разных уровнях
Например, Франция, Италия, Швейцария и Австрия, обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август составило во Франции 28%, в Италии - 40%, в Швейцарии - 37%, в Австрии - 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма. В некоторых странах разрабатываются и внедряются специальные программы для увеличения туристского сезона как в целом по стране, так и в отдельных туристических комплексах. Такие программы содержат обычно следующие основные разделы. 1. Результаты исследования туристского рынка. Здесь устанавливается численность и клиентуры, которая может быть привлечена в сезон. Для каждой из перечисленных групп туристов указываются предполагаемые запросы относительно предоставления им основных и дополнительных услуг, условий для развлечений, возможности покупок различных товаров. Полученная информация предназначена для обновления материально-технической базы гостиниц, приобретения товаров, совершенствования организации обслуживания туристов. Мероприятия по повышению готовности к приему в течение года в целом по регионам и туристским комплексам. В этом разделе предусматриваются меры по осуществлению координации между всеми организациями, участвующими в создании и реализации туристского продукта вне основного сезона; приспособлению материально-технической базы предприятий туризма.
3. Система экономического стимулирования туристов для повышения их интереса к стране и отдельным туристским районам. Приводится перечень товар и услуг, по которым намечается снижение цен, предоставление скидок, премий. Здесь же намечаются меры по поощрению активности туристских организаций в межсезонный период. 4. Рекламные мероприятия для привлечения туристов в страну во внесезонный период. В этой части программы пропагандируются благоприятные природные условия отдельных морских, горных и бальнеологических центров, полезность пребывания в них в отдельные времена года. Туристическая реклама показывает преимущества отдыха зимой в горах, раскрывает возможности для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. В Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг. среди мер по преодолению сезонности указывается поддержка развития бизнес-туризма и специализированный туризм. В то же время, просто о росте количества приезжающих здесь речь не заканчивается. Как и в любом другом бизнесе, главная цель не привлечь как можно больше народу, а заработать на туризме больше денег. В ряде стран за последние десятилетия произошли изменения в структуре отпусков. Возникло новое явление - деление отпуска на основной и дополнительный. При этом отмечается стремление в с большей степени использовать зимний отпуск для поездки за границу. Например, правительство Великобритании в 60-х годах проведено множество конференций по этому вопросу, приняло ряд конкретных мер, таких как изменение дат некоторых праздников, перенос сроков сдачи экзаменов в учебных введениях. В некоторых странах мира остановлены официальные ограничения в отношении времени для использования оплачиваемых отпусков. Например, в Бельгии согласно ее законодательству в период с 1 мая до 31 октября можно брать отпуск продолжительностью лишь 2-3 недели. Остальные дни отпуска можно использовать в другое время года. В Финляндии в период со 2 мая по 30 сентября разрешается брать отпуск продолжительностью не более чем 24 дня.
Сглаживанию сезонности способствует продолжительность и время школьных и студенческих каникул. Как правило, учебные каникулы имеют место не только в летние месяцы. Часть из них предоставляется в зимние и весенние месяц ы. В Швейцарии, например, из 87 свободных дней летние каникулы учащихся составляют 31 день, новогодние 13 дней, весенние- 19 и осенние - 14 дней. Это означает, что учащиеся могут заниматься туризмом в сечение всего года. Рассматривая гостиничный бизнес, необходимо выделить такой путь борьбы с сезонностью как удлинение главного туристского сезона. Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, " консервация " или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более раци ональному использованию природных ресурсов. Поскольку объем реализации услуг туризма имеет четко выраженную тенденцию к изменению, то целесообразно произвести расчет сезонности методом аналитического выравнивания. Объем продаж очень сильно зависит от количества и качества рекламы, которая требует высоких затрат. Для центральных, деловых гостиниц понятие сезонности означает необходимость применения дополнительных усилий по повышению уровня продаж в низкий сезон. Одной из основных задач службы продаж гостиницы в высокий сезон является борьба с отказами клиентов от предварительного резервирования (бронирования) номеров. Различают два вида отказа – аннуляция и неявка (по show).
Аннуляция – это отказ от предварительного резервирования не менее, чем за сутки до даты заезда, при этом клиент не несет никакой финансовой ответственности. Неявка – это отказ от предварительного резервирования в день заезда или отсутствие клиента в гостинице в день заезда без всякого уведомления. В международной практике различают два вида резервирования – гарантированное и негарантированное. Гарантирование резервирование означает, что гостиница гарантирует клиенту заказанное размещение в обмен на гарантию оплаты проживания. В случае неявки клиента гостиница удерживает с него плату в размере стоимости суточного проживания за все зарезервированные номера. В случае негарантированного резервирования гостиница не имеет возможности застраховать свои возможные финансовые потери. Поэтому многие гостиницы вообще отказались от негарантированного резервирования (особенно в высокий сезон) либо берут деньги за резервирование (российское ноу-хау). Еще одним эффективным способом борьбы с финансовыми потерями, связанными с отказами от предварительного резервирования, является метод «сверх бронирования» (overbooking). Метод заключается в том, что гостиница позволяет себе резервировать большее количество номеров, чем имеется на самом деле, в расчете на то, что часть заявок будет аннулирована. Для применения этого метода необходима достоверная информация об отказах за прошлый период времени. Поясним на примере. Предположим в гостинице имеется 100 номеров (для простоты все они одного типа). На основе статистики за прошлый год подсчитаем от скольких номеров в среднем следует ожидать отказов – на следующий день, сколько отказов через два дня и т.д. Можно смело делать резервирование на месяц вперед на несколько номеров, а на 3 месяца вперед на несколько большее количество номеров. Ручное применение метода сверх бронирования очень трудоемко, если не сказать, невозможно, т.к. необходимо ежедневно пересчитывать номерной фонд по всем имеющимся в гостинице типам номеров и на длительную перспективу. Отметим, что современные системы управления собственностью (PMS) предоставляют своим пользователям такую возможность. Еще одной важной задачей для курортных гостиниц в высокий сезон является минимизация простоев номеров. Самый эффективный прием – продажа пакетов туров длительного проживания – 7, 12, 14, 24 дня с фиксированными датами заезда. Объем продаж в низкий сезон целиком зависит от мастерства и изобретательности службы продаж гостиницы. Очевидный путь к увеличению объема продаж – это проведение на базе гостиницы какого-то мероприятия - международной или региональной конференции, корпоративного собрания или праздника. Еще одним эффективным способом увеличения загрузки гостиницы в низкий сезон является стимулирование активности фирм-агентов. Обычно гостиницы увязывают размер предоставляемых агентам скидок с годовым объемом направленных агентом в гостиницу гостей. Например, обеспечила фирма-агент «N» ночевок (room-nights) – получи 10-процетную скидку, 2N ночевок – 20%, 3N ночевок – 30% и т.д. В дополнение к этому в агентском договоре нужно специально оговорить, что аналогичные скидки предоставляются в низкий сезон за обеспечение, например, в три раза меньшего количества ночевок. В низкий сезон, например в одну из пятниц января, гостиница может устроить бесплатный однодневный (без ночевки) семинар для своих туристических агентов, на котором можно подвести итоги минувшего года, наградить лучших партнеров, обсудить перспективы сотрудничества в новом году, заключить новые договора. Одновременно с этим участникам семинара можно предложить дополнительный очень льготный пакет на выходные дни – проживание, культурная программа и т.п. Содержание и условия пакета должны быть такими, чтобы от него было очень трудно отказаться. Для повышения загрузки в выходные дни гостинице бизнес класса необходимо разработать (возможно совместно с какой-либо туристической фирмой) специальные программы выходного дня, рассчитанные, как на бизнес клиентов, так и на туристов. В эти программы, кроме проживания и питания, включаются дополнительные туристические услуги – экскурсии, посещение театров, концертов, дискотек, казино и т.п. В период высокого сезона разница между загрузкой в будние и выходные дни в курортных гостиницах имеет максимальное значение, т.е. в выходные дни спрос на гостиничные услуги резко возрастает. Представляется целесообразным повысить в этот период базовые тарифы для выходных дней (пятница-воскресенье) на 5-10%. Заметим, что под выходными днями для курортной гостиницы понимаются, как правило, пятница и суббота, иногда к ним еще относят и воскресенье.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |