Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды детского возраста

План.

ТЕМА: «Периоды детского возраста. АФО ЦНС, кожи и подкожной клетчатки. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка».

ЛЕКЦИЯ № 3

Курс 2 семестр

студент должен знать.

- периоды детского возраста и их характеристику.

- АФО нервной системы и органов чувств;

- развитие статистических и моторных функций;

- АФО кожи и подкожной клетчатки; уход за кожей;

- Особенности терморегуляции у детей;

- Показатели физического и критерии нервно-психического развития у детей разного возраста.

Студент должен понимать:

- целесообразность разделения детского возраста на периоды в связи с требованиями воспитания здорового ребенка, профилактики заболеваний, диагностики и лечения;

- значение процесса игры в познавании детьми окружающей среды;

- влияние окружающей среды на нервно-психическое развитие ребенка;

- принципы организации режима для детей разных возрастные группы.

1. Периоды детского возраста и их характеристика.

2. АФО нервной системы и органов чувств.

3. АФО кожи и подкожной клетчатки, уход за кожей.

4. Особенности терморегуляции у детей.

5. Физическое развитие ребенка.

6. Нервно-психическое развитие ребенка.

 

Литература:

Основная

Святкина К.А. «Детские болезни» М., 1987г. с. 27-33, 36-37.

Бисярина В.П. «Детские болезни с уходом» М., 1977 с. 54-67, 72-77.

 

Дополнительная

Ежова Н.В. «Педиатрия» Минск, 1997г.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите периоды детского возраста и дайте им краткую характеристику.

2. Назовите АФО головного и спинного мозга.

3. Что такое безусловные рефлексы, перечислите какие безусловные рефлексы существуют у новорожденного ребенка?

4. Формирование условных рефлексов.

5. Какова роль окружающей среды, вскармливание и воспитание в развитии условнорефлекторной деятельности ребенка?

6. Какие АФО кожи способствуют высокой частоте поражений и особым проявлениям кожных заболеваний в детском возрасте?

7. Назовите особенности ухода за кожей и слизистыми в период новорожденности и грудного ребенка.

8. Особенности терморегуляции у детей.

9. Оцените уровень и гармоничность физического развития, используя формулы расчета массы и длины тела;

а) у девочки 8 месяцев масса 800гр., длина 68 см. (масса при рождении 3.200, длина 51 см.)

б) у мальчика 7 месяцев – масса 7.200, длина тела 60 см. (масса при рождении 2.800, длина – 47 см.).

в) рассчитайте массу и длину тела ребенка в 3 месяца и в 3 года.

10. В каком возрасте ребенок отличает близких людей от чужих, различает интонацию, удерживает в руке игрушку, долго лежит на животе, переворачивается со спины на живот, подолгу шумит.

11. Ребенку 8 месяцев с игрушками занимается долго, сам садится, встает и переступает, держась за барьер. Определяет местоположение предметов на постоянных местах, пьет из чашки с помощью взрослого. Соответствует ли это должным показателем нервно-психического развития?

 

 

Характерными особенностями детскою организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни: 1) период внутриутробного развития;

2) период новорожденности;

3) грудной возраст (младший ясельный возраст);

4) период молочных зубов:

а) преддошкольный возраст (старший ясельный возраст);

б) дошкольный возраст;

5) младший школьный возраст (период отрочества);

6) старший школьный возраст (период полового созревания). Период внутриутробного развития продолжается от момента

имплантации оплодотворенного яйца до рождения ребенка и составляет 38 - 40 недель. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. В течение первых 11—12 недель беременности происходит формирование органов и тканей плода, при воздействии не­благоприятных факторов на формирующийся плод могут возникнуть пороки его развития. Особенность этого периода заключается в быстром росте плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности наступает с момента рождения ребенка и продолжается 28 дней. В это время происходит адаптация ребенка к существованию вне материнского организма. Характерным для новорожденных детей является развитие особых пограничных состояний. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни недоношенные и переношенные новорожденные, которые в большей степени подвержены родовым травмам и развитию асфиксии. В период новорожденности отмечается высокая чувствительность организма к стафилококковой и стрептоккоковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам и др. Новорожденные склонны к быстрой генерализации патологического процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состоянии. В период новорожденности обнаруживаются дефекты развития, нередко требующие хирургических и других вмешательств. В это время проявляются несовместимость матери и плода по резус-фактору или антигенам системы АВО, некоторые наследственные заболевания.

Грудной возраст охватывает период жизни ребенка от 28 дней до 1 года и характеризуется интенсивным обменом веществ, более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развитии. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха. Вместе с тем дети первого года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениям пищеварения в связи с легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желудочно-кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Период молочных зубов длится от 1 года жизни ребенка до 6—7 лет и подразделяется на преддошкольный возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет. В преддошколъном возрасте идет быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь, В связи с утратой врожденного иммунитета в этом возрастном периоде увеличивается заболеваемость детскими капельными инфекциями.

В дошкольном возрасте совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные. У детей дошкольного возраста снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. Кроме острых респираторных инфекций, частыми становятся заболевания, в развитии которых большое значение играет аллергия.

Младший школьный возраст продолжается с 7 до 11—12 лет. В этом периоде усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Нередко развиваются хронические заболевания.

Старший школьный возраст начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей: у девочек оно наступает в возрасте 12—16 лет, у мальчиков несколько позже в — 13-18 лет. В этом периоде завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Демодуляторы цифровых сигналов с ОФМ | Кожа и подкожная клетчатка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.