Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Формы обучения

Лекция №5.

План:

 

1. Организационные формы обучения (исторический аспект).

2. Урок как основная форма школьного обучения, требования к современному уроку.

3. Типы и структура уроков.

4. Виды современных организационных форм обучения.

4.1.Нестандартные уроки.

4.2.Дополнительные занятия, консультации, экскурсии.

4.3.Домашняя учебная работа учащихся.

4.4.Учебная конференция, лекция.

4.5.Семинарские занятия и практикумы.

4.6.Вспомогательные формы обучения.

4.7.Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

 

1. Организационные формы обучения (исторический аспект).

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания.

Формы организации обучения классифицируются в соответствии с различными показателями: количество учащихся, место учёбы, продолжительность учебных занятий.

По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения.

По второму критерию – школьные и внешкольные формы обучения. Школьные формы – уроки, работа в мастерских, лабораториях, работа на пришкольном участке. Внешкольные формы: экскурсии, домашняя самостоятельная работа и прочие формы обучения вне школы.

По длительности обучения различают урок (45 мин.), сокращённый урок (35 мин.), интегрированный урок (90 мин.).

Формы организации обучения сложились исторически. Наиболее древняя форма – индивидуальное обучение.

Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавали опыт посредством письменных знаков, также занимаясь с учениками индивидуально.

По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. При индивидуально-групповом обучении учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек (группу учеников). Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и т. д. до тех пор, пока ученик, не освоит науку, ремесло или искусство. При этом в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.

В средние 16-го века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Такой системой стала классно-урочная система (она впервые появилась в братских школах Белоруссии и Украины). В XVII в. Я. А. Коменский научно обосновал и описал эту систему в книге «Великая дидактика».

Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами

Структурными частями урока были: начало (побуждение учеников с помощью вопросов восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее), продолжение (разъяснение учителем нового материала), окончание (закрепление учениками только что услышанного материала и выполнение ими упражнения). Я. А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа - учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет.

Основные черты классно-урочной системы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебники, учебные пособия | В учебном процессе ведущую роль выполняет учитель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.