Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продвижение болонского процесса. Достижения болонского процесса




На пражской конференции Министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию (Прага, 18-19 мая 2001 г.), при обсуждении вопроса основной повестки дня «Дальнейшее развитие Болонского процесса» были выделены еще 3 новых направления деятельности в рамках интеграции национальных систем высшего образования в единое европейское образовательное пространство:

• Обучение в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни является важнейшим элементом создания общеевропейского пространства высшего образования. В будущей Европе, построенной как общество знаний и экономики, стратегия «Обучения в течение всей жизни» необходима для придания конкурентоспособности европейской системе образования, для использования новых технологий, преодоления социального неравенства, предоставления гражданам равных возможностей и поддержания высокого уровня жизни.

• Взаимодействие высшего образования со студентами. Необходимо рассматривать университеты, учреждения высшего образования и студентов как равноправных, компетентных и конструктивных партнеров, и это необходимо приветствовать и поддерживать. Студенты должны непосредственно участвовать и оказывать влияние на организацию и содержание образования в университетах и учреждениях высшего образования в соответствии с заключительной задачей Болонской декларации, приведенной выше.

• Обеспечение привлекательности европейского пространства высшего образования. Привлекательность европейского пространства высшего образования для студентов из Европы и других стран мира будет достигаться благодаря введению общепризнанных рамок квалификаций, предназначенных упростить сравнимость европейских образовательных квалификаций посредством применения эффективных механизмов аккредитации / сертификации и единого информационного пространства.

На берлинской встрече Министров образования (Берлин, сентябрь 2003 г.) Россия официально присоединилась, в числе других 5 стран, к Болонскому процессу. На конференции была обозначена еще одна целевая установка Болонского процесса:

• Формирование единого европейского научного пространства. Докторантура стала рассматриваться как третий уровень (ступень, цикл) обучения в системе высшего образования европейских стран.

Дальнейшее развитие Болонский процесс получает в Бергене (Норвегия), где 19-20 мая 2005 г. состоялась 4-ая конференция министров европейских государств, ответственных за высшее образование, на которой были подведены промежуточные итоги хода выполнения Декларации и сформулированы приоритеты дальнейшего развития к 2007 и к 2010гг. В принятом в Бергене Коммюнике было подчеркнуто особое значение высших учебных заведений, а также преподавателей и студентов как партнеров в реализации целей Болонского процесса. Была отмечена также необходимость участия организаций, представляющих бизнес и социальных партнеров.

При обсуждении вопросов, связанных с практической отдачей принятых реформ, было отмечено, что основная проблема выпускников со степенью бакалавра связана с неопределенностью перспектив их трудоустройства.

Работодатели, как показывает европейский опыт, еще не готовы к приему их на работу. В этой связи в Берлинском коммюнике особо выделено данное обстоятельство и содержится призыв к налаживанию широкого диалога на уровне правительства, вузов и рынка труда. Принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры (рамки) квалификаций, совместимые с единой структурой (рамкой) квалификаций для Европейского пространства высшего образования, и приступить к этой работе в 2007 г.

Были одобрены стандарты и руководство по обеспечению качества, предложенное Европейской сетью оценки качества высшего образования (ENQA), поддержано предложение о создании Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы.

Подводя промежуточные итоги по трем приоритетным направлениям – двухуровневая система образования, обеспечение качества и признание степеней и периодов обучения – участники конференции подчеркнули особую значимость полученных результатов.

Состоявшаяся 17-18 мая 2007 г. в Лондоне очередная (5-ая по счету, начиная с Болонской) конференция министров европейских стран, ответственных за высшее образование, приняла Коммюнике, озаглавленное «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира». В отличие от более кратких документов, принимавшихся на предшествующих конференциях, Лондонское коммюнике представляет собой более масштабный документ, в котором в тезисной форме:

− подведены предварительные итоги Болонского процесса за период 1999-2007 гг. (Раздел 2. «Прогресс в формировании Европейского пространства высшего образования» – 20 пунктов);

− намечены приоритетные направления на предстоящий 2-летний период (Раздел 3. «Приоритеты на 2009 год» – 7 пунктов);

− сформулированы в общей форме основные цели развития высшего образования в Европе (Раздел 4. «Размышляя о 2010 годе и последующем периоде» – 6 пунктов).

Наиболее развернутым является 2-ой раздел Коммюнике, в котором не только перечислены достижения за истекший период, но и обозначены трудности и препятствия на пути окончательного выполнения намеченных установок. Утверждается, что в результате преобразований, осуществляемых в ходе Болонского процесса, созданы предпосылки для того, чтобы начать переход от высшего образования, «в центре которого находится преподаватель», к высшему образованию, «ориентированному на студента».

Отмечается, что проведенная европейскими странами работа по переходу к единой системе трех уровней высшего образования с сопоставимыми квалификациями для каждого уровня создает задел для формирования к 2010 г. общей Рамки квалификации Европейского пространства высшего образования, относительно которой будут сертифицированы национальные рамки квалификаций отдельных стран.

В заключительном разделе Лондонского коммюнике выражена решимость после 2010 г. «продолжить развитие Европейского пространства высшего образования» и заявлено намерение «превратить 2010 год в год возможностей для «перенаведения» наших систем высшего образования на курс, выходящий за рамки текущих задач и ориентированный на вызовы, которые несет нам будущее».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.