Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические приемы аргументации




Упражнение 1. Какие аргументы заложены в следующих высказываниях?

I. Не так давно некий Тит Целий из Торрацины, человек доста­точно известный, отправившись после ужина спать в одну ком­нату со своими двумя молодыми сыновьями, утром был, говорят, найден убитым... Хотя его два сына (взрослые, как я указал), спавшие тут же, утверждали, что ничего не слышали, их все же обвинили в отцеубийстве. Но все-таки, после того как судьям было достоверно доказано, что сыновей нашли спящими при открытых дверях, юноши были по суду оправданы... Ибо
никто не мог поверить, чтобы нашелся человек, который, поправ все божеские и человеческие законы нечестивейшим злодеянием, смог бы тотчас же заснуть, так как люди, совершив­шие столь тяжкое преступление, не могут, не говорю уже — беззаботно спать, но даже дышать, не испытывая страха.

(Цицерон. В защиту Секста Росция)

II. Он прячет в тумбу 110 тысяч рублей, и этот факт выставляют как свидетельствующий об особой злонамеренности и обдуманности Дорвойдта. Я думаю наоборот: этот факт говорит о не­понятной раздвоенности и расшатанности мысли его: он прячет очень искусно в тумбу 110 тысяч рублей, а другие 100 тысяч руб­лей с лишним оставляет в это время в полной небрежности в комоде, ключи от которого были даже в руках прислуги.

(О д а р ч е н к о К. Ф. Речь в защиту Дорвойдта)

III.— Я был председателем конкурсной комиссии и настоял
на том, чтобы этому институту присудили в соревновании вто­рое место — по объективным показателям. Многие члены жюри были за то, чтобы дать им третье место, но я убедил их. И это несмотря на то, что с руководством этого института у меня до­вольно сложные, плохие отношения. Думаю, что они оценят мои усилия и станут лучше ко мне относиться.

— Пожалуй, наобо­рот: узнав, что вы были председателем жюри, они решат, что получили бы не второе, а первое место, если бы не вы, и будут еще меньше расположены к вам.

(Из разговорной речи)

IV. Если он (оппонент) защищает самоубийство, вы кричите тотчас же: «А почему вы сами не повеситесь?» Или он утвержда­ет, например, что в Берлине жить неприятно, а вы кричите тот час же: «Почему вы не уедете из него с первым же почтовым

дилижансом?».

(Шопенгауэр А. Эристическая диалектика)

V. Посмотрим, насколько возможно предположение о само­убийстве. Думаю, что нам не станут говорить о самоубийстве с горя, что мужа посадили на 7 дней под арест. Надо быть детски легковерным, чтобы поверить подобному мотиву. Мы знаем, что Лукерья приняла известие об аресте мужа спокойно, хладнокровно, да и приходить в такое отчаяние, чтобы топиться ввиду семи­дневной разлуки, было бы редким, чтобы не сказать невозмож­ным, примером супружеской привязанности.

(Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой)

VI. В своей статье автор перечисляет многих современных российских политических деятелей, но в списке нет имени В.Черномырдина, что свидетельствует о том, что последний далеко ушел на политический задний план.

VII. Коррупцию следует рассматривать далеко не только как следствие экономического неблагополучия в стране (мол, многие берут взятки потому, что не хватает на жизнь честных доходов, низкой зарплаты), но и как его причину, одну из существенных причин: получив взятку, чиновник-коррупционер, большой и малый, очень часто должен выполнить действие, невыгодное, экономически вредное для государства и всего общества, и тем самым подрывает финансово-экономическую систему.

VIII....Указывали на семью Туркиных, как на самую образован­ную и талантливую... Он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петрови­ча, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город.

(Чехов А. П. Ионыч)

IX. И если Роберта Олден ошиблась в нем, — а это явно так и было, — что же, разве не мог и он ошибиться в своем безрассуд­ном влечении к той, которая в конце концов — как знать? — быть может, не так уж дорожила им.

(Драйзер Т. Американская трагедия)

X. Нас спрашивают, упрекая за медлительность, — готовы ли аудиовизуальные и технические средства обучения, чтобы оснас­тить ими все школы? Когда, мол, они будут готовы? А я вот зада­юсь другим вопросом: а готовы ли учителя и школы к тому, чтобы успешно работать с АВСО и ТСО?

(Из выступления работника Министерства просвещения СССР)

XI. Я только хочу задать всем здесь присутствующим вопрос: не убеждает ли их скромный практический опыт, будь то давнишний или недавний, в том, что палата общин бывает порою туга на ухо, подслеповата и несообразительна?..

(Диккенс Ч. Речь в ассоциации по проведению реформы управления страной)

XII. Вы упрекаете меня в том, что я молчал и не заступился, когда при мне о вас говорили неприятные вещи, что, мол, это свидетельствует о моей трусости. Но вы ведь тоже ничего не воз­ражали — значит, вы тоже вели себя трусливо? А может быть, вы были согласны с тем, что о вас говорили?

XIII. Думаю, что лежавшие на столе деньги украл Н. Он вчера просил у меня взаймы, но я ему отказал. И вообще — вы замети­ли: у нас в учреждении до него ни у кого деньги не пропадали, а как приняли его на работу, так вот уже второй случай. Мне его соседи говорили, что он очень любит выпить, лентяй и что к нему ходят какие-то подозрительные люди.

XIV. Если ваш друг устранился, когда вы были в беде, в тяже­лом положении, не постарался помочь вам, — это не друг. Если вы снова попадете в беду, он поступит точно так же. Как писал А.Фадеев, кто предал раз, предаст и другой. Да и вообще каждый серьезный поступок человека хорошо характеризует его на буду­щее: украл — значит следует ожидать, что украдет еще и еще; солгал в важном случае — и дальше будет так делать.

Упражнение 2. Какие аргументы к делу вы можете привести в следующих утверж­дениях.

1) Ваш друг — способный человек. 2) Если открыть магазин в таком-то месте, он не будет рентабельным.

Упражнение 3. Докончите высказывания так, чтобы они стали аргументами из опы­та, устраняющими сомнения относительно приводимых дискуссионных положений.

1) В результате долгих и разносторонних наблюдений и экспе­риментов доказано, что.... 2) Практика жизни показала, что.... 3) В результате проведения опросов детей среднего и старшего школьного возраста установлено, что....

Упражнение 4. Используя данные ниже выражения, составьте такие фрагменты речи, в которых содержался бы поворот аргумента или обоюдный аргумент.

Пример. Сколько ты имеешь, столько ты и стоишь.Иногда мы слышим: сколько ты имеешь, столько ты и стоишь. В эти слова вкладывают смысл житейской философии: человек, мол, оценивается по количеству принадлежащих ему денег и имущества. Я понимаю эту пословицу по-другому. Да, действительно, сколько имеешь, столько и стоишь! Сколько ты имеешь знаний, способностей, таланта, трудо­любия, доброты, порядочности, ума, душевной красоты,столько ты и стоишь!

1) Каков поп — таков и приход. 2) Дети, молодые люди часто не понимают своих родителей, не считаются с их интересами. 3) Нужно иметь знания, а не звания. 4) Дают — бери.

Упражнение 5. Подкрепите следующие положения, придав им характер аргумента из опыта, аргумента к суждению.

1) От болельщиков на стадионе можно ожидать всяких не­приятных выходок. 2) Если человек учился в школе на тройки и двойки, он не может быть хорошим студентом, поступив в вуз. 3) Вряд ли психически нормальный человек сам пойдет лечить­ся в психбольницу: уж раз пошел — значит что-то не то. 4) Наша экономика находится в упадке.

Упражнение 6. В какой ситуации может быть использован данный пример обоюдного аргумента?

- Ему нужно об этом сообщить, он заинтересованное лицо.

- Вот именно потому, что он заинтересованное лицо, ему об этом говорить не надо.

Упражнение 7. На основе данных положений постройте доказательства от абсурдного.

1) В человеческом обществе всегда будут законы и нормы жиз­ни. 2) Жизнь современного человечества полностью зависит от электричества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.