Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производства, предпринимательская прибыль




Предпринимательские способности как фактор

 

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия, облада­ющие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко до­биваются совершенно разных экономических результатов. Это вызвано тем, что чтобы факторы производства использовались, комбинирова­лись наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпри­нимательская способность. Речь идет о том, что в рыночной эконо­мике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т. е. человек, организующий, планирующий хозяй­ственную деятельность, принимающий решения и т.п.

Впервые понятие «предприниматель» ввел в экономическую те­орию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, раз­бойник, нищий и т.д. На рубеже XIX -XX вв. политэкономы признали решающее значение творческого предпринимательства для экономиче­ского роста. А. Маршалл, например, добавил к трем классическим фак­торам производства - земле, капиталу и труду - четвертый - органи­зацию, которая являлась и важнейшей функцией предпринимателя159. Однако истинный прорыв в традиционно негативном отношении к предпринимателю был сделан в начале XX в. Известный австрийский ученый П. Шумпетер в своей книге «Теория экономического разви­тия»160, вышедшей в 1912 г., впервые отошел от классической теории в понимании сущности предпринимателя и обосновал особую соци­альную роль, которая заключается в поиске и реализации новых путей экономического роста.

Он впервые разработал теорию прибыли как результата осущест­вления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономиче­ский анализ фигуру предпринимателя - Новатора. Роль новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства - нововведения (инновации), дающие возможность из­влекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли.

Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в ре­зультате внедрения нововведений получает положительную прибыль:

- цена при увеличении предложения товара после внедрения но­вовведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального;

- затраты на «эксплуатацию» нововведения не должны превы­шать затраты на производство того же количества товара до внедрения;

- то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (на­пример, необходимость платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации).

Однако, когда один предприниматель вследствие своих иннова­ций в определенной области начинает получать прибыль, он через не­которое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли.

Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особо­го фактора производства - предпринимательства, т.е. прибыль, по его словам, «стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий». Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует «предельной производи­тельности предпринимателя». Из-за этого предпринимательская при­быль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей. К тому же, предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.