Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая культура — условие профессионализма педагога




Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций — обучения, образования и воспита­ния — является личная (индивидуальная) педагогическая культура.

Современные исследователи (В.Л.Бенин, Е. В. Бондаревская, К.М.Левитан, Н.В.Седова и др.) рассматривают педагогиче­скую культуру человека как интеграцию, синтез природных и при­обретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уро­вень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы — вообще педагога в широком смысле слова.

Заметим, что в названии этой главы ключевое понятие — «куль­тура». Его истолкование даст нам возможность уяснить содержа­ние и специфику одного из видов культуры, который является предметом наших размышлений. Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляют­ся те из них, которые трактуют это системное социальное явле­ние и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил инди­вида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критери­ем достижений в различных областях жизнедеятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт ци­вилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет пер­сонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе само­развития и самосовершенствования.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалифи­кации и профессионального роста. Зададимся вопросом: «Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обу­чение и воспитание, человеку с ограниченным кругозором, бед­ностью эмоционального опыта, догматичесхим мышлением, вред­ными привычками?» Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учите­ля, воспитателя выступают на первый план, становятся источни­ком духовного становления или предметом подражания дурному примеру.

Поскольку носителем культуры, в том числе и определенных педагогических качеств, выступает конкретная личность с осо­бым мировосприятием, складом характера, творческим потенци­алом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитив­ного влияния на воспитанников. Уместно также вспомнить не­однократно высказанную классиками педагогики мысль о безус­ловном приоритете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия. В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.

Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это преж­де всего его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко назы­вал перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д. Культурным мы называем человека с широким спектром духов­ных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным науч­ным, политическим, художественным кругозором; соблюдающе­го общепринятые нормы поведения в обществе, производствен­ной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образо­ванности составляет накопленный человеком фонд теоретически*

и конкретных знаний, дающих возможность представить целост­ную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гу­манном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта. Вот как писал об этом А. П. Чехов брату Николаю, худож­нику по профессии:

«Воспитанные люди... уважают человеческую личность, а по­тому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего... Они не могут уснуть в одеж­де... дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Чтобы воспитаться... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...» [1, с. 54-55].

Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пе­дагогической деятельности во многом определяется также сте­пенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством-и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не подда­ваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чут­кость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учеб­но-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и прак­тика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, са­мостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успеш­ному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жиз­ни — предпосылки профнепригодности педагогического работ­ника.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла. История культуры знает немало попыток в лаконич­ной форме определить «золотое правило» морали (нравственно­сти). К. А. Гельвеции соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен — с добротой; Л. Н. Толстой — с желанием человека как можно больше давать другим.

В «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери в аллегорической форме раскрыл нравственную силу «приручения», духовной общ­ности воспитателя и воспитанника и ответственности за это «при­ручение».

Нетрудно заметить, что во всех приведенных мнениях о сущ­ности нравственности звучит мысль о служении людям, гуман­ности, заботе о благе ближнего. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, на­правленной на поддержку, развитие, совершенствование чело­века.

Подлинно культурную личность нельзя себе представить «сред­нестатистической единицей», находящейся в состоянии покоя. Овладение культурой предполагает поступательное движение, мо­билизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего — об­щетворческих способностей и умений — интеллектуальных, ху­дожественных, технических, социальных (организаторских, ул-равленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитан­ника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным де­лом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, разви­вать свои таланты и дарования в различных областях жизнедея­тельности.

Примеры-целенаправленной реализации в профессиональ­ной работе общенаучного кругозора, широты духовных запро­сов, творческих способностей дают известные педагоги-масте­ра. Еще в молодые годы А. С. Макаренко, будучи студентом Полтавского учительского института, а затем преподавателем, инспектором, заведующим колонией несовершеннолетних пра­вонарушителей, изучал труды из различных областей естествен­ных и гуманитарных наук, увлекался отечественной и западно­европейской классической литературой. Об этом, в частности, свидетельствует его «Заявление в Центральный институт орга­низаторов народного просвещения» (1922 г.). Вот некоторые вы­держки из этого документа, в котором дается объективная само­оценка автора:

«Прошу зачислить меня студентом на основное отделение ин­ститута. К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллокви­ума. Я не знаю, в чем он будет состоять. Для того, чтобы комиссия имела представление о моей подготовке, посылаю краткое изло­жение "Вместо коллоквиума". Математикой никогда особенно не интересовался. Астрономию знаю хорошо. Солидные знания имею по общей биологии. Химию практически не знаю, но читал Мен­делеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью. Гео­графию знаю прекрасно. История — мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского, несколько раз про­читывал Соловьева. Читал все, что имеется на русском языке по психологии...

Люблю изящную литературу. Более всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Тол­стого, но не могу терпеть Диккенса. Я думаю, что обладаю спо­собностями (небольшими) литературного критика» [2, с. 400— 401].

Впоследствии А. С. Макаренко благодаря, глубокому знанию психологии, этики, эстетики, художественной: литературы разра­ботал психолого-педагогические, этические и эстетические осно­вы воспитания в детском коллективе и семье.

В трудах В. А. Сухомлинского мы находим многочисленные эк­скурсы в разные сферы гуманитарного и естественно-научного знания, истории философии, культуры, искусства, что позво­лило автору исследовать педагогические проблемы в широком контексте мировой общественной мысли. Главным источником информации для него были книги. В музее-квартире В. А. Сухом­линского (село Павлыш, южная Украина) хранится богатейшая библиотека, включающая энциклопедические издания по разным отраслям науки, труды по философии, педагогике, психологии, искусству.

Современный педагог-новатор, учитель физики и математи­ки В. Ф. Шаталов широко использует на уроках культурологиче­ский материал, показывая школьникам единство научного и ху­дожественного познания. В одной из его книг приводится такой пример:

«Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску... В одном из разделов физики X класса есть такой опорный сиг-1 нал: гостиница "Донбасс". Он связан с понятием "звуковой резо­нанс". Во всех учебниках отмечается, что в Колонном зале Дома Союзов — одном из лучших акустических залов мира — время затухания звука до неслышимого предела — 4 секунды. В этой своей характеристике он уступает только знаменитым "Гранд Опера" и "Ла Скала". Но вот оказывается, что в вестибюле гос­тиницы "Донбасс" в г. Донецке время реверберации — так назы­вают затухание звука — более 7 секунд! Это, правда, не зал, и архитекторы вовсе не задавались целью создавать такое акусти­ческое чудо, но сколько живого интереса вызывает у учащихся сообщение о нем во время урока. Такие сигналы, равно как и интригующие фразы из книг, — это призывы к действию, кото­рые порождают цепную реакцию активности со стороны самих учащихся» [3, с. 157, 158].

Глубокое знание законов восприятия, ассоциативного мышле­ния позволило автору разработать и внедрить в практику препода­вания новые технологии, связанные с «опорными сигналами». Тем самым В. Ф. Шаталов обогатил дидактические принципы нагляд­ности и доступности обучения.

Таким образом, педагогическая культура личности не рожда­ется в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продол­жением и надстройкой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.