Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кокпар. 1960




Картина

К.Т.-Б. Тельжанова«Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, отчаяния, смятения и восторга. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции усиле­ны и эффектированы. Образная, выразительная сила этой работы, построен­ной на гиперболизации, экспрессии и выплеске страсти велика. Энергия, мощь, веющая с нее, усиливается, зрительно выливается в колористическое решение полотна. Пламенеет на солнце рубаха победителя, алый мак, цветущий среди трав закрепляет это властное звучание активного горячего крас­ного цвета. Коричневые тона земли, переходящие от теплого, спокойного до звонкого, почти золотистого, в сочетании с интенсивной зеленью сочных степных трав, синими рефлексами неба на одеждах и синевы облаков на го­ризонте создают активную цветовую гамму.

На материале этой картины и других произведений К.Т.-Б. Тельжанова можно видеть, как сквозь ткань и плоть живописи, привнесенного в казахскую культуру ХХ веком вида искусства, проявляется, мощная творческая потенция национальной души. Именно она прессует все выразительные средства художника в единый творческий метод, внося в искусство Ка­захстана эпико-романтический пафос, легендарную героику возвышенных человеческих образов, не разделявших собственную судьбу от национальной. В характере мазка и композиционном строе картин живописец преломляет отголоски безмерной страсти кочевника к вечному движению и беспредель­ности пространств, свободу его души и духа.

Чисты и полнокровны краски «Кокпара», простые, ясные, но сильные чувства владеют его героями, схожими по своей героической стати с образами народного фольклора. Герой художника всегда, раздумывает ли он об от­ношениях традиции и времени, летит ли в стремительной скачке по родной степи, участвует ли он в схватках революции или даже мечтает о будущем у костра, всегда активная действенная личность.

В этой работе наиболее выразительная сторона - экстатически власт­ная тяга к активному действию, движению. Мысли и чувства, и тем более действия героев подчеркнуто экстравертны, очевидны в своем бурном эмоционально напряженном выплеске. Эффективная, спон­танная животворность сил человека и природы принципиальна как для этого полотна, так и для творчества художника в целом.

Избыток жизненных сил и потенций природы в картине К.Т.-Б. Тельжанова приведен не просто в движение, а в бурлящий вихрь рит­мов и событий. Гармоничное равновесие духа ранних работ сменяется в его искусстве свободным взлетом раскрепощенного, почти имматериализованного духа. На этой внутренней концепции выстроено пластическое решение полотна.

Соответственно возникает обобщенный, свободный формальный строй, широта и динамика мазка, решительность ясных и чис­тых красочных сочетаний, необычность резких, порывистых композицион­ных решений. Апофеозом свободы, гимном свободе как жизненному идеалу, воплощенной в живописи стихией движения становится полотно «Кокпар».

Всеволод Теляковский (1894 – 1963)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.