Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение проблем и творчество




В психологической литературе «творческим мышлением» обозначается специальный тип деятельности с несколько неопределен­ными и нечеткими границами. Решение задач характеризуется как творческое в той мере, в какой оно удовлетворяет одному или большему числа следующих условий.

1. Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью (либо для индивида, либо для его культуры).

2. Мыслительный процесс также отличается новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых идей.

3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течении значительного периода времени (постоянно или с перерывами), либо с большой интенсивностью.

4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо оп­ределена, так что одной из наших задач было формулирование самой проблемы.

Наблюдается высокая корреляция между творчеством (по крайней мере в области наук) и успешностью в выполнении самых шаблонных интеллектуальных заданий, которые обычно исполь­зуются для измерения одаренности. Таким образом, творческую деятельность можно охарактеризовать просто как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы.

Когда мы говорим, что эти программы вычислительных машин имитируют процесс решения задачи человеком, мы не просто под­разумеваем, что они решают задачи, которые раньше решались только человеком, хотя они делают и это. Мы подразумеваем, что они решают эти проблемы путем использования методов и про­цессов, которые в большей или меньшей степени подобны мето­дам и процессам, используемым человеком. Самый последний ва­риант «логика-теоретика» («Логик-теоретик» — это программа вычислителя, способного найти доказа­тельства теорем в области элементарной символической логики, используя методы, подобные тем, которые используются людьми.)

был спроектирован полностью как ими­тация (частичная) человека, поведение которого было запрото­колировано в лабораторных условиях.

Деятельность, осуществляемая вычислительными программа­ми, предназначенными для решения задач, протекает в области, не столь далекой от той, которая обычно рассматривается как «твор­ческая». Нахождение доказательств математических теорем, со­чинение музыки, проектирование технических конструкций и игра в шахматы обычно рассматриваются как творческие процессы, ес­ли продукт деятельности оригинален и высококачествен. Следова­тельно, отношение этих программ к теории творчества очевидно, даже если настоящие программы не точно имитируют психические процессы человека — они приносят вполне земной плод.

Рассмотрим более детально вопрос о том, следует ли считать «логика-теоретика» творческим механизмом. Что касается проб­лем, которые мы действительно ставили ему, а ими были теоре­мы, выведенные из гл. 2 «Principia Mathematica» (1925—1927) Уайтхеда и Рассела, он находил доказательство в трех случаях из четырех. Если написание этих книг было творчеством для Уайтхеда и Рассела, то возможно, что и переоткрытие «логиком-теоретиком» значительной части гл. 2 — открытие заново в боль­шом числе случаев тех же самых доказательств, что Уайтхед и Рассел открыли первоначально, — тоже творчество.

Если мы хотим серьезно возражать против того, что «логик-теоретик» объявляется творческим механизмом, мы должны основываться на анализе тех проблем, которые он выбирает, а не на его деятельности при их решении. Так, можно считать, что про­грамма — это лишь математическое орудие, основывающееся на решениях значительного числа задач, предложенных Уайтхедом и Расселом; «логик-теоретик» просто ищет ответы на них, в то время как подлинное творчество заключается прежде всего в выборе проблемы. Это является четвертой характеристикой, выдвигаемой нами при определении творчества. Но «логик-теоретик» об­ладает способностью к выбору задач. Работая с конца, т. е. отправляясь от цели доказать данную теорему, он может выдвигать новые теоремы и ставить себе подцели — доказать их. Историче­ски, хотя и в более широких рамках, этот процесс и был осущест­влен Уайтхедсм и Расселом, когда они создавали теоремы, кото­рые затем доказывали. Для этой работы они сначала выбрали для себя основные постулаты арифметики и вывели их как теоре­мы из аксиом логики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.