Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики изучения имиджа учителя и практикумы 1 страница




Роль диагностики в психологии формирования имиджа учителя

 

Для того, чтобы правильно организовать свою деятельность и построить имидж, учителю необходимо освоить инструментарий его педагогической диагностики и прогнозирования, с помощью которого получает новые знания, ищет ответы на вопросы, с которыми сталкивается на практике.

К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как необходимый компонент целостного педагогического процесса. Это неизбежно ведет не только к поверхностному знанию детей, но и к уменьшению педагогических требований, к стандартизации обучения и воспитания при постоянно возрастающем индивидуальном своеобразии свойств современных школьников. Поэтому учителя часто бывают недовольны своими учениками, а те – школой.

В практике работы школ изучение учащихся, анализ деятельности учителей, воспитательных воздействий семьи осуществляется неквалифицированно или игнорируется вообще. Не существует научного инструментария для изучения результативности и подготовленности учителя к диагностике собственного имиджа в целостном педагогическом процессе.

Основные функции диагностики педагогического имиджа учителя:

• обратной связи;

• оценки результативности педагогической деятельности;

• воспитательно-побуждающая;

• конструктивная;

• информативная;

• прогностическая.

Далее представлены методические рекомендации по изучению психолого-педагогической диагностики деятельности и формирования имиджа учителя.

 

 

Поскольку различные аспекты психолого-педагогической диагностики, составляющие имидж учителя, были представлены в соответствующих главах исследования, то в данной главе будут рассмотрены отдельные методики изучения формирования имиджа учителя.

Психотехника профессионального успеха (по Н.В. Самоукиной)

Для достижения профессионального успеха наиболее эффективным является принцип равновесия, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если что-то мешает». Иными словами, сущность этого принципа состоит в следующем:

• необходимо точно сформулировать цель, которую нужно достичь в условиях своей профессиональной деятельности;

• важно проанализировать ситуацию и выделить условия, способствующие и препятствующие достижению собственной цели;

• нужно выбрать цели, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы;

• из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно и нельзя изменить. Подумать, какие из них преобладают;

• если преобладают условия, препятствующие достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться обойти их;

• если препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, надо на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую, которая также может быть достижима в условиях вашей профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация может измениться так, что упростится достижение поставленной цели или она перестанет быть значимой.

Полезными для достижения профессионального успеха могут служить следующие правила:

Правило 1. Внутреннее состояние успешности индивидуально для каждого человека. Его следует запоминать и уметь быстро настраивать себя на него.

Правило 2. Достижение профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться полностью.

Правило 3. Человеку начинает сопутствовать везение, если он руководствуется следующей установкой: хорошо, если у меня получится, но если нет, то это не будет большой трагедией. Для меня это не столь значимо, есть дела поважнее.

Правило 4. Правильная стратегия включения в профессиональную деятельность такова: терпеливо и постепенно входить в новое дело или занятие, медленно и осторожно набирая опыт и уверенность в себе.

Правило 5. Критерий правильной оценки своего внутреннего состояния состоит в следующем: если человек чувствует себя спокойно и способен принимать разумные решения, он сохранил активность и высокую эффективность в своих действиях. Если же работник чувствует повышенную тревожность, излишне много внимания уделяет мелочам и деталям, начинает суетиться, слишком быстро говорить и двигаться, он спешит и может совершить непоправимую ошибку.

Правило 6. «Не мечтать ни о чем заранее. Постепенно, шаг за шагом, двигаться в нужном направлении».

Правило 7. «Останавливаться на какое-то время, если возникают трудности. Но не отступать от своей цели, если она остается значимой».

Схема анализа индивидуального стиля деятельности учителя (по Марковой А.К., Никоновой А.Я.)

1. Содержательные характеристики:

• ориентация учителя на процесс или на результат работы;

• адекватность – неадекватность планирования учебновоспитательного процесса;

• оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

• рефлективность – интуитивность деятельности с учетом ориентировочных, исполнительских и контрольных компонентов;

2. Динамические характеристики:

• гибкость (учитель быстро реагирует на изменения ситуации, переключается с одного вида работы на другой, может изменить первоначальный план урока) или традиционность (педагог с трудом приспосабливается к возникшей ситуации, строго придерживается заранее разработанного плана урока);

• импровизация или осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат);

• устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке (учитель ориентирован не на ситуацию, а на свои цели) или неустойчивость (поведение педагога зависит от ситуации, складывающейся на уроке, настроения и подготовленности класса или отдельных учащихся);

• стабильное положительное эмоциональное отношение к учащимся (педагог доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) или нестабильное (педагог легко выходит из равновесия, ситуативен в оценке деятельности и свойств личности учеников);

• наличие личностной тревожности (эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) или ее отсутствие;

• направленность рефлексии в неблагополучной ситуации на себя, на других или на обстоятельства.

3. Результативные характеристики:

• однородность уровня знаний учащихся;

• стабильность у них навыков учения;

• уровень развития у учащихся интереса к предмету.

Опросник «Хороший учитель»

Инструкция. Хороший учитель. Каков он? Пожалуйста, проранжируйте перечисленные качества (от 1 – «наиболее важно» и так далее до 10 – «наименее важно»).

1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Рассказывает ученикам о своей личной жизни, успехах и неудачах.

4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете.

5. Открыто признается, что делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и пытается помочь, если это возможно.

7. Заставляет учеников много работать, чтобы они отлично знали его предмет.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать свои уроки интересными.

10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана)

Методика может применяться как для диагностики мотивации профессиональной деятельности, так и педагогической. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.

О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы делятся на положительные и отрицательные. Первые, несомненно, более эффективны и желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по 5-балльной шкале (табл. 1).

Таблица 1 Шкала мотивов профессиональной деятельности

 

 

Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности, который представляет собой соотношения трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Таблица 2 Мотивационные комплексы (пример)

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ > ВПМ > ВМ.

Следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 2) считать абсолютно одинаковыми. И первый, и второй относятся к одному и тому же неоптимальному типу:

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором, в котором имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение внутренней и внешней положительной.

По данным Реан А.А. (1990, 1999), удовольствие от своей профессии соотносится с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией возрастает в зависимости от оптимальности его мотивационного комплекса: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.

Кроме того, установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, r = – 0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем больше активность учителя мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем больше деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Методика построения психологических профилей креативности «Я-реальный», «Я-идеальный», «Я-рефлексивный», «Я-концепция» (по Вишняковой Н.Ф.)

Для построения психологических профилей креативности отметьте уровни восьми креативных качеств: 1) творческое мышление; 2) любознательность; 3) оригинальность; 4) воображение; 5) интуиция; 6) эмоциональность, эмпатия; 7) чувство юмора; 8) творческое отношение к профессии в четырех кругах «Я-реальный», «Я-идеальный», «Я-рефлексивный» и «Я-концепция» по результатам теста в баллах. Они отмечаются точками на оси каждого креативного показателя. Точки соедините цветными линиями: «Я-реальный» — красной, «Я-идеальный» — зеленой; «Я-рефлексивный» – черной и «Я-концепция» — синей. Они свидетельствуют об уровне восьми выделенных креативных склонностей, которые при соединении точек составляют психологический профиль креативности.

Показатели верхней части круга (1, 2, 8) соответствуют сознательным, а нижние (4, 5, 6) – подсознательным процессам творческой личности, показатели 3 и 7 относятся к пограничным сознательно-подсознательным психическим процессам.

С целью определения резервов и творческого потенциала личности необходимо совместить эти круги, обозначив контуры психологического профиля креативности «Я-реальный» – красной, «Я-идеальный – зеленой, «Я-рефлексивный» – черной и «Я-концепция» – синей соединительной линией.

Реальное, идеальное, рефлексивное и концептуальное представление о креативности и творческих склонностях выполняют функции регуляторов самооценки. Однако следует учитывать, что у всех людей разное реальное, идеальное, рефлексивное и концептуальное представление о своих творческих возможностях и они часто бывают завышенными или заниженными. Данная проблема является предметом обсуждения психолога и клиента в процессе психологического консультирования с целью психокоррекции личности.

 

Методика исследования барьеров педагогической деятельности (по Шамовой Т.М.)

Цель. Выявить способности учителя к саморазвитию.

Инструкция. Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:

5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

АНКЕТА 1

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы положительно отнесся к продвижению на службе.

Обработка результатов. Подсчитайте общую сумму баллов:

75—55 – активное развитие;

54—36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, которая сильно зависит от условий;

35—15 – остановившееся развитие.

АНКЕТА 2

Цель. Выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению и саморазвитию учителей в школе.

Инструкция. Оцените нижеперечисленные факты по 5-балльной шкале.

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имеющихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих все перемены и стремление к новому.

5. Неадекватная обратная связь с коллективами и руководителями, т. е. отсутствие объективной информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние руководителей.

4. Помощь и влияние коллег.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к этой проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятия самообразованием.

10. Интерес к работе.

11. Возрастная ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

Таблица 3 Обработка данных

В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью их готовности к саморазвитию. Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу 3.

Уверенность в себе (тест Рейдаса)

Цель. Проверка уверенности в себе и определение собственного поведения в конфликте.

Инструкция. Вам будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения, укажите степень вашего согласия или несогласие с ними в баллах: 5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет, чем да;

1 – нет.

АНКЕТА *1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее чем я.

*2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости.

3. Когда подаваемая еда в кафе меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту.

*4. Я стараюсь не задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.

*5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет».

6. Когда меня просят что-либо сделать, я обязательно выясняю зачем.

7. Я предпочитаю использовать сильные аргументы и доводы.

8. Я стараюсь быть в числе первых, как и большинство людей.

*9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах.

10. Я получаю удовольствие от общения с незнакомыми людьми.

*11. Я часто не знаю, что лучше сказать привлекательной женщине (мужчине).

*12. Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить по телефону в учреждение.

*13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.

*14. Я стесняюсь возвратить покупку.

*15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.

*16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым.

*17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать.

18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения.

*19. Я не люблю спорить и торговаться о цене.

20. Сделав что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.

21. Я откровенен и искренен в своих чувствах.

22. Если кто-то сплетничает обо мне, я стремлюсь поговорить с ним об этом.

*23. Мне часто трудно ответить «нет».

*24. Я склонен сдерживать проявление своих эмоций.

25. Я жалуюсь на плохое обслуживание и беспорядок.

*26. Когда мне делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ.

27. Если в театре или на лекции мне мешают разговорами, я делаю замечание.

28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, получит отпор.

29. Я всегда высказываю свое мнение.

*30. Иногда мне абсолютно нечего сказать.

Ключ Сначала подсчитайте сумму баллов для вопросов, не отмеченных звездочкой (номера 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29), а потом всех остальных (номера 1, 2, 4, 5, 9, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30).

Прибавьте к первой сумме число 72 и вычтите вторую.

Результат

0—24 – очень неуверен в себе;

25—48 – скорее не уверен, чем уверен;

49—72 – среднее значение уверенности;

73—96 – уверен в себе;

97—120 – излишне самоуверен.

Для тех, кто набрал малое количество баллов, не уверен в себе, чувствует себя уязвимым, предлагается упражнение «Маяк».

Упражнение «Маяк»

Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине острова – высокий, мощный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете свет, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ГАСНЕТ.

Самотест «Профессиональное мастерство учителя» (по Л.К. Гребенкиной и Л.А. Байковой)

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее близкий для вас ответ: «да» (+) или «нет» (-).

Блок 1. Цель. Проверка силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов – природных предпосылок для становления вашего профессионального мастерства.

АНКЕТА 1 1. Обычно у вас высокая работоспособность?

2. Вам нелегко сконцентрировать внимание на заданном объекте?

3. Обычно при работе у вас хорошее настроение?

4. После напряженного труда вы быстро восстанавливаете силы?

5. Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?

6. В ваших руках любая работа спорится?

7. Обычно вы действуете быстро и решительно?

8. Вам легко включиться в новую ситуацию?

9. Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с вами?

10. Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?

Обработка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8—10, у вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4–7 – средний, 1–3 – уровень критический. При среднем и критическом уровнях возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, определите для себя их значимость.

Блок 2. Цель.. Определить ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально-психологическая основа совершенствования профессионального мастерства. Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++).

АНКЕТА 2 1. О вас говорят, что вы наблюдательны и эмоциональны?

2. Вам легко почувствовать состояние другого человека?

3. Вы любите фантазировать, придумывать?

4. Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?

5. Вы терпеливы и сдержаны по отношению к другим?

6. Вас считают человеком сообразительным и энергичным?

7. Сталкиваясь с трудностью, ваш мозг работает интенсивнее?

8. Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

9. Вы полагаете, что у вас развито чувство ритма и красоты?

10. Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов

Подсчитайте по блоку количество положительных ответов: 16–20 – высокий показатель; 10–15 – средний уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; до 9 – критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить ваше внимание и действия на недостающих свойствах вашей психики и поведения.

Блок 3. Цель. Определение степени профессионального мастерства педагога (вопросы со сдвоенными ответами (++)).

АНКЕТА 3 1. Вы человек эрудированный и с широким кругозором?

2. Вы всегда дисциплинированны и ответственны?

3. У вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

4. Вас считают человеком порядочным и счастливым?

5. О вас говорят, что вы внимательны к другим и тактичны?

6. Вам легко представить себя на месте другого?

7. Вы человек самокритичный и справедливый?

8. Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

9. Вы любите детей и вам интересно в их обществе?

10. Вы цените чувство юмора и не обижаетесь, когда подшучивают над вами?

11. Вы можете увлечь делом и повести за собой?

12. Вы знаете свой предмет, читаете специальную литературу?

13. Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

14. Вы любите передавать свои знания другим в доступной для них форме?

15. Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?

16. Вопросы детей не вызывают у вас раздражения и беспокойства?

17. Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?

18. Вы умеете выбрать точный план действий и правильный тон в общении?

19. У вас всегда хватает терпения убеждать других делать то, что необходимо, но не хочется?

20. Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Обработка результатов Подсчитайте количество положительных ответов: 30–40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20–29 – средний уровень; до 19 – уровень критический. При критическом уровне возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.

Модифицированная методика Т. Дембо «Размещение себя на шкале»

Модифицированная методика используется в целях выявления самооценки опрашиваемого. Представления человека о том, ценит ли он себя и насколько счастлив. Процедура оригинального эксперимента такова: рецензент показывает опрашиваемому лист бумаги с начерченной на нем вертикальной линией и просит представить, будто на этой линии расположилось все человечество: вверху – самые здоровые, внизу – самые больные. Задача опрашиваемого – отметить крестиком свое место на этой импровизированной шкале. После того как он это сделает, проводится еще одна линия и предлагается аналогичная задача, с той лишь разницей, что оценка идет не по шкале здоровья, а по шкале ума. Процедура, таким образом, позволяет выявить самооценку по ряду параметров. Вся длина линии (100 мм) принимается за 100 % и высчитывается расположение крестика от нуля.

Модификация методики состоит в том, что в качестве шкал выбираются четыре эмоции – радость, гнев, страх и печаль. Опрашиваемому дается письменная инструкция и лист бумаги с четырьмя параллельными вертикальными отрезками прямых (каждый отрезок имеет длину 100 мм, не обозначены словами только его концы: нижний – «минимум», верхний – «максимум»). Каждый отрезок является шкалой, на которой испытуемый должен крестиком отметить свое место в отношении здоровья, чувства оптимизма (радость), гнева, тревоги (страха) и печали. Шкала «здоровья» дается для ознакомления испытуемого с заданием, оценка по ней не учитывается. Данные по остальным шкалам выражаются количественно: числом миллиметров от начала шкалы до крестика, поставленного испытуемых (в %).

Эта методика может использоваться и по-другому, с привлечением судей, знающих данного опрашиваемого. Высчитываются средние арифметические оценок, данных несколькими судьями.

Особенностями модифицированной методики Т. Дембо являются глобальность оценки и предельная открытость целей эксперимента перед опрашиваемыми и судьями. Ее недостатком является возможная неискренность опрашиваемого, наличие симпатий или антипатий между участниками.

Опросник «Умеете ли вы влиять на других?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих личных переживаний?

4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей персоне?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, какую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли ли вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

9. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменным?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что ваш руководитель или другой авторитет в чем-то не прав?

Ключ к опроснику За ответ «да» на вопросы 1, 3–7, 11–13 и ответ «нет» на вопросы 8 и 9 поставьте себе по пять баллов; на остальные – ноль.

35–65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными задатками эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя очень комфортно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их тому, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако, вам надо быть очень острожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.