КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методики изучения имиджа учителя и практикумы 1 страница
Роль диагностики в психологии формирования имиджа учителя
Для того, чтобы правильно организовать свою деятельность и построить имидж, учителю необходимо освоить инструментарий его педагогической диагностики и прогнозирования, с помощью которого получает новые знания, ищет ответы на вопросы, с которыми сталкивается на практике. К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как необходимый компонент целостного педагогического процесса. Это неизбежно ведет не только к поверхностному знанию детей, но и к уменьшению педагогических требований, к стандартизации обучения и воспитания при постоянно возрастающем индивидуальном своеобразии свойств современных школьников. Поэтому учителя часто бывают недовольны своими учениками, а те – школой. В практике работы школ изучение учащихся, анализ деятельности учителей, воспитательных воздействий семьи осуществляется неквалифицированно или игнорируется вообще. Не существует научного инструментария для изучения результативности и подготовленности учителя к диагностике собственного имиджа в целостном педагогическом процессе. Основные функции диагностики педагогического имиджа учителя: • обратной связи; • оценки результативности педагогической деятельности; • воспитательно-побуждающая; • конструктивная; • информативная; • прогностическая. Далее представлены методические рекомендации по изучению психолого-педагогической диагностики деятельности и формирования имиджа учителя.
Поскольку различные аспекты психолого-педагогической диагностики, составляющие имидж учителя, были представлены в соответствующих главах исследования, то в данной главе будут рассмотрены отдельные методики изучения формирования имиджа учителя.
Психотехника профессионального успеха (по Н.В. Самоукиной) Для достижения профессионального успеха наиболее эффективным является принцип равновесия, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если что-то мешает». Иными словами, сущность этого принципа состоит в следующем: • необходимо точно сформулировать цель, которую нужно достичь в условиях своей профессиональной деятельности; • важно проанализировать ситуацию и выделить условия, способствующие и препятствующие достижению собственной цели; • нужно выбрать цели, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы; • из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно и нельзя изменить. Подумать, какие из них преобладают; • если преобладают условия, препятствующие достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться обойти их; • если препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, надо на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую, которая также может быть достижима в условиях вашей профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация может измениться так, что упростится достижение поставленной цели или она перестанет быть значимой. Полезными для достижения профессионального успеха могут служить следующие правила: Правило 1. Внутреннее состояние успешности индивидуально для каждого человека. Его следует запоминать и уметь быстро настраивать себя на него. Правило 2. Достижение профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться полностью. Правило 3. Человеку начинает сопутствовать везение, если он руководствуется следующей установкой: хорошо, если у меня получится, но если нет, то это не будет большой трагедией. Для меня это не столь значимо, есть дела поважнее.
Правило 4. Правильная стратегия включения в профессиональную деятельность такова: терпеливо и постепенно входить в новое дело или занятие, медленно и осторожно набирая опыт и уверенность в себе. Правило 5. Критерий правильной оценки своего внутреннего состояния состоит в следующем: если человек чувствует себя спокойно и способен принимать разумные решения, он сохранил активность и высокую эффективность в своих действиях. Если же работник чувствует повышенную тревожность, излишне много внимания уделяет мелочам и деталям, начинает суетиться, слишком быстро говорить и двигаться, он спешит и может совершить непоправимую ошибку. Правило 6. «Не мечтать ни о чем заранее. Постепенно, шаг за шагом, двигаться в нужном направлении». Правило 7. «Останавливаться на какое-то время, если возникают трудности. Но не отступать от своей цели, если она остается значимой». Схема анализа индивидуального стиля деятельности учителя (по Марковой А.К., Никоновой А.Я.) 1. Содержательные характеристики: • ориентация учителя на процесс или на результат работы; • адекватность – неадекватность планирования учебновоспитательного процесса; • оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; • рефлективность – интуитивность деятельности с учетом ориентировочных, исполнительских и контрольных компонентов; 2. Динамические характеристики: • гибкость (учитель быстро реагирует на изменения ситуации, переключается с одного вида работы на другой, может изменить первоначальный план урока) или традиционность (педагог с трудом приспосабливается к возникшей ситуации, строго придерживается заранее разработанного плана урока); • импровизация или осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат); • устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке (учитель ориентирован не на ситуацию, а на свои цели) или неустойчивость (поведение педагога зависит от ситуации, складывающейся на уроке, настроения и подготовленности класса или отдельных учащихся);
• стабильное положительное эмоциональное отношение к учащимся (педагог доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) или нестабильное (педагог легко выходит из равновесия, ситуативен в оценке деятельности и свойств личности учеников); • наличие личностной тревожности (эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) или ее отсутствие; • направленность рефлексии в неблагополучной ситуации на себя, на других или на обстоятельства. 3. Результативные характеристики: • однородность уровня знаний учащихся; • стабильность у них навыков учения; • уровень развития у учащихся интереса к предмету. Опросник «Хороший учитель» Инструкция. Хороший учитель. Каков он? Пожалуйста, проранжируйте перечисленные качества (от 1 – «наиболее важно» и так далее до 10 – «наименее важно»). 1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы. 2. Способен поддерживать дисциплину и порядок. 3. Рассказывает ученикам о своей личной жизни, успехах и неудачах. 4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете. 5. Открыто признается, что делает ошибки или не знает чего-то. 6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и пытается помочь, если это возможно. 7. Заставляет учеников много работать, чтобы они отлично знали его предмет. 8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им. 9. Использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать свои уроки интересными. 10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) Методика может применяться как для диагностики мотивации профессиональной деятельности, так и педагогической. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы делятся на положительные и отрицательные. Первые, несомненно, более эффективны и желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по 5-балльной шкале (табл. 1). Таблица 1 Шкала мотивов профессиональной деятельности
Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности, который представляет собой соотношения трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Таблица 2 Мотивационные комплексы (пример)
Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ > ВПМ > ВМ. Следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип превосходит другой по степени выраженности. Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 2) считать абсолютно одинаковыми. И первый, и второй относятся к одному и тому же неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором, в котором имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение внутренней и внешней положительной. По данным Реан А.А. (1990, 1999), удовольствие от своей профессии соотносится с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией возрастает в зависимости от оптимальности его мотивационного комплекса: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной. Кроме того, установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, r = – 0,585). Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем больше активность учителя мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем больше деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, тем выше уровень эмоциональной нестабильности. Методика построения психологических профилей креативности «Я-реальный», «Я-идеальный», «Я-рефлексивный», «Я-концепция» (по Вишняковой Н.Ф.) Для построения психологических профилей креативности отметьте уровни восьми креативных качеств: 1) творческое мышление; 2) любознательность; 3) оригинальность; 4) воображение; 5) интуиция; 6) эмоциональность, эмпатия; 7) чувство юмора; 8) творческое отношение к профессии в четырех кругах «Я-реальный», «Я-идеальный», «Я-рефлексивный» и «Я-концепция» по результатам теста в баллах. Они отмечаются точками на оси каждого креативного показателя. Точки соедините цветными линиями: «Я-реальный» — красной, «Я-идеальный» — зеленой; «Я-рефлексивный» – черной и «Я-концепция» — синей. Они свидетельствуют об уровне восьми выделенных креативных склонностей, которые при соединении точек составляют психологический профиль креативности. Показатели верхней части круга (1, 2, 8) соответствуют сознательным, а нижние (4, 5, 6) – подсознательным процессам творческой личности, показатели 3 и 7 относятся к пограничным сознательно-подсознательным психическим процессам. С целью определения резервов и творческого потенциала личности необходимо совместить эти круги, обозначив контуры психологического профиля креативности «Я-реальный» – красной, «Я-идеальный – зеленой, «Я-рефлексивный» – черной и «Я-концепция» – синей соединительной линией. Реальное, идеальное, рефлексивное и концептуальное представление о креативности и творческих склонностях выполняют функции регуляторов самооценки. Однако следует учитывать, что у всех людей разное реальное, идеальное, рефлексивное и концептуальное представление о своих творческих возможностях и они часто бывают завышенными или заниженными. Данная проблема является предметом обсуждения психолога и клиента в процессе психологического консультирования с целью психокоррекции личности.
Методика исследования барьеров педагогической деятельности (по Шамовой Т.М.) Цель. Выявить способности учителя к саморазвитию. Инструкция. Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы: 5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует. АНКЕТА 1 1. Я стремлюсь изучить себя. 2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами. 3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время. 6. Я анализирую свои чувства и опыт. 7. Я много читаю. 8. Я дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности. 10. Я стремлюсь быть более открытым. 11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. 13. Я получаю удовольствие от освоения нового. 14. Возрастающая ответственность не пугает меня. 15. Я бы положительно отнесся к продвижению на службе. Обработка результатов. Подсчитайте общую сумму баллов: 75—55 – активное развитие; 54—36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, которая сильно зависит от условий; 35—15 – остановившееся развитие. АНКЕТА 2 Цель. Выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению и саморазвитию учителей в школе. Инструкция. Оцените нижеперечисленные факты по 5-балльной шкале. 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет. Препятствующие факторы: 1. Собственная инерция. 2. Разочарование в результате имеющихся ранее неудач. 3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей. 4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих все перемены и стремление к новому. 5. Неадекватная обратная связь с коллективами и руководителями, т. е. отсутствие объективной информации о себе. 6. Состояние здоровья. 7. Недостаток времени. 8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. Стимулирующие факторы: 1. Школьная методическая работа. 2. Обучение на курсах. 3. Пример и влияние руководителей. 4. Помощь и влияние коллег. 5. Организация труда в школе. 6. Внимание к этой проблеме руководителей. 7. Доверие. 8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. 9. Занятия самообразованием. 10. Интерес к работе. 11. Возрастная ответственность. 12. Возможность получения признания в коллективе. Таблица 3 Обработка данных В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью их готовности к саморазвитию. Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу 3. Уверенность в себе (тест Рейдаса) Цель. Проверка уверенности в себе и определение собственного поведения в конфликте. Инструкция. Вам будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения, укажите степень вашего согласия или несогласие с ними в баллах: 5 – да; 4 – скорее да, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет, чем да; 1 – нет. АНКЕТА *1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее чем я. *2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости. 3. Когда подаваемая еда в кафе меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту. *4. Я стараюсь не задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили. *5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет». 6. Когда меня просят что-либо сделать, я обязательно выясняю зачем. 7. Я предпочитаю использовать сильные аргументы и доводы. 8. Я стараюсь быть в числе первых, как и большинство людей. *9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах. 10. Я получаю удовольствие от общения с незнакомыми людьми. *11. Я часто не знаю, что лучше сказать привлекательной женщине (мужчине). *12. Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить по телефону в учреждение. *13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование. *14. Я стесняюсь возвратить покупку. *15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение. *16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым. *17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать. 18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения. *19. Я не люблю спорить и торговаться о цене. 20. Сделав что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие. 21. Я откровенен и искренен в своих чувствах. 22. Если кто-то сплетничает обо мне, я стремлюсь поговорить с ним об этом. *23. Мне часто трудно ответить «нет». *24. Я склонен сдерживать проявление своих эмоций. 25. Я жалуюсь на плохое обслуживание и беспорядок. *26. Когда мне делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ. 27. Если в театре или на лекции мне мешают разговорами, я делаю замечание. 28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, получит отпор. 29. Я всегда высказываю свое мнение. *30. Иногда мне абсолютно нечего сказать. Ключ Сначала подсчитайте сумму баллов для вопросов, не отмеченных звездочкой (номера 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29), а потом всех остальных (номера 1, 2, 4, 5, 9, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30). Прибавьте к первой сумме число 72 и вычтите вторую. Результат 0—24 – очень неуверен в себе; 25—48 – скорее не уверен, чем уверен; 49—72 – среднее значение уверенности; 73—96 – уверен в себе; 97—120 – излишне самоуверен. Для тех, кто набрал малое количество баллов, не уверен в себе, чувствует себя уязвимым, предлагается упражнение «Маяк». Упражнение «Маяк» Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине острова – высокий, мощный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете свет, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ГАСНЕТ. Самотест «Профессиональное мастерство учителя» (по Л.К. Гребенкиной и Л.А. Байковой) Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее близкий для вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). Блок 1. Цель. Проверка силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов – природных предпосылок для становления вашего профессионального мастерства. АНКЕТА 1 1. Обычно у вас высокая работоспособность? 2. Вам нелегко сконцентрировать внимание на заданном объекте? 3. Обычно при работе у вас хорошее настроение? 4. После напряженного труда вы быстро восстанавливаете силы? 5. Вам легко переключаться с одной деятельности на другую? 6. В ваших руках любая работа спорится? 7. Обычно вы действуете быстро и решительно? 8. Вам легко включиться в новую ситуацию? 9. Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с вами? 10. Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная? Обработка результатов Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8—10, у вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4–7 – средний, 1–3 – уровень критический. При среднем и критическом уровнях возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, определите для себя их значимость. Блок 2. Цель.. Определить ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально-психологическая основа совершенствования профессионального мастерства. Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++). АНКЕТА 2 1. О вас говорят, что вы наблюдательны и эмоциональны? 2. Вам легко почувствовать состояние другого человека? 3. Вы любите фантазировать, придумывать? 4. Вы сами стремитесь к общению с другими людьми? 5. Вы терпеливы и сдержаны по отношению к другим? 6. Вас считают человеком сообразительным и энергичным? 7. Сталкиваясь с трудностью, ваш мозг работает интенсивнее? 8. Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана? 9. Вы полагаете, что у вас развито чувство ритма и красоты? 10. Вы дорожите своим и чужим временем? Обработка результатов Подсчитайте по блоку количество положительных ответов: 16–20 – высокий показатель; 10–15 – средний уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; до 9 – критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить ваше внимание и действия на недостающих свойствах вашей психики и поведения. Блок 3. Цель. Определение степени профессионального мастерства педагога (вопросы со сдвоенными ответами (++)). АНКЕТА 3 1. Вы человек эрудированный и с широким кругозором? 2. Вы всегда дисциплинированны и ответственны? 3. У вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим? 4. Вас считают человеком порядочным и счастливым? 5. О вас говорят, что вы внимательны к другим и тактичны? 6. Вам легко представить себя на месте другого? 7. Вы человек самокритичный и справедливый? 8. Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее? 9. Вы любите детей и вам интересно в их обществе? 10. Вы цените чувство юмора и не обижаетесь, когда подшучивают над вами? 11. Вы можете увлечь делом и повести за собой? 12. Вы знаете свой предмет, читаете специальную литературу? 13. Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека? 14. Вы любите передавать свои знания другим в доступной для них форме? 15. Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна? 16. Вопросы детей не вызывают у вас раздражения и беспокойства? 17. Вы постоянно учитываете интересы и стремления других? 18. Вы умеете выбрать точный план действий и правильный тон в общении? 19. У вас всегда хватает терпения убеждать других делать то, что необходимо, но не хочется? 20. Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением? Обработка результатов Подсчитайте количество положительных ответов: 30–40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20–29 – средний уровень; до 19 – уровень критический. При критическом уровне возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства. Модифицированная методика Т. Дембо «Размещение себя на шкале» Модифицированная методика используется в целях выявления самооценки опрашиваемого. Представления человека о том, ценит ли он себя и насколько счастлив. Процедура оригинального эксперимента такова: рецензент показывает опрашиваемому лист бумаги с начерченной на нем вертикальной линией и просит представить, будто на этой линии расположилось все человечество: вверху – самые здоровые, внизу – самые больные. Задача опрашиваемого – отметить крестиком свое место на этой импровизированной шкале. После того как он это сделает, проводится еще одна линия и предлагается аналогичная задача, с той лишь разницей, что оценка идет не по шкале здоровья, а по шкале ума. Процедура, таким образом, позволяет выявить самооценку по ряду параметров. Вся длина линии (100 мм) принимается за 100 % и высчитывается расположение крестика от нуля. Модификация методики состоит в том, что в качестве шкал выбираются четыре эмоции – радость, гнев, страх и печаль. Опрашиваемому дается письменная инструкция и лист бумаги с четырьмя параллельными вертикальными отрезками прямых (каждый отрезок имеет длину 100 мм, не обозначены словами только его концы: нижний – «минимум», верхний – «максимум»). Каждый отрезок является шкалой, на которой испытуемый должен крестиком отметить свое место в отношении здоровья, чувства оптимизма (радость), гнева, тревоги (страха) и печали. Шкала «здоровья» дается для ознакомления испытуемого с заданием, оценка по ней не учитывается. Данные по остальным шкалам выражаются количественно: числом миллиметров от начала шкалы до крестика, поставленного испытуемых (в %). Эта методика может использоваться и по-другому, с привлечением судей, знающих данного опрашиваемого. Высчитываются средние арифметические оценок, данных несколькими судьями. Особенностями модифицированной методики Т. Дембо являются глобальность оценки и предельная открытость целей эксперимента перед опрашиваемыми и судьями. Ее недостатком является возможная неискренность опрашиваемого, наличие симпатий или антипатий между участниками. Опросник «Умеете ли вы влиять на других?» Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля? 2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно? 3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих личных переживаний? 4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей персоне? 5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, какую вы считаете для себя самой важной? 6. Любите ли вы делать что-то трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности? 7. Могли ли вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата? 8. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений? 9. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменным? 10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома? 11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач? 12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей? 13. Любите ли вы доказывать, что ваш руководитель или другой авторитет в чем-то не прав? Ключ к опроснику За ответ «да» на вопросы 1, 3–7, 11–13 и ответ «нет» на вопросы 8 и 9 поставьте себе по пять баллов; на остальные – ноль. 35–65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными задатками эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя очень комфортно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их тому, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако, вам надо быть очень острожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |