КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология как наука830.7 1 3 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Издание третье, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru www.koob.ru «Феникс» Ростов-на-Дону 2000 ББК 22. ЗЯ72 С 81 Рецензенты: профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН) профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ) Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с. В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей. ISBN 5-222-00483-Х ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова ' Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop... ___,------------- © Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. 1 Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ... 6 1. Психология как наука. 6 Происхождение слова «психология». 6 основные этапы ее развития. 7 1.1. Задачи и место психологии в системе наук. 7 1.2. Отрасли психологии. 8 1.3. Методы психологии. 10 2. Понятие психики. 11 Соотношение субъективной и объективной реальности. 13 Развитие психики в филогенезе. 14 Структура психики человека. 16 Психические процессы. 16 Психические состояния. 16 Психические свойства. 16 2.1. Психика и организм.. 17 Психика, нервная система, мозг 20 Таблица 1. 21 2.2. Психика, поведение и деятельность. 23 Деятельность. 23 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 27 ЛИТЕРАТУРА. 27 Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.. 28 1. Краткий экскурс в историю психологии. 28 2. Фрейдизм, психоанализ. 34 Теория сексуального развития 3. Фрейда. 38 3. Бихевиоризм.. 40 3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера. 41 3.2. Теория социального научения. 42 Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения. 43 4. Когнитивный подход в психологии. 44 4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли) 46 5. Гуманистические теории личности. 49 5.1. Феноменологический подход Роджерса. 51 5.2. Теория личности Г. Тома. 55 6. Аналитическая психология К. Юнга. 56 Структура психики человека в концепции К. Юнга. 56 6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.. 58 7. Трансперсональная психология. 63 7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. 64 8. Психогенетический подход Ч. Тойча. 71 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 75 ЛИТЕРАТУРА. 75 Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 76 1. Ощущения и восприятия. 76 Познавательные психические процессы.. 77 Основные характеристики анализаторов. 79 1.1. Восприятие. 80 Свойства восприятия: 81 Виды восприятия. 84 Сознательное и подсознательное восприятие. 85 Преднамеренное и непреднамеренное. 85 Нарушение восприятия ПРИ. 86 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 87 ЛИТЕРАТУРА. 87 1.2. Внимание. 88 Виды внимания. 89 2. Закономерности памяти. 92 Виды памяти. 96 2.1. Расстройства памяти. 97 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 99 ЛИТЕРАТУРА. 99 3. Мышление. 99 3.1. Развитие мышления в персоногенезе. 100 Виды мышления: 102 Структура мыслительного процесса решения проблемы: 104 Операции мыслительной деятельности. 105 3.2. Понятие и представление. 105 Мотивация мышления. 107 Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей. 107 Синтетический стиль мышления. 108 3.3. Способы активизации мышления. 109 Основные правила проведения «мозгового штурма»: 109 3.4. Расстройства мышления. 109 классификацию расстройств мышлени-я созданную Б. В. Зейгарник. 110 4. Воображение. 113 4.1. Виды воображения. 114 Мысленный эксперимент. 115 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 116 ЛИТЕРАТУРА. 117 5. Речь. 117 5.1. Виды речевой деятельности и их особенности. 118 6. Интеллект. 119 6.1. Оценка интеллекта. 122 6.2. Креативность, или творческая одаренность. 124 6.3. Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками. 126 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 127 ЛИТЕРАТУРА. 127 Глава 4 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.. 127 1. Сознание как высшая ступень развития психики. 127 2. Самосознание. 131 Критерии самосознания: 132 2.1. Нарушения самосознания. 133 3. Взаимодействие сознания и подсознания. 134 4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 135 4.1. Теории эмоций. 137 4.2. Стресс и фрустрация. 139 4.3. Физиологические механизмы стресса. 140 Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 141 5. Воля как характеристика сознания. 142 5.1. Структура волевого действия. 143 6. Состояния сознания. 144 Результаты деятельности. 145 6.1. Нарушения сознания. 151 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 151 ЛИТЕРАТУРА. 151 Глава 5 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Б ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 152 1. Индивидуальность и личность. 152 1.1. Свобода воли. 155 1.2. Общее и индивидуальное. 156 1.3. Психологическая структура личности. 156 Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову): 157 2. Способности как проявление индивидуального в психике. 157 Способности можно классифицировать на: 158 3. Типология темперамента. 159 3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 160 3.2. Роль темперамента в деятельности. 162 Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. 162 4. Конституционные типологии. 163 5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности. 165 факторы второго порядка (по Кэттелу): 168 Приведем список мотивационных факторов (по ГилфорДУ): 168 5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией. 169 список поверхностных черт личности по Кэттелу: 170 6. Типологический подход. 171 7. Характер, акцентуации характера и неврозы.. 172 7.1. Акцентуации характера. 175 7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. 176 7.3. Неврозы.. 180 Социокультурная концепция К. Хорни о природе неврозов. 181 8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. 182 Оргоническая энергия обладает следующими свойствами: 183 9. Типологии характера. 183 9.1. Классификация А. Ф. Лазурского. 184 НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 184 СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. 184 ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. 184 9.2. Типология социальных характеров Фромма. 185 Неплодотворные ориентации: 185 9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь) 189 9.4. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром) 190 Можно выделить четыре основных манипулятивных системы. 191 9.5. Типологические модели индивидуальных характеров. 192 Психоаналитические типологии. 192 9.6. Типологическая модель К. Юнга. 195 9.7. Типология психосоциотипов. 198 Существуют четыре основных предпочтения: 198 Таблица 5.1. 199 9.8. Сенсорная типология. 200 Таблица 5.2. Типология психосоциотипов. 201 9.9. Психогеометрическая типология. 202 Основные психологические характеристики поведения. 203 9.10. Клинические типологии личности. 203 Типологическая модель психопатий (П. Б. Ганнушкин) 203 Группа астеников. 204 Группа Шизоидов. 204 Группа параноиков. 204 Группа эпилептоидов. 205 Группа истерических психопатий. 205 Группа неустойчивых психопатов. 205 Группа конституционно глупых. 206 9.11. От «комплекса неполноценности» к личностному росту. 206 Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. 207 9.12. Типы людей и «локус контроля». 209 9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. 209 личностные характеристики в рамках данной типологии. 210 10. Мотивация. 212 Выделяют классификацию потребностей: 213 11. Психические состояния. 220 11.1. Агрессивность и агрессивное поведение. 221 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 226 ЛИТЕРАТУРА. 227 Глава 6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ... 227 1. Психология общения. 227 1.1. Функции и структура общения. 227 В процедуре общения выделяют следующие этапы: 228 Стратегии общения: 229 Виды общения. 229 1.2. Трансактный анализ общения. 230 1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 231 1.4. Общение как восприятие людьми друг друга. 233 1.5. Синтоническая модель общения. 237 1.6. Виды и техники слушания. 242 Процесс слушания. 242 Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: 243 Виды слушания. 243 Правила эмпатического слушания: 245 Знаки внимания в общении. 246 2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения. 247 2.1. Межличностные отношения и взаимодействия. 248 2.2. Взаимодействие в группе. 254 2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. 262 Сфера руководства включает три блока: 268 Выделяют следующие стили управления. 269 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 271 ЛИТЕРАТУРА. 272 Глава 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 273 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики. 273 1.1. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы.. 277 Педагогические принципы.. 278 1.2. Основные понятия дидактики. 279 2. Психологические особенности обучения. 282 2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей. 285 Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации. 285 2.2. Стратегия экстериоризации. 288 Стратегия проблематизации и рефлексии. 288 2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 289 3. Структура педагогической деятельности. 295 3.1. Методологическая структура педагогической деятельности. 295 3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 296 Таблица 7.1. 297 3.3. Основные дидактические концепции. 299 4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения. 300 Таблица 7.2. Классификация методов по характеру деятель' ности обучаемых. 301 4.1. Программированное обучение. 303 4.2. Проблемное обучение и деловые игры.. 304 4.3. Производственно-профессиональное обучение. 306 ОБРАЗЕЦ УЧЕБНОЙ КАРТЫ.. 308 4.4. Инновационное обучение. 309 5. Педагогическое общение. 311 5.1. Стили педагогического общения. 312 Диалог и монолог в педагогичееком общении. 313 Основные психолого- педагогические приемы обучения при педагогическом оптимальном общении 317 5.2. Воспитание и его закономерности. 317 Гуманистическая педагогика. 318 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 323 ЛИТЕРАТУРА. 323 Глава 8 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 324 1. Жизненный цикл развития человека. 324 1.1. Развитие нервной системы.. 326 1.2. Физическое развитие. 326 1.3. Половое развитие. 327 1.4. Когнитивное развитие. 328 Согласно концепции Пиаже (1966 г.), 328 Стадия конкретных операций включает: 329 1.5. Нравственное развитие. 331 Теория III. интпенционалъности (намерений) 332 2. Формирование и развитие личности. 332 2.1. Социализация личности. 332 Социальная роль. 333 Социальный статус. Систематизация социалъных ролей. 334 Ролевые и вну'триличностные -конфликты.. 335 Различия между социализацией детей и взрослых. 336 2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона. 337 Жизненные кризисы.. 337 Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 338 3. Психологические особенности возрастных периодов. 338 1. Моторный этап развития психики. 339 2. Сенсомоторный период развития психики. 339 3. Аффекпшный этап развития психики. 339 4. Идеаторпый этап развития психики. 339 3.1. Кризис новорожденное-™... 340 3.2. Стадия младенчества. 341 3.3. Ранний возраст. 341 3.4. Кризис трех лет. 342 3.5. Дошкольный возраст. 343 3.6. Младший школьный возраст. 345 3.7. Подростковый возраст. 347 3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 351 Особенности развития личности студента. 354 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 365 ЛИТЕРАТУРА. 366
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе. Происхождение слова «психология» Своим названием и первым onределением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |