КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 70. Обучение детей с недостатками зрения в школе
Функции специальных школ для слепых и слабовидящих детей: учебно-воспитательная; коррекционно-развивающая; санитарно-гигиеническая; лечебно-восстановительная; социально-адаптационная; профориентационная. Коррекционно-развивающая работа - важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая: развитие процессов компенсации; исправление и восстановление нарушенных функций; сглаживание недостатков познавательной деятельности; поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.). Отличительные особенности работы специальных школ для слепых и слабовидящих (соответственно III и IV видов): учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушением зрения; опора на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей; модификация содержания образования в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения; дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; создание соответствующих санитарно-гигиенических условий пребывания слепых и слабовидящих учащихся; • организация лечебно-восстановительной работы; • всесторонняя подготовка слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном обществе, в том числе к осознанному выбору рода профессиональных занятий. 2. Особенности обучения общеобразовательным предметам: • слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);
• специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов); увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов. рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидяших) пособий. Специальная программа по русскому языку: • увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах); • для слабовидяших на начальном этапе — формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму; • для слепых - обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений; • формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами. Программа по математике: увеличение подготовительного периода; формирование навыков и опыта ориентации в микро пространстве; развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежи измерительных действиях. Ознакомление с окружающим миром и природоведение: для слабовидяших - увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении; для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.
Программа по изобразительному искусству: обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует: • специальной подготовки педагогов; • оснащения учебного процесса; • создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов. 3. Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств. Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Этапы трудового обучения в специальной школе: • первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.); • трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность (5—10 кл.); • широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.). 1-4 кл.: • самообслуживание; • хозяйственно-бытовой труд; • труд в природе; • ручной и художественный труд. • технический труд; • сельскохозяйственный труд; • обслуживающий труд. • сочетание трудового обучения с производительным трудом условиях школы и предприятия; • совершенствование профессиональной подготовки; • возможность получения начального профессиональною образования, специальности (токарь, оператор ЭВМ и др.), 4. Воспитание учащихся: • способствует умственному, нравственному, эмоциональном; и физическому развитию личности; • раскрывает ее творческие возможности; • формирует гуманистические отношения; • обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность и якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности. Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: • обучение детей рисованию, лепке, конструированию; • обучение пению, движениям под музыку; • развитие художественного творчества. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоционально сферы личности; влияет на познание нравственной стороны действительности, эстетическое отношение к окружающему миру. Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцирование и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве. Средства обучения слепых и слабовидящих: для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) - учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т, д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно; для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать: для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения:
оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др. Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные. При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются дефектологические обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа - неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса в специальных школах III и IV видов. Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения:»/ консервативное лечение глазных заболеваний; • диагностика зрения; • активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; • назначение очковой коррекции; • создание офтальмологических условий пребывания слепых слабовидящих детей.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |