Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Современные социологические теории




Темы рефератов и докладов

1. Объект и предмет социологии.

2. Методы прикладной социологии.

3. Программа и план социологического исследования.

4. Место социологии в структуре науки.

5. Элементы социологического знания.

6. Структура и процесс социологического исследования.

7. Понятие метода, методики и техники исследований в социологии.

8. Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

9. Социологические методы изучения объективной реальности.

 


Тема 2. История зарубежной и отечественной социологии [4]

2.1. Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Современные социологические теории. 2.2. Классический этап социологии. 2.3. Теоретико-методологические основы развития социологии в России. [5] 2.4. Классификация современных социологических парадигм. 2.5. Американская школа структурного функционализма. 2.6. Интерпретивные подходы в социологии США. 2.7. Объединительные парадигмы в западноевропейской социологии.

 

 

Хронология развития социального знания обозначается двумя периодами:

· «досоциологический» (V-IV вв. до н. э. - начало XIX в.);

· «собственно социологический», или «институционализированный» (середина XIX - до наших дней).

В рамках каждого из периодов, в соответствии с ведущими представлениями об устройстве общественной жизни и подходами к ее анализу, различаются определенные этапы:

«Досоциологический» период включает в себя:

· социальные идеи Древнего Мира;

· социальную мысль Средних веков;

· социальные воззрения эпохи Возрождения;

· социальные представления Нового Времени.

«Социологический» период делится на:

· классический этап (середина XIX - начало XX вв.);

· современный этап (середина XX в. - по настоящее время).

«Досоциологический» период назван таким образом в силу своей главной особенности — на данном отрезке времени социологическое знание в «свободном» виде не существовало, социальная мысль развивалась внутри философского знания. Но, несмотря на это именно в «досоциологический» период закладывается около 50% содержания социологии. Значение данного периода определяется его достижениями, которые заключаются в постановке, центральных проблем социологии. Именно в это время:

· поднимается вопрос о том, что первично в общественной жизни: общество или личность; коллективное или индивидуальное;

· происходит осознание неизбежности социального неравенства, которое постепенно возводится в ранг аксиомы. Анализируются его причины, и обосновывается его необходимость;

· ставится вопрос о направленности социального развития. Возникает идея социального прогресса. Ведется теоретический поиск оптимальных форм общественного устройства;

· изучаются базовые социальные институты: семья, собственность, право, государство, культура, образование и воспитание;

· рассматривается роль человека в обществе и структура личности как существа социального;

· описываются различные исторические типы обществ и выделяются критерии для их анализа;

· закладывается основа понятийного аппарата будущей науки об обществе;

· намечаются методологические подходы к анализу общественных явлений и процессов.

 

Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии:

На развитие социальных наук, прежде всего, оказывает влияние наличие общественных потребностей в решении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа. Таким образом, причины возникновения социологии коренятся, во- первых, в самой социальной практике и, во-вторых, в уровне накопленного теоретического знания.

Возникновение социологии, ее институционализация и динамичное развитие было обусловлено комплексом причин, сложившихся к концу XVIII - началу XIX вв.

Рассмотри основные социальные предпосылки возникновения социологии:

1. Изменения в социально-экономической жизни, которые становятся итогом бурного роста промышленности (т. н. «промышленных» революций»), несущего с собой усиление разделения труда, изменение и усложнение форм социальных взаимодействий, активизацию процессов урбанизации, появление новых социальных слоев.

2. Изменения в социально-политической жизни, которые возникают на фоне политической нестабильности в связи с буржуазно-демократическими революциями и приводят к формированию нового типа политических систем.

3. Изменения в общественном сознании, которые восходят к утверждению позитивного стиля мышления и рационального образа деятельности.

Ведущими же теоретическими предпосылками следует считать:

1. Смену парадигм научного мышления в естественных науках (физика и биология), развитие и успех которых закрепил превосходство позитивного стиля мышления.

2. Достижения предшествующих, этапов развития социально-гуманитарного знания.

Таким образом, под влиянием указанных причин, к середине XIX века начинается классический этап в развитии социологии, на котором происходит ее институционализация (закрепление статуса самостоятельной научной и учебной дисциплины).

Для классического этапа в истории социологии характерны две основные тенденции:

· утверждение социологии в качестве самостоятельной отрасли знания;

· становление принципов познания общественных явлений и процессов.

Идеи классической социологии объединял круг основных вопросов, на которые они пытались ответить. Каков предмет науки об обществе? Из каких содержательных разделов должна состоять социология? Что такое общество? Какова его структура? Каковы причины и механизмы социальных процессов? Каковы основные законы социальной жизни? Какими методами целесообразнее изучать общественное явления и процессы?

Центральным направлением социологического, мышления на классическом этапе становится позитивизм. Суть позитивистского стиля мышления заключается в том, что, с данной точки зрения, социология как наука должна строиться по образу и подобию естественных наук. Несмотря на существование в социологии различных позитивистских течений, его фундаментальные принципы сводятся к трем позициям:

· социальные явления качественно те же, что и природные явления;

· методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы и в социологических исследованиях;

· задача социологии состоит в выработке системы обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений и процессов.

Уже в начале XX в. начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической традиции, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании – управленческих. Американский этап (30-е – начало 50-х гг.) в развитии социологии определяется перемещением «географического центра социологических исследований из Европы в США. Содержательно этот период характеризуется интенсивным развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

Современный этап (50-е гг. – настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего, на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она превращается в равноправную университетскую дисциплину наряду с философией, экономикой и историей.

Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса взаимосвязи личности и общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивает свое внимание на изучении закономерностей «высоко» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюргейма и еще раньше – во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся: школа структурно – функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Д. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных представителей можно назвать такие направления, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход – марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

 

 

2.2. Классический этап социологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.