КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Теория и методика воспитания»
РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИКА, КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИЙ Основные идеи темы: Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Факторы и условия воспитания. Соотношение категорий социализации, образования, воспитания, обучения и развития. Место воспитания в системе социально-педагогических категорий и иерархии педагогических категорий. Воспитание как создание условий для развития и саморазвития ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности (развивающая), создание воспитывающей среды, организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания (воспитывающая), организация способов овладения социальным опытом (обучающая).
Сущность воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность, системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целереализация, контроль и оценка. Воспитание как системно-структурное образование. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая деятельность. Методологическое обоснование теории воспитания. Методические указания по теме. Студент должен уяснить и различать сущность воспитания как общественного явления и педагогического процесса, усвоить его характеристики. Он должен научиться осуществлять методологический и системно-структурный анализ воспитания: определять сущность структуры, функций воспитания, выявлять закономерности и принципы воспитания; усвоить этапы и логику воспитательного процесса. Ему важно осознать ключевое место воспитания в системе социально-педагогических категорий. Вопросы для самопроверки: 1. В чем сущность воспитания как общественного явления и целенаправленного педагогического процесса? 2. Охарактеризуйте интегративную связь понятий: социализация, образование, воспитание, обучение и развитие личности. 3. Определите структуру и функции воспитания. 4. Раскройте сущность процесса воспитания как системно-структурного образования. 5. Назовите этапы воспитательного процесса. 6. Определите виды воспитательной деятельности. 7. Проведите методологическое обоснование теории воспитания. СРС. Лекция завершается разъяснением о ведении педагогического словарика. В рекомендательном порядке можно предложить составить опорный сигнал по системно-структурному анализу воспитательного процесса в современной школе, который оценивается в форме взаимоконтроля.
НИРС. Студентам предлагается перечень тем по проблемам воспитания в школе для самостоятельного реферативного исследования. В течение двух недель им необходимо сделать теоретическое обоснование избранной темы исследования по четырем уровням педагогической методологии и представить его в форме введения к реферату. На индивидуальных консультациях с преподавателем важно уточнить объект, предмет, гипотезу, задачи, методику самостоятельного педагогического исследования. Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Существуют различные мнения учителей относительно воспитания в школе. А ваша точка зрения? 1. Школа воспитанием заниматься не должна. Ее основная функция – обучение. 2. Школа воспитанием заниматься не должна, она может ограничиться психологической помощью ребенку. 3. Школа воспитанием заниматься не должна, это удел внешкольных воспитательных учреждений (центра творчества, клуба «Подросток» и т.д.). 4. Школа воспитанием заниматься не должна, это обязанность семьи. 5. Воспитание в школе должно ограничиться организацией межличностного общения детей. 6. Воспитание в школе должно ограничиться организацией воспитательной работы по предмету. 7. Воспитание в школе должно ограничиться рамками урока. 8. Воспитание в школе должно ограничиться организацией коллективного взаимодействия детей.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |