Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общая характеристика правоохранительной системы России




1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами

 

Каждая учебная дисциплина, так же, как и каждая наука, изучает «что-то». У них всегда существует то, что называют объектом и предметом науки или, соответственно, учебной дисциплины.

Понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Из этого следует, что один и тот же объект может являться предметом изучения различных наук. Например, шариковую ручку может изучать механика (навинчивающийся колпачок), химия (состав пластмассы и чернил), эргономика (поиск оптимальной толщины корпуса ручки), эстетика (качество общего оформления), даже баллистика – если кому-нибудь захочется оценить возможность выстрела шариковой ручкой из, например, арбалета.

Все сказанное относится и к объекту и предмету учебной дисциплины.

Как следует из названия курса, его объектом являются правоохранительные органы и их деятельность. Предмет курса – определенные стороны объекта, поскольку изучать правоохранительные органы возможно в рамках и таких учебных дисциплин, как административное право, конституционное право, социология организаций и т.д. Особенность предмета нашего учебного курса определяется тем, что курс «Правоохранительные органы» носит синтетический, междисциплинарный характер. В рамках нашего курса из названных выше подходов выделяются те, которые характеризуют:

1. виды правоохранительных органов и их место в системе государства (правоохранительную систему);

2. правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов;

3. организацию правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

Обычно предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле.

В широком смысле - это исследование истории и современного состояние правоохранительных органов государства и организации их деятельности. В этом смысле изучаются задачи, структура и система правоохранительных органов; правовой статус их работников; место этих органов в государственном механизме; общие принципы, задачи и порядок осуществления правоохранительной деятельности в целом и отдельных ее видов.

В узком (непосредственном) смысле - это конкретные нормы ряда отраслей права, в которых закреплено устройство и деятельность правоохранительных органов (конституционного, административного, таможенного и других материальных отраслей права, а также процессуальных отраслей права).

Внутренняя структура курса «Правоохранительные органы» включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

Общая часть посвящена рассмотрению и характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, их взаимодействию между собой и с другими органами государства, основных понятий, системы и структуры учебной дисциплины, ее законодательных источников.

Особенная часть содержит рассмотрение основных направлений правоохранительной деятельности и конкретных органов, эту деятельность осуществляющих. При этом рассматривается организация и деятельность как государственных, так и негосударственных правоохранительных органов.

Специальная часть курса посвящена рассмотрению международного сотрудничества в правоохранительной деятельности.

 

Обычно говориться о том, что курс «Правоохранительные органы» связан с такими научными и учебными дисциплинами, как общая теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданский, уголовный процесс и т.д. С этим утверждением сложно спорить, поскольку проблемы и вопросы, которые рассматриваются в данных дисциплинах, так или иначе связаны и с правоохранительной деятельностью. Однако, кроме юридических дисциплин, курс «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» тесно связан с такими научными дисциплинами, как социология организаций и теория управления. Эти дисциплины изучаются на старших курсах, но наиболее простые их положения будут рассмотрены нами в настоящей главе в рамках третьего и четвертого пунктов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.