КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности конкурентных условий по видам транспорта
В условиях формирования рыночной экономики межвидовая конкуренция осложняется различными формами собственности, различной системой управления и различными типами внутривидовой конкуренции в каждом виде транспорта. Автомобильный транспорт оказался практически полностью приватизирован, распылен между мелкими и средними фирмами, здесь сложился рынок монополистической конкуренции. На воздушном и водном транспорте приватизация свелась к акционированию уже существовавших крупных предприятий и объединений и формированию олигополистического рынка. Наконец железная дорога осталась государственной монополией. Статус естественной монополии порождает серьезные особенности маркетинга на железнодорожном транспорте. С одной стороны, здесь в условиях государственной собственности, централизованного управления, возможности применения неэкономических подходов (достаточно вспомнить, что пассажирские перевозки в современной России убыточны) в меньшей степени, чем на других видах транспорта, осознаются сущность рыночной конкуренции и необходимость борьбы за выживание. Многие управленцы-железнодорожники продолжают мыслить категориями плановой экономики, не осознают необходимости вести конкурентную борьбу. Да и в учебниках по железнодорожному маркетингу значительная часть материала фактически посвящена планированию перевозок, мало чем отличаясь по содержанию от соответствующих разделов в дореформенных книгах. С другой стороны, именно мощная государственная монополия может позволить себе организацию широкомасштабной маркетинговой деятельности, создание специальных служб — центров транспортного обслуживания с отделами маркетинга, проведение маркетинговых исследований. Показательно и то, что при всех недостатках упомянутых учебни-
Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ ков они существуют, поскольку их создание и издание организуются той же мошной структурой, чего не наблюдается на других видах транспорта. Вместе с тем и на железной дороге складывается понимание того, что отсутствие конкуренции может привести к загниванию. С 1998 г. изучаются возможности создания внутригосударственной монополии конкурентной среды. Именно на это была направлена разработанная в 2000 г. Концепция развития структурной реформы железных дорог. Имеется в виду постепенная денационализация железной дороги, когда в государственной собственности остается путь и прочая инфраструктура, а подвижной состав передается частным компаниям, которые, конкурируя друг с другом, будут осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Радикальный шаг в этом направлении сделан в 2003 г.: из состава МПС выделена компания «Российские железные дороги». В 2004 г. создано Министерство транспорта РФ, включающие в себя федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, а также Федеральное дорожное агентство. Своеобразна ситуация с городским транспортом: разные его виды (трамвай, автобус, троллейбус) переданы в муниципальную собственность и в каждом городе образуют единую монополию (внутри которой тоже может существовать своя конкурентная среда), но эта монополия неабсолютна, так как в конкуренцию с ней включается частный автотранспорт, а в крупнейших городах и метрополитен. Интересно, что на примере конкуренции в сфере пассажирских перевозок можно увидеть, как это явление не всегда оказывается на пользу потребителю. Разумеется, именно благодаря конкуренции повсюду устанавливается достаточно высокий уровень качества обслуживания пассажиров. Но как раз поэтому последним оказывается почти безразлично, услугами какой авиационной или автобусной компании пользоваться. Что же касается выбора между видами транспорта, то он обусловливается почти исключительно сопоставлением преимуществ и недостатков самих видов, а не выполняющих перевозки компаний. (Дважды употребленное слово «почти» связано с различными льготами и тому подобными чисто маркетинговыми мерами тех или иных компаний.)
Поэтому пассажир заинтересован в унификации формы и правил продажи билетов, в максимальной их взаимозаменяемости, в единой информации о маршрутах, расписании, наличии свободных мест, в возможности приобретать сквозные билеты на маршрут, предусматривающий пересадки с одного вида транспорта на другой и тем более — с самолета или автобу- Глава 33. Маркетинг в туризме са одной компании на другие без потерь, наконец в возможности покупать любые билеты в единых кассах. Что же касается льгот и дополнительных услуг, то пассажир заинтересован и в их стандартизации, чтобы в конечном счете при выборе маршрута руководствоваться лишь собственными требованиями к скорости, безопасности, надежности и комфорту да еще расписанием, а уже затем реализовать дополнительные требования (или их отсутствие), выбирая класс в том же самолете или тип вагона втом же поезде, зная, что словами «бизнес-класс» или «купейный вагон» уже все сказано о качестве обслуживания. Между тем даже в условиях государственной транспортной монополии такого не было (поскольку фактически собственником было не государство, атранспортные министерства, конкурировавшие между собой), а приватизация еще более отдалила реальную картину от желаемой. Еще раз подчеркнем, что в целом разгосударствление и демонополизация благотворно сказываются на качестве транспортных услуг, а названная проблема, в принципе, разрешима, если осознавать ее наличие. Глава 33. МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |